Исторические пути развития мозаичной иконы, эволюция техники укладки.
Иконопись — это искусство написания икон, священных и религиозных изображений. Одной из форм иконописи считается монументальная живопись, представленная настенными фресками или мозаиками.
В раннехристианской эпохе искусство иконописи активнее всего развивалось в Византии, и одним из самых популярных способов создания икон была мозаика. Эта техника представляет собой составление изображения из кусочков стекла или камня. Она является одним из самых необычных и древних видов живописи; считается, что ее начали использовать уже в 4 тысячелетии до н.э. За долгую историю своего становления и развития мозаичная живопись прошла не один период.
Первые мозаики, датированные VII в. до н.э., встречаются в древнегреческих святилищах и сицилийских дворцах. Материалом для них служила галька. Позже в таких кладках стали использовать камешки кубической формы, которые со временем вытеснили круглую гальку. Скоро стало понятно, что художественная ценность изображения зависит от размеров модулей, так что работа с мозаикой становилась все красивее и кропотливее (примерами могут служить «Голуби на чаше» в Тибуре или «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием» в Помпеях).
В Римской империи мощеные картины существовали с IV в. до н.э. Изображения, созданные при помощи римской кладки, изготавливались из мелких каменных кубиков, прошедших специальную обработку. Основным материалом был мрамор, использовались и другие камни. Здесь нашли свое продолжение некоторые эллинистические традиции, при этом отмеченные аристократической торжественностью Рима. В таком контексте, конечно, рано говорить об иконописи. В основном с помощью кладки изображались сюжетные и геометрические композиции, животные, цветы и копировались существующие произведения искусства. Именно так выкладывались стены и полы дворцов, вилл и общественных учреждений.
После падения империи ее культурной преемницей становится Византия, поэтому технологии укладки разрабатываются дальше. Византийская мозаика возникла уже в начале V века н.э. В отличие от римской традиции, эта техника применялась в первую очередь для украшения раннехристианских храмов, в том числе для написания икон. На этот период приходится начало широкого использования и производства смальты — прочного цветного стекла, которое получается в результате добавления к нему металлических частиц. Смальта и по сей день остается основным материалом для создания мощеных полотен. Среди особенностей византийской техники выделяют обязательный золотой фон, четкость линий контуров, богатство ярких красок. Иконы из мозаики — отличительный признак византийской эпохи. Именно византийская техника иконописи оказала основное влияние на использование мозаики в храмах.
Позже появляется новый вид укладки, получивший название «флорентийской». Ее часто считают вершиной развития этого вида искусства и продолжают использовать и сейчас, создавая большие каменные картины. Особенность флорентийской техники в том, что для укладки не только подбираются камни нужного цвета и оттенка, но также используется их естественный рисунок, из кусков мрамора вырезаются нужные фрагменты картины.
До сих пор иконы из мозаики считаются самыми практичными, долговечными и красивыми, хотя и дорогими из-за кропотливой работы и высокой стоимости качественной смальты. Современные технологии позволяют использовать новые, более прочные клеи и закрепляющие растворы, использовать специальные программы для переноса изображения. При этом современная иконопись сочетает в себе разные старинные техники, они используются в зависимости от цели, размеров изображения и места расположения иконы.
Просмотров: 2036