
Космический туризм (далее – КТ) — орбитальные, суборбитальные полеты в космос в познавательных и развлекательных целях — пользуется с каждым днем все большим спросом среди поклонников экстремальных практик.
КТ, согласно трактовке Space Tourism Guide, включает в себя 3 основных компонента:
- наблюдение запуска ракет;
- посещение космодромов, наблюдение за звездами;
- туристические (суб-, орбитальные, на Луну) полеты в космос.

Исторический экскурс
Основоположником этой отрасли и первым в мире космическим туристом стал американский мультимиллионер Деннис Тито, который еще в 2001 году провел 8 дней на Международной космической станции. К слову, именно он считается первым человеком (частным лицом), купившим себе билет в космос. За удовольствие стать «первопроходцем» Тито пришлось выложить 20 млн. долларов. В течение последующих 8 лет еще шестеро смельчаков повторили подвиг американца — стали полноценными космическими туристами, посетившими МКС.
Если в начале «нулевых» туристические полеты в космос совершались исключительно на борту российского космического корабля «Союз», сегодня с появлением новых компаний-игроков на рынке космического туризма для желающих исследовать внеземное пространство открылись новые привлекательные перспективы.
Организаторы полетов для КТ
Сейчас существует 6 компаний, которые устраивают космические полеты для любознательных туристов:
- Virgin Galactic.
- Blue Origin.
- SpaceX.
- Boeing.
- Axiom Space.
- Space Perspective.
Первые две специализируются на суборбитальных путешествиях, Boeing, Axiom Space отправляет туристов в орбитальные полеты.
Компания Space Perspective работает над созданием уникальной герметичной капсулы, по форме напоминающей воздушный шар — она будет поднимать космических туристов в стратосферу. Первые экспериментальные полеты в таком «транспорте» запланированы на 2024 год.
SpaceX пока сдает в аренду свой космический корабль Crew Dragon для орбитальных полетов, но, в целом, делает ставку на развитие в будущем лунного туризма.
Прайс-лист
Очевидно, что путешествие в открытый космос — удовольствие не из дешевых. Так, за двухчасовой полет на высоту 80 км компания Virgin Galactic сегодня просит 250 000 долларов.
На 50 000 больше любопытному туристу придется выложить за 12-минутый суборбитальный трансфер (100 км высотой), организованный Blue Origin.
6-часовое путешествие (высота 32 км) на корабле Space Perspective обойдется в 125 000 долларов.
«Полноценный» десятидневный орбитальный полет от Axiom Space стоит 55 млн. долларов.
В целом, суборбитальные путешествия обходятся всегда дешевле, так как для них требуется меньше топлива, энергии и времени. Орбитальные же полеты, наоборот, более затратные — они представляют собой беспрерывное движение космического аппарата вокруг Земли на высокой скорости. Такое путешествие может занять от нескольких дней до 2-3 недель и месяца.
«Бюджетный» космический туризм
В США, России, Франции есть несколько коммерческих проектов, которые предлагают туристические полеты на специальных самолетах. Эффекта невесомости добиваются с помощью пилотажных маневров, получивших название «параболы». Чтобы поучаствовать в таком полете, туристы должны представить справку о состоянии здоровья: подтвердить, что не страдают артериальной гипертензией, простудой и не имеют проблем с сердцем.
В дополнение к «невесомости» компании включают в туры параболы для создания эффекта лунной и марсианской гравитации.
К примеру, одно место в невесомом полете (10-15 парабол) на самолете ИЛ-76 МКД российской компании ООО «Страна космического туризма» обойдется пассажиру в 5 000 €. За групповой тур (до 14 человек-участников) придется заплатить 56 000 €.
Аналогичный полет на американском Боинге с учетом налогов, фотосъемки, обеда, экипировки, сувениров стоит 6700$.
Перспективы развития КТ
К 2030 году, заверяют эксперты UBS, объем рынка космического туризма достигнет отметки 3 млрд.$. Одним из самых перспективных направлений отрасли считается использование космических аппаратов для перелетов на дальние расстояния. Так, компания SpaseX планирует в течение последующих 10 лет массовую замену самолетов шаттлами — это позволит, например, сократить продолжительность пребывания в воздухе с 15 часов до 40 минут.
Правда, чтобы такие путешествия пользовались высоким спросом и были доступными, отмечают аналитики UBS, компании будут вынуждены продавать «космические» билеты по ценам полета в бизнес-классе самолета.
Blue Origin стремится сделать полеты в космос короче и дешевле — ее специалисты планируют отправлять космических туристов в суборбитальные путешествия за 200-300 000$ (а не за 55 000 000$, как сейчас).
По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем именно трансферы, при которых скорость летательного аппарата ниже 1-й космической (то есть, недостаточной для выхода на орбиту) станут максимально популярными среди поклонников КТ: они дешевле, технически проще и не требуют такой тщательной подготовки, тренировок, как «полноценные» полеты.
Просмотров: 6504