
Некоторым родителям нравится учить своих детей. Им хочется научить их всему: писать, считать, читать. Однако, если у родителей нет достаточного педагогического опыта, их обучение может только навредить ребенку. Как научить ребенка читать по слогам быстро, делятся педагоги Онлайн Гимназии №1.
Нужно ли учить ребенка читать
Безусловно, учить ребенка читать нужно! Читающему ребенку в первом классе будет гораздо проще. Главное при обучении ребенка чтению – избежать распространенных ошибок, тормозящих процесс обучения навыку.
- Побуквенное чтение
Как правило, родители учат с ребенком алфавит, а потом по буквам начинают учить его читать или выговаривать полные названия букв: "эн", "тэ" и пр. В итоге он не понимает звуко-буквенный механизм слияния слогов, и ему будет очень трудно научиться читать, каждый раз проговаривая мысленно: "эм" и "и" будет "ми".
В школе его будут переучивать, поскольку такое чтение медленное и невнятное.
- Неразвитый фонематический слух
Многие дети страдают неправильным произношением звуков, потому что не могут выделять их в общем потоке речи. Родителям необходимо начинать подготовку к чтению с фонематических упражнений, которые можно найти в интернете. И классическая школа, и онлайн-школа на уроках русского языка дает задания по фонетическому разбору. Подготовленным детям будет проще их выполнять.
- Давление родителей
Дети дошкольного возраста лучше всего учатся, играя. Но многие родители не знают, что в этом возрасте игра – ведущая деятельность, не пользуются дидактическими играми и учат детей с помощью прессинга, криков и угроз. Благодаря такому обучению дети теряют интерес не только к чтению, но и к учебе, в целом.
Как подготовить ребенка к чтению
В последние годы наиболее эффективным методом признан звуко-буквенный метод чтения по слогам, когда дошколник учит и запоминает слоги целиком.
Чтобы научить читать чадо с помощью этого метода, сначала необходимо рассказать о гласных и согласных звуках и о буквах, с помощью которых звуки передают на письме. Ребенку надо рассказать и о том, что звуки используются, когда мы говорим, а буквы, когда пишем. В книгах мы видим буквы, а произносим звуки. Чтобы ознакомить ребенка с каждой буквой, потребуется несколько занятий.
- Ведущая деятельность у детей этого возраста – игра, поэтому учить чтению тоже лучше играя. Возьмите игрушку или предмет, название которых начинается с той буквы, которую собираетесь изучать. Попросите повторить название игрушки.
- Обратите внимание ребенка на первый звук, произнесите его протяжно, отчетливо, сделайте акцент на нем. Попросите повторить и назвать этот звук. Обратите внимание ребенка на положение губ, зубов, языка при его произношении, дайте ребенку зеркало, пусть он видит артикуляцию при произношении этого звука.
- После того, как выучит несколько звуков, поиграйте в игру "Угадай звук" (он должен угадать звук только по положению губ, языка, зубов) и в другие игры. Например, он может называть слова, которые начинаются с этого звука, или вы называете слова, а он хлопает в ладоши, когда слышит этот звук.
- Когда дошкольник познакомился со звуком, можно учить букву. Для этого пригодятся кубики с буквами, буквы на магнитах, чтобы он мог их потрогать. Дайте ребенку время внимательно рассмотреть букву, затем попросите нарисовать ее и рассказать, что ему напоминает эта буква, на что она похожа.
- Как только ребенок освоит 3–4 гласных звука, каждый последующий можно включать в состав слогов. Показав 2 буквы, объясните, что их произносят без остановки, и они составляют слог. Попросите ребенка поставить кубики, чтобы буквы на них составили слог, и повторить его, глядя в зеркало. Ребенок должен видеть, как работает артикуляционный аппарат при произнесении звука. Произносить слог требуется не один раз. Чтобы освоить механизм соединения звуков в слоги, ребенку потребуется примерно две недели. После того, как он научится комбинировать звуки, предложите более сложные сочетания: гласный + согласный и несколько согласных + гласный. Но сначала покажите, как произносят такие слоги и отработайте их произношение перед зеркалом.
Когда начинать обучение чтению по слогам
Учитывая физиологические и ментальные особенности развития дошкольников, психологи не рекомендуют учить читать детей младше 5 лет. Однако ограничивающим фактором может служить не только возраст. На готовность к обучению чтению указывают следующие навыки:
- внятная речь с отсутствием речевых дефектов;
- умение изъясняться предложениями связными и логичными;
- умение пересказать сюжет сказки/мультфильма, рассказать о своих делах в садике или дома;
- умение концентрироваться определенное время на лепке, рисовании, конструировании.
Если 5-летний ребенок обладает этими навыками, это сигнал о его готовности к обучению чтению. В это время стоит начать обучение, чтобы к первому классу ребенок научился читать уже не по слогам, а целиком слова. Навык будет актуальным, поскольку современные первоклассники
Просмотров: 532