Будущее — за интеррелигиозным образованием. «Петербургский диалог» о новом человеке

Участники секции «Церковь» обсудили ресурсы духовного воспитания и образование.

Участники «Петербургского диалога» обсудили ресурсы духовного воспитания и образование. «Взаимодействие государств на уровне менталитетов»,— так определил одну из целей русско-немецких встреч ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.
Председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион обозначил, казалось бы, весьма светский вопрос — каким должен быть человек новой эпохи? Среди известных качеств современного человека — креативность, образованность, эрудированность, мобильность. Нравственный релятивизм, который имеет место в Европе и России, по словам митрополита, ущемляет ценности труда, творчества, открытости, которые совершенно необходимы в эпоху модернизации. Участники дискуссии обсудили духовное воспитание молодёжи в контексте ответственности человека перед другими людьми и перед государством.
Вспоминали исторические уроки прогресса государств путём изжития религии, духовных ценностей в обществе, низведения сущности человека «в винтик» государства — историю нацизма и большевизма, историю падения держав.
Доктор Бернард Грюмме, профессор университета образования Людвигсбурга, обозначил проблему толерантности: «С одной стороны, «инаковость» рассматривается как нечто фольклорное, романтическое, несерьезное, а с другой стороны, чуждость преувеличивается так, что нет возможности оценить потенциал культурных и духовных различий. Это важно, ведь никто из нас не представляет универсальную истину».
Участники секции остановились на качестве программ религиозного просвещения в школе, которые должны ориентироваться на развитие толерантности ребёнка, словами профессора Грюмме, на «восприятии себя в другом и принятие другого в себе», развивая рефлексию собственных предубеждений, мотивировать к самоопределению, иметь нацеленность на общение и сохранение открытости. По единодушному мнению участников секции «Церковь», будущее за интеррелигиозным образованием.
Профессор Московской Духовной академии протодиакон Андрей Кураев рассказал о российском опыте. В рамках эксперимента преподавания религиозной культуры в российских школах, который стартовал год назад, родители выбирают для своих детей один из модулей — основы исламской культуры, буддийской культуры, православия, иудаизма, либо основы мировых культур. Учебники модулей и сами уроки не содержат миссионерского назначения, установлены табу для учителей на призыв к той или иной религиозной практике и обозначение религиозной идентификации учителем. Таким образом, по мнению отца Андрея, достижима цель толерантного духовного развития человека.

 

Просмотров: 547

Автор: Наталья Токарева

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости