Тысяча мелочей от Нелли Уваровой

В мире существуют вещи, без которых жить невозможно.

Тысяча мелочей от Нелли Уваровой - Фото 1
Фестиваль «Реальный театр» открылся в Екатеринбурге постановкой Александра Назарова «Правила поведения в современном обществе». Это моноспектакль, главную и единственную роль в котором сыграла актриса Российского академического молодежного театра Нелли Уварова. Массовой публике она больше знакома по сериалу «Не родись красивой», в котором сыграла нескладную Катю Пушкареву.
 

«Знаешь, где я? Ни за что не поверишь? В театре! Мне случайно дали приглашение на какой-то фестиваль. Оказалось, здесь только спектакли показывают. Я сначала расстроилась, а потом на сцену вышла Катя Пушкарева!» - кричала в телефонную трубку девушка модельной внешности, покидая после спектакля ТЮЗ.

Нелли Уварова сильно переживает, что оказалась плененной образом сериальной героини. И мне, после знакомства с Нелли как театральной актрисой, тоже стало за нее обидно.

Играть моноспектакль очень тяжело. Приходится в одиночку на протяжении всего действия (которое создаешь сама) держать внимание зрителя. Вдвойне тяжело, когда после камерного пространства московского РАМТа попадаешь в хоромы екатеринбургского ТЮЗа. Но Нелли Уварова справилась блестяще.

Сначала зрители обалдели, когда, войдя в зал, вместо привычного занавеса увидели сидящую за кафедрой героиню Нелли - строгую, но несколько нескладную лекторшу в коричневом школьном платье, с вуалью, спадающей на лицо, в лакированных туфельках и сетчатых перчатках. Во второй раз они замерли, когда эта странная девушка из далекого французского прошлого произнесла первые слова: «Если ребенок родился мертвым...»

Спектакль знакомит нас с правилами поведения во французском обществе начала прошлого века.

Оказывается, вся жизнь француза, родись он мертвым или живым («такое тоже бывает») детально расписана. Существует строгий свод правил, канонов и традиций, без которых пройти все этапы жизненного пути (рождение-крещение-сватовство-помолвка-свадьба-серебряная свадьба-смерть-траур-новое рожение) просто немыслимы. Правила регламентируют каждую мелочь. Кто, например, становится крестным первенца?

«Обычно первенцу дают в крестные отцы его дедушку по отцовской линии, в крестные матери - его бабушку по материнской линии. Второй ребенок получит в крестные отцы его деда по материнской линии, в крестные матери - бабушку по отцовской линии.

И так далее, по очереди из обеих семей, по старшинству и, по возможности, чередуя пол. Это несложно». Как должна одеваться девушка на свадьбу? Никаких бриллиантов, ее наряд должен быть скромен и девственен! Вдова, выходя замуж второй раз, должна избегать букетиков фиалок или хризантем - это вдовьи цветы, их наличие может обидеть жениха. И так далее - тысячи мелочей и миллион нюансов. Иначе нельзя!

Для наглядности у лекторши богатый реквизит: свадебное платье, свечи для крещения, картонные фигуры мужчины, женщины и младенца, многочисленные коробки, драже, ширма, которая превращается то в школьную доску, то в свадебный стол. Лекторша даже выныривает из большого сундука, наполненного подарками для невесты (дорогие подарки лучше не дарить раньше времени, чтобы родные невесты не могли их перепродать). Перечисляя имена, которыми можно назвать младенца, и объясняя их значения, она показывает портреты знаменитостей. Произнося имя Джордж героиня высоко поднимает портрет американского президента. Этот персонаж не соответствует временной позиции спектакля, он из будущего. Еще менее он уместен в контексте перечисления старомодных правил поведения. Но в современном театре явление на сцене портрета Буша представляется вполне удачной шуткой. Зал смеется. Зал подыгрывает лекторше, с удовольствием принимая роль студенческой аудитории.

Вообще, спектакль удивительно интерактивен. Нелли Уварова не просто играет: она непосредственно общается со зрителем. Когда в зале зазвонил мобильник, Нелли, не выходя из образа, сказала: «Ответьте. Это может быть важно». Трижды она выводила на сцену мужчин из зрительного зала. Один из них держал свечи «на крещении», другой изображал жениха, третий был танцующим гостем на свадьбе. Я впервые наблюдала в театре зрителей, играющих на сцене. Это стало еще одной милой странностью постановки.

Героиня Уваровой спешит, сбивается, повторяется, спотыкается и жаждет максимально полно изложить все правила, все мелочи, делающие жизнь понятной, упорядоченной и такой ... красивой! Лекторша понимает, что жесткие правила - это кандалы, ограничивающие свободу. Как трагично звучат еле слышные финальные слова: «И так никогда не перестанет происходить!» И вместе с тем, в какой восторг впадает героиня, примеряя платье невесты, изображая помолвку, перечисляя условности, сопровождающие свадьбу, и, говоря, то ли серьезно, то ли шутя: «Молодые - я имею в виду молодых девушек - едут отдельно. И лучше - под охраной!» Зритель начинает сочувствовать человеку, жизнь которого сопровождают строгие правила. Сочувствовать ... И ностальгировать. По тому миру, который мы знаем из рассказов бабушек и дедушек, по старой Франции, в которой никогда не жили, по красоте, изяществу и предопределенности, гарантирующей стабильность. В этом мире даже внезапная смерть не является неожиданностью: не случайно лекторша то и дело замечает: «такое тоже случается».

После спектакля идешь с полуулыбкой. В легкой задумчивости. Глубоко философствовать не хочется. Но эта задумчивость, переходящая то в ироничную улыбку, то в щемящую тоску не покидает тебя ни во второй, ни в третий день после спектакля. Ты чувствуешь, что хорошо вооружен тысячью крайне важных мелочей. И Катя Пушкарева тут не при чем.


 


 

Просмотров: 2066

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером