«Тайная тетрадь» режиссера Алексея Федорченко

Известный уральский кинорежиссер – о «Золоте Маккены», съемках на острове Борнео и о красавицах на съемочной площадке

«Тайная тетрадь» режиссера Алексея Федорченко - Фото 1
– Вам знакома не только творческая сторона кино, вы несколько лет возглавляли продюсерское управление Свердловской киностудии. Можно ли достичь в прокате той ситуации, когда в одном фильме «совмещается» кинематографическое качество и прокатный успех? Чтобы исчезло разделение на фестивальный арт-хаус и коммерчески успешное кино широкого проката? Или таких рецептов не существует?
 

– Вообще, рецептов создания Хорошего Кино не существует. Есть рецепты создания крепкого ремесленного кино – об этом написаны десятки и сотни учебников типа – «Как продать сценарий в Голливуде». Совместить артхаус и коммерцию практически невозможно (исключения подтверждают правило). Артхаус – это Искусство, а чтобы смотреть (читать, слушать…) Искусство необходимо затратить некую энергию, совершить работу, а в кино люди, в основной своей массе, ходят не работать, а отдыхать.

– Вы создали собственную киностудию в Екатеринбурге фактически при отсутствии на рынке кинопроизводства конкуренции? Изменилась ли ситуация сейчас, то есть возросла ли конкуренция? Каково это, иметь собственную киностудию?

– Особенность уральских студий в многопрофильности. В отличии от московских студий, на Урале стараются производить кино всех видов – и игровое, и документальное, и анимацию. Это – традиция. Свердловская киностудия, из недр которой вышли все новые студии, единственная в СССР занималась всеми видами кино. Сегодня в Екатеринбурге существуют около десяти кинопроизводящих организаций. Кажется много, но на самом деле у каждой студии есть своя ниша. Например, у кинокомпании «Снега» – лучшее документальное кино, у нашей кинокомпании «29 февраля» – игровое. Кинокомпания «А-фильм» специализируется на анимации, кинокомпания «Страна» – на телепродукте. Но все эти студии производят и кино других видов, и в новом все может поменяться, и «Снега» сделают гениальный игровой фильм, а мы – что-нибудь этакое в документальном кино. Но это – не конкуренция, а нормальное творческое соревнование. Борьба между свердловскими кинокомпаниями ведется лишь за профессиональные кадры и за деньги областного бюджета.

Иметь собственную киностудию – дело интересное, но очень хлопотное. Это в первую очередь ответственность перед работающими на ней людьми. Хочется, чтобы твои коллеги были рядом постоянно – хорошая съемочная группа превращается в большую семью, но кино – это единичное производство и между съемочными периодами – большие паузы. Но мы постараемся, чтобы эти паузы сокращались до минимума. Я говорю «мы», так как Кинокомпания «29 февраля» создана мной и Дмитрием Воробьевым.

– Вы бываете на многих фестивалях: «Кинопроба», «Сталкер», смотрите много дебютов. Можно ли кратко сформулировать: о чем сегодня думают молодые режиссеры, есть ли какие-то общие тенденции, которые они стремятся отразить в своих фильмах? Или все индивидуально?

– За последний месяц я был в жюри трех российских фестивалей – «Саратовские страдания», «Сталкер» в Москве и «Кинопроба» в Екатеринбурге. Для меня это единственная возможность действительно погрузиться в кино, посмотреть – что снято за год. Интересная программа грузинских фильмов на Кинопробе, замечательные дебюты «Долгая дорога домой» Александра Горелика и «Не страшно» Светланы Федоровой в Саратове, острое социальное кино и удивительные герои – на «Сталкере». Как ни странно, общие тенденции видишь, когда смотришь много плохого кино. Чаще всего «общие тенденции» – это общие штампы, мелкотемье, незнание жизни, отсутствия опыта страданий.

Хорошее кино – индивидуально. Я отсмотрел более сотни фильмов и общей тенденции не заметил, а отметил десяток отличных самобытных фильмов, а это очень много! Например, фильм «Долгая дорога домой». Деревня. В кадре останавливается-глохнет трактор-развалюха с прицепом, груженным пьяными людьми. И тракторист тоже пьяный. И вот в течение получаса они пытаются завести трактор. Иногда он заводится, все усаживаются в прицеп, но он снова глохнет. За эти полчаса на экране проходит целая жизнь – драка, любовь, безнадежность, жизнелюбие. В итоге трактор заводится и, булькая, уезжает. Камера провожает его – дорога уходит за холм, на котором стоит прекрасный белокаменный монастырь. Фильм был в конкурсе любительского фильма, но такой сильной работе мог бы позавидовать любой мастер. Какая здесь тенденция? Не знаю.

– Какие фильмы, которые вы посмотрели, может быть, в детстве, оказали на вас влияние? Что понравилось, что запомнилось, что нравится до сих пор?

– В кино мы ходили на «Золото Маккены», фильмы про югославских индейцев с ГДРовской киностудии ДЭФА. А иногда в кинотеатре «Космос» показывали что-то запредельное – фильмы с международных фестивалей – «Девушки-бойцы», «Возвращение блондина в белом ботинке» и «Мистер Питкин в тылу врага». По телевизору каждую неделю Валентина Леонтьева нам «рассказывала» очередную киносказку. Я наизусть учил песню из «Москвы-Кассиопеи» - «Я возьму этот большой мир, каждый день его, каждый его час. Если что-то я забуду - вряд ли звезды примут нас…». Недавно пересматривал с дочкой советские детские фильмы – «Девочка из будущего» – ритм, казавшийся в детстве жестким и быстрым, оказался бесконечно тягучим. Дочка спрашивала: «Папа, ну когда же он дойдет уже?». Другие времена – другой темп. Но, конечно, эти фильмы и оказали основное влияние на всех нас. А позже – Параджанов, Пазолини, Китано.

– Ваша киностудия снимает и сериалы. Бытует мнение, что сериал – это такой второстепенный с точки зрения искусства продукт. Но на телевидении сегодня очень много, на самом деле, и плохих сериалов. Из чего складывается хороший, качественный сериал?

– Нельзя делать искусство на потоке. Нет времени подумать. Если для кинофильма снимается за смену – 40-60 секунд, то при производстве сериала темпы другие – 10 минут в день, а то и полсерии! Не удивительно, что в сериалопроизводящих компаниях одну серию могут снимать сразу несколько режиссеров – два в павильоне, один – на натуре. Потовыжималка, но затрат сердечности – никаких. Поэтому – холодный продукт в результате. Мы пытались снимать «Похищение воробья» в ритме съемок игрового кино, иногда в убыток себе. Может быть, поэтому сериал получился очень добрым и душевным. Он пока не вышел на экраны, но уже получил приз на фестивале семейного кино «Верное сердце».

– Сценаристы Голливуда до сих пор бастуют и выдвигают мейджорам условия. В России бунта сценаристов пока нет. Ваша киностудия заказывает сценарии у екатеринбургских авторов, в Москве? Много ли в нашем городе талантливых райтеров?

– Талантливых много не бывает. Вообще сценаристов с большой буквы мало не только в России, но и в мире. Вы посмотрите, что снимают сейчас крупные студии, способные потратить на сценарий не одну сотню тысяч долларов! Бесконечные римейки, повторы сотни раз отработанных схем. Четвертая «Пила», вторая «Ирония судьбы». Но зритель смотрит, зритель на этом воспитан – думать не хочется. Наша компания «29 февраля» начала свою работу как сценарное агентство – почти два года мы занимались только накапливанием настоящих драгоценностей – уникальных, оригинальнейших сценариев. Мысль о том, что сценарий – товар и на его продаже можно неплохо заработать, отпала сразу. Хороший сценарий – огромная редкость и мы все сценарии оставили для себя, для своего производства. Сейчас в сценарном портфеле кинокомпании «29 февраля» – пять (это очень много!) классных сценариев, и еще несколько находятся в разработке. Мы ищем авторов имеющих самобытность, взгляд, не замыленный «телемылом». И такие авторы, к счастью, еще есть.

– Если бы вам в руки попал бюджет сопоставимый со средним бюджетом голливудского блокбастера, то какой фильм вы бы сняли?

– Для того чтобы я снял фильм по любому из своих заветных сценариев мне не надо много денег – достаточно одной двадцатой бюджета среднего голливудского блокбастера. Поэтому, если бы мне в руки попал такой бюджет – я бы снял пять фильмов по любимым сценариям, а с остальными деньгами спокойно встретил старость.

– Какие проекты сегодня в разработке на киностудии «29 февраля»: анимация, сериалы, документальное кино, игровое?

– Не считая игрового кино, в разработке сейчас – два сценария полнометражных анимационных фильмов, три – короткометражных, телесериал, несколько документальных проектов. Кроме того, у меня есть тайная тетрадь, которая называется «Мегапроекты» - туда я записываю разные сценарные идеи, так вот, в этой тетради – 54 проекта. Не факт, что все они заслуживают быть воплощенными в жизнь, но там есть, по-моему, несколько весьма интересных идей.

– Привлекаете ли вы к работе на студии молодежь, может быть, с вами работают молодые екатеринбургские режиссеры? Или московская молодежь?

– Если на съемочной площадке начинает появляются молодежь, и, особенно, – красивые девушки, значит, жизнь в кино возвращается. И она возвращается. Фактически весь второй состав нашей съемочной группы – молодежь – они получили специальность на фильмах нашей кинокомпании и сейчас, когда их привлекают для съемок другие студии, «наши люди» отличаются высоким профессионализмом и замечательными характерами. Молодых режиссеров мы пока не привлекаем, но планируем привлечь – компания должна расти.

– Один из предновогодних вопросов: вам нравился фильм «Ирония судьбы» – главное советское предновогоднее кино? Ждете ли чего-то особенного от продолжения?

– Я очень люблю хорошее советское кино – Хуциев, Данелия, Рязанов… Фильм «Ирония судьбы» это не просто хороший фильм, при ближайшем рассмотрении в нем можно найти кучу огрехов («Папа, ну когда же он дойдет уже?»), но это Традиция. И мы вновь и вновь будем пересматривать эту простую добрую историю, как дети, которым перед сном мама рассказывает одну и ту же сказку, потому, что других не надо, а надо эту, чтобы была знакома каждая фраза и каждый взгляд Барбары Брыльской. А от продолжения я жду не больше, чем от нового выпуска капустника «Старые песни о главном».

– А есть ли такие фильмы, которые вроде бы не содержат глубокой философии, каких-то переосмыслений, вроде бы и глупые даже: комедии, сказки, добрые картины которые просто вам приятно смотреть и пересматривать? Что-то простое-простое: как домовенок Кузя, «Крокодил Данди»?

– Я очень люблю пересматривать старые советские фильмы – «Трактористы», «Ленин в Октябре», «Юность Максима», «Два бойца», «Семеро смелых» - фильмы с наивным коммунистическим пафосом. Более «новые» - «Начальник Чукотки», «Три тополя на Плющихе»... Это, конечно, не домовенок Кузя, но – очень люблю.

– Расскажите о географии ваших съемок. Приходилось ли работать в экзотических местах, в экстремальных ситуациях, за границей, за полярным кругом? (на Луне?)

– На съемках фильма «Первые на Луне» Луну мы снимали на стенде в павильоне студии, Чили и Монголию – в Крыму. А вот для того, чтобы снять солдатское кладбище близ Кейптауна и остров Нуку-Хива, мы действительно поехали в Малайзию, на остров Борнео. Деревню морских цыган на сваях мы снимали на тропическом острове, близ места съемок одного из «Последних героев». Фильм «Железная дорога» - многосоткилометровый путь, который герои фильма одолевали на паровозе много дней, мы сняли на четырехстах метрах старой карьерной степной узкокалейки на самой границе с Казахстаном. Там же, в степи, но уже в запретной пограничной зоне, мы нашли красивейшую огромную скалу в форме верблюда и сняли интересный эпизод. На обратном пути ночью заблудились – кругом голая степь и в свете фар – лисы и барсуки. Фильм «Шошо» мы снимали в марийской деревне Шаруньга Унчо, причем первые съемочные дни проходили при температуре минус 30 градусов, и деревня была занесена снегом по крыши изб, а завершались съемки весной, когда уже зеленела трава (в фильме смена времен года происходит в течение одного дня).

– Сейчас в кино пришло много новых технологий, в частности, много говорят о цифровом кино? Вы следите за новинками, будете ли внедрять у себя на студии? Способен ли хайтек привнести в кино что-то новое или это просто технологии?

– Для съемок и монтажа документального кино и телесериалов в формате HD (это формат высокого разрешения, сравнимый с пленкой) наша кинокомпания имеет полную линейку. А также – несколько графических станций для производства компьютерной графики и трехмерной анимации. Я не любитель большого количества компьютерных спецэффектов в кино – но мы в силах сделать (и делаем) большие работы для себя и других студий.

– Известно, что в России пиратство отравляет жизнь и режиссерам, и прокатчикам, и директорам кинотеатров? Лично вы пострадали от деятельности пиратов? Какие видите методы борьбы кроме жесткой законодательной инициативы, которая тоже необходима? Может быть, сделать более доступными для широких слоев населения лицензионные записи (дешевле)?

– Нельзя сказать, что я пострадал от пиратов, скорее они помогли мне в распространении и популяризации фильма «Первые на Луне» – я купил диск с моим фильмом на Брайтоне, мне прислали диски из Германии и Австралии. Как бороться с пиратами я не знаю, бороться с пиратами – это другая профессия. Надо будет перечитать Стивенсона…

– В каком состоянии сегодня российская система кинопроката, какие у нее плюсы и минусы? Что нужно улучшить для обоюдной пользы зрителей и режиссеров?

– Для обоюдной пользы зрителей и режиссеров нужно больше показывать зрителю хорошее кино. Сказки про то, что фестивальное кино – не форматное, не рейтинговое давно опровергнуты конкретными примерами. Когда канал ТВЦ провел телефестиваль Настоящего документального кино – эти фильмы собирали очень большую долю зрителей, а победил тогда мой «неформатный» фильм «Давид». Нужно больше показывать хорошего кино и зритель научится смотреть хорошее кино. А если все время показывать будни зоны – зритель полюбит будни зоны. Вот и все.

– Говорят, что российская анимация менее конкурентоспособна по сравнению с западной, хуже окупается. Но сегодня снимается много анимационных фильмов, на фестивале «Кинопроба» очень хвалили продукцию вашей киностудии и киностудии «Снега». Когда российская анимация будет коммерчески успешной? Можно ли это как-то спрогнозировать?

– Вы все время спрашиваете меня про деньги. Пока российская анимация не думает про деньги, она имеет свое лицо. Как только у нас создается так называемый «коммерческий продукт», анимация теряет индивидуальность и становится подобием западного коммерческого кино. Просто нужно решить – на что ты хочешь тратить жизнь – зарабатывать деньги или делать свое кино. Как то, так и другое возможно, и не зазорно, но это разные пути.

– Присылают ли вам как продюсеру свои сценарии, задумки, проекты начинающие режиссеры? Готовы ли вы взять в производство дебютные проекты или пока не встречалось ничего стоящего?

– Присылают и очень много. В основной массе это графомания. Я бы очень хотел, чтобы каждый год наша студия «29 февраля» снимала бы новый дебют. И я буду к этому стремиться и искать хороших смелых и талантливых ребят.

– О чем и каким будет ваш следующий фильм? Что это будет за история?
 

– «Небесные жены» – 23 микроновеллы разных жанров (и мелодрама, и мистика, и трагедия, и комедия) о марийских женщинах. Фильм-орнамент, фильм-календарь. Волшебные истории о волшебном мире. Мире, где уживаются съезд передовиков сельского хозяйства и жуткий Праздник киселя, поэт песенник и Синий лось, колдуны-плеватели и страшная лесная женщина Овда. И море Эротики, Плодородия.

– Сегодня в России снимается очень много фильмов, что-то доходит до зрителя, что-то нет. Можно ли спрогнозировать когда наша киноиндустрия станет такой же мощной, как, скажем Голливуд? Или Болливуд?

– В Индии в среднем выходит два фильма в день. И только для индийского зрителя, а индийских зрителей, скажем, один миллиард. То есть, примерно один фильм в год для одного миллиона индийских зрителей. В России – примерно 140 миллионов жителей, и в год выходит сколько фильмов? Примерно 140! Один фильм в год для одного миллиона российских зрителей. Чем не Болливуд? Рашавуд. Исходя из этих цифр – надо просто увеличивать численность населения – увеличится количество производимых фильмов?

– Что презентует ваша киностудия и вы как режиссер в 2008 году?
 

– Началась работа над большим игровым проектом, о котором я пока говорить не буду. В новом году планируем выпустить несколько документальных фильмов. А 29 февраля наша кинокомпания отметит свой первый за четыре года день рождения екатеринбургской премьерой фильма «Железная дорога».

Просмотров: 2187

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

вторник, 23 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

Бастрыкин заинтересовался пьяным ДТП, где погибли 13-летняя девочка и собака

Сегодня в 12:05

Бастрыкин заинтересовался пьяным ДТП, где погибли 13-летняя девочка и собака

Он поручил представить доклад о ходе расследования уголовного дела.

Школьник-сатанист изрезал ножом двух девушек во время вписки в Петрозаводске

Сегодня в 12:02

Школьник-сатанист изрезал ножом двух девушек во время вписки в Петрозаводске

Обе пострадавшие госпитализированы с проникающими ранами шеи, груди и рук.

Евгений Куйвашев обсудил в Хайрулло Бозаровым сотрудничество Свердловской и Ферганской областей

Сегодня в 11:49

Евгений Куйвашев обсудил в Хайрулло Бозаровым сотрудничество Свердловской и Ферганской областей

Встреча двух руководителей прошла на полях выставки ИННОПРОМ в Ташкенте.

СК возбудил уголовное дело на виновника ДТП, где погибли 13-девочка и собака

Сегодня в 11:42

СК возбудил уголовное дело на виновника ДТП, где погибли 13-девочка и собака

Мужчине грозит до 12 лет лишения свободы.