«99 франков». Корпорация нестрашных монстров

Состоялась премьера фильма-экранизации одного их самых ярких романов современности.

«99 франков». Корпорация нестрашных монстров - Фото 1
Роман Фредерика Бегбедера «99 франков» вышел во Франции в 2000 году и сразу же стал лидером продаж. Сатирическая книга, обличающая целлулоидный мир рекламы, задела самые тонкие струны в душе французов. Автора тут же прогнали из рекламного агентства, в котором он трудился. Но Бегбедер не расстроился, а написал еще много прекрасных и успешных романов, которые мы с удовольствием читаем.

Книга пришлась обществу, как говорится, «в жилу», автор поймал витающее в воздухе настроение: когда реклама уже надоела и начинает смутно раздражать, но источник раздражения пока непонятен. Самое время для разоблачения этого глянцевого и мишурного мира. Но вот XXI веку «99 франков» уже пришлись не ко двору. Экранизацию, спустя семь лет после выхода романа, вряд ли будет ждать такой же бешеный успех. Почему?

В 2000 году Бегбедер рассказал миру об второй стороне рекламного мира. Это была чистейшей воды провокация, так как реклама, конечно, раздражала, но оппозиция – реальный мир – мир потребления еще не была сформирована, реклама еще не стала жупелом рынка продаж товаров и услуг, а люди относились к роликам типа «Данон» весьма благосклонно. Поэтому выход «99 франков» был сродни откровению – люди увидели, что собой реклама представляет на самом деле. И обыватель окончательно укрепился в своих подозрениях, да что там, подозрения, что то-то здесь не так сразу переросли в уверенность. После Бегбедера прилавки книжных магазинов заполнили книжки авторов-эпигонов. Затем волна дошла и до нас, в России появился Сергей Минаев, который в серии своих романов раскритиковал не только рекламистов, но и пиарщиков всех мастей, попало и журналистам и прочей братии, чья работа выдавать желаемое заказчиком за действительное в промышленных количествах. Люди узнали мир рекламы близко, он предстал во всех подробностях. Сейчас  любой современный человек, начитанный и неравнодушный к современному искусству знает в подробностях всю технологию построения второй реальности. Таинственный флер с рекламы спал, а многочисленные сатирики перестали быть провозвестниками истины. И сами настроения в XXI веке поменялись.

Сегодня принято скорее любить общество потребления, а реклама стала вполне благопристойным явлением. Вернулось в обиход понятие креатива – сегодня, чем креативнее рекламная кампания, тем круче. Покупатель уже не такой дурачок как 10 лет назад, ему не подавай абы что, ему нужно чтобы «впаривали» талант красиво и талантливо. Рекламисты продают уже не йогурт «Данон», но стиль жизни. Никогда еще мечту не предлагали в витрине так красиво и так открыто. Потребление  перестало быть смертным грехом, и по планете с триумфом шагает шопоголик Бекки Блумвуд (героиня популярной серии романов Софи Кинселлы, книга «Тайный мир шопоголика» готовится к экранизации). В обществе сменились приоритеты. И злой, сатирический Бегбедер уже вряд ли придется ко двору.  В 2008 году запланирован выход фильма "Generation П" Wow! экранизации, некогда культового романа Виктора Пелевина. С романами Пелевина вообще странная штука, это очень актуальные на момент своего выхода произведения, которыми зачитывается вся российская молодежь. Пелевин – великий концептуалист и сегодня в моде его Empire V, а не Generation П". Поэтому фильм, скорее всего, вызовет интерес, но откровением не станет. Откровение на то и откровение, что оно появляться только тогда, когда это нужно. Как только романы Пелевина теряют актуальность, они моментально переходят в разряд просто хороших книжек. Также произошло и с Бегбедером.

На самом деле те вещи, о которых сегодня с экрана кинотеатра рассказывает альтер эго писателя Октав, никуда не исчезли. Реклама по-прежнему – талантливый способ одурачивания масс. Люди XXI века так же как люди века XX предпочитают не создавать, а потреблять, только делают это с большей интенсивностью. Потому что потреблять уже не плохо, а хорошо.  Состояние общества, по сути, тоже, только общество потребления уже донельзя окультурилось. Поэтому способно иронизировать над собой. Напряжение спало и фильм «99 франков» станет развлечением для интеллектуальной молодежи. Современный человек отличает белое от черного, способен осознать, что нужно не только потреблять, но и производить, способен к рефлексии, но не более. Время яростного отрицания в прошлом.

Фильм «99 франков» логично сравнить с картиной «Здесь курят», хотя, пиарщик табачной компании боле демонический персонаж, нежели креативщик рекламного агентства. В подборке сатирических лент экранизация романа Бегбедера займет достойное, а сегодня и, пожалуй, первое место. Фильм снят талантливо, он очень небанален и достаточно оригинален. Для сравнения можно взять отечественную попытку снять кино на ту же тему – вялый и неубедительный фильм «20 сигарет», который не лишен известного обаяния нового российского кино, но в целом зарубежным сатирам проигрывает. Безусловные достоинства «99 франков», которые и обеспечат, как нам кажется успех фильму, имеют на 100% кинематографическое происхождение. Сюжет развивается очень логично, повествование сложно и многослойно, оператор подошел к делу, как сказал бы рекламщик, очень креативна. Плюс присутствует некий налет инфернальности, так как главный герой живет все-таки в двух мирах: в реальном и в том, что он сам конструирует.  Новых «фишек «в восприятии мира фильм не подкинет, но это просто хорошее кино.

Мы посмотрели фильм в мультиплексе «Салют».

 

Просмотров: 1994

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

четверг, 28 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

«Уралуправтодор»: «29 марта в Свердловской области ожидается гололедица и метели»

Сегодня в 18:03

«Уралуправтодор»: «29 марта в Свердловской области ожидается гололедица и метели»

Также неблагоприятные погодные условия ожидаются в других регионах УрФО.

В Бишкеке сильный ветер сорвал кровлю со здания МЧС

Сегодня в 17:55

В Бишкеке сильный ветер сорвал кровлю со здания МЧС

Пострадали крыши и других зданий в городе.

МЧС: «Ходить по Городскому пруду в Екатеринбурге, где лед уже рыхлый, опасно»

Сегодня в 17:52

МЧС: «Ходить по Городскому пруду в Екатеринбурге, где лед уже рыхлый, опасно»

Толщина льда не более 40 см, и он напитан водой.

Лакшери торговый центр Limerance перепрофилируют под «существующие реалии»

Сегодня в 17:37

Лакшери торговый центр Limerance перепрофилируют под «существующие реалии»

До 31 мая в нем планируют закрыть все бутики элитных брендов.

Покупка хот-дога на заправке помогла жителю США выиграть 1 млн долларов

Сегодня в 17:33

Покупка хот-дога на заправке помогла жителю США выиграть 1 млн долларов

По словам мужчины, ранее он уже покупал лотерейные билеты, но суммы выигрыша не превышали 100 долларов.