«Человек-подушка»: Кровавый гиньоль в ТЮЗе

Страшная сказка поставлена Олегом Гетце. Только для взрослых

«Человек-подушка»: Кровавый гиньоль в ТЮЗе - Фото 1
Девочка и маленькие яблочные человечки с лезвиями внутри, хромой мальчик-крысолов, истекающий кровью, мрачный писатель и его полоумный брат, их родители-садисты – образы пьесы «Человек-подушка» Мартина Макдонаха, которую 22 февраля представляет екатеринбургский ТЮЗ. Спектакль режиссера Олега Гетце может стать самой яркой постановки текущего сезона. Гиньоль «Человек-подушка» – душераздирающий триллер и сложная психологическая драма одновременно, постановка, в которой реальность и вымысел сплетаются в жуткую комбинацию.
 

Пьеса ирландского драматурга Мартина Макдонаха «Человек-подушка» (The Pillowman)сегодня является одним из самых популярных и шокирующих театральных сочинений. Эксклюзивные права на первую в России постановку получил МХАТ имени Чехова, где за постановку взялся Кирилл Серебренников, режиссер черной комедии «Изображая жертву». МХАТ воспользовался переводом Михаила Барского. Питерский театр «Приют комедианта» и екатеринбургский ТЮЗ взяли к постановке пьесу в переводе Павла Руднева.

Реальность «Человека-подушки» многослойна. В настоящем времени спектакля писатель Катурян пишет рассказы, в которых взрослые зверски мучают маленьких детей, и читает их своему слабоумному брату Михалу. Затем в городе начинают находить мертвых детей, убитых так, как описывал писатель в своих рассказах. В доме автора и его брата находят коробку с отрезанными пальцами. Обоих бросают в тюрьму.

Большое значение для понимания настоящего имеет прошлое Катуряна и Михала, которое Катурян вспоминает в камере. Прошлое занимает в хоронотопе спектакля значительное место. Катуряна как будущего литератора родители любили и развивали его литературные наклонности, ставя странные эксперименты. Заключались они в том, что родители зверски мучили по ночам брата автора, чтобы начинающий писатель мог слышать жуткие звуки и вдохновляться ими. Из первого ребенка вышел очень мрачный новеллист. Второй ребенок повредился в уме. Однажды юный писатель наткнулся на рассказ, написанный кровью. В ту же ночь он задушил подушкой мать и отца и покинул родительский дом, забрав с собой брата.

Существует еще рассказ «Писатель и брат писателя», написанный самим Катуряном и о котором он рассказывает в тюрьме. В нем второй ребенок гибнет, написав своей кровью удивительно светлый рассказ, который писатель никогда бы не смог создать, даже приложив все свои усилия.

В пьесе причудливо перемешано настоящее и прошлое, вымысел и реальность. Основное действие, по сути, происходит только в рассказах Катуряна и в прошлом. Фактическая реальность ограничена рамками тюремной камеры, которая находится в городе какого-то тоталитарного государства. Кроме Катуряна и Михала в пространстве пьесы существуют еще следователи Ариель и Тупольски.

На сцене всего четыре человека, но персонажей в «Человеке-подушке» гораздо больше. Это дети из рассказов, мальчик из камеры в родительском доме, сами Ма и Па писателя, это, наконец, Человек-Подушка, персонаж, избавляющий детей от тягот взрослой жизни путем смерти от несчастного случая. Вторую реальность режиссер Олег Гетце создает с помощью кукол и человечков из бумаги. Использование кукол позволило автору проводить параллели с гиньолем. Гиньоль – это пьесы, спектакли и сценические приемы, основанные на изображении злодейств, избиений и пыток. Гран Гиньоль назывался театр, работавший в Париже в начале XX века. Театр был создан для того, чтобы удовлетворять потребность людей в ужасном. Ужасы Гран Гиньоля затмила Вторая мировая война и театр закрылся в 1962 году. Гиньоль у Олега Гетце – это способ изображения всего, что не помещается в камере, где сидит писатель, но существует в воображении автора.

В постановке Кирилла Серебренникова во МХАТе имени Чехова «Человек-подушка» спектакль зрелищный – много персонажей, эффектные декорации, много бутафорской крови. ТЮЗ выбрал более сдержанный вариант. Как утверждает Гетце, основной темой в пьесе Макдонаха все же является тема сложных взаимоотношений творца и его произведений. «Катурян видит, что его рассказы привели к кошмарам, и задается мыслью – зачем это все? Может быть, это совсем не нужно и рассказы лучше уничтожить. Но все-таки решает сохранить свои произведения. Может быть, эта пьеса в чем-то шокирующая, но я старался не акцентировать внимание на отрезанных пальцах, а найти такую форму, в которой все происходящее выглядело бы как художественное произведение», - рассказывает Гетце.

Гетце попытался «смягчить» впечатление, сделав центральной фигурой самого Катуряна и минимизировав присутствие остальных персонажей. Персонажи появляются в воспоминаниях, в рассказах, в кошмаре. «Я хотел сделать сказку для взрослых и постарался, чтобы она была рассказана в каком-то смысле детским языком. Чтобы действие перетекло из реальности в абсолютную сказку», - рассказывает Гетце.

Исполнитель роли Катуряна из второго состава актер Илья Скворцов согласен, что акцент на ужасных подробностях в данном случае необязателен. «Сказки Катуряна – это ужас, который написан. Благодаря декорациям Шубина мы создали сказочный мир для взрослых. Катурян пишет «страшилки», но если мы посмотрим на это символически, то поймем, что при взрослении человек сталкивается с душевной болью», - говорит Илья.

Создатели хотели сделать из «Человека-подушки» абсолютную сказку для взрослых. Утверждать наверняка, что новый спектакль ТЮЗа – это спектакль – ТОЛЬКО о литературе и детских страхах нельзя, слишком все-таки сильны элементы классического триллера, которые составляют сюжет первоисточника, самой пьесы. «Человек-подушка», конечно триллер, но триллер очень эстетский и вычурный. Что должно привлечь к постановке самую разную аудиторию – от просто любителей черных страшилок, до людей, настроенных на философские размышления об ответственности автора, о литературе, о символизме.

Дети на этот спектакль не допускаются.

Просмотров: 4724

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

суббота, 20 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

Вчера в 17:53

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

В 2017 году мужчина попался на том, что установил камеры в женских туалетах.

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Вчера в 17:42

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Здание магазина потребовалось снести для расширения улицы Татищева.

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Вчера в 17:33

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Пуско-наладочные работы планируется завершить уже в июне.

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Вчера в 16:55

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Несовершеннолетние признались, что получили задание от украинских кураторов.