«Граница». Как скинхед съел скинхеда

На экране – первый фильм ужасов про неонацистов.

В Екатеринбургском «Киноплексе» стартовал показ хоррора «Граница» режиссера Ксавье Генса («Хитмэн»). Зрителей порадовали вполне классической «потрошиловкой» с модным политическим подтекстом. Смелость эксперимента французских кинематографистов заслуживает уважения. Но удалось им не все. Об этом – в тексте JustMedia.

Действие разворачивается во Франции, во время очередного межэтнического конфликта. На улицах куча битого стекла, дым, огонь и много крови. Арабы вновь жгут чужие тачки. Представители коренного населения бреются наголо и убивают арабов. Арабы тоже бреются наголо и убивают белых. Стремительно увеличивает свой электорат ультраправая партия, которой пророчат большинство в парламенте…
На этом фоне в Париже группа «заточенных» под скинхедов полукровок занимается мародерством и убийством полицейских. А где-то около границы с Бельгией активизирует подпольную работу недобитый фашист-каннибал со своей худоголовой семейкой. По воле режиссера эти группы маргиналов встретятся. И зритель получит порцию добротного комбинированного фарша – из белого и смуглого мяса.
Выглядит это как крепко сбитый слешер, по фабуле близкий уже классической «Техасской резне бензопилой». Снова глухая провинция, которую жители мегалополиса видели всего пару раз в жизни, и считают чем-то средневеково-непонятным. Еще одна заброшенная фабрика. А на фабрике как пауки в засаде сидят малообеспеченные и злющие враги современной демократии и глобализации. Они устроят еще одну старомодную проверку на выживание для детей большого города. С пытками, членовредительством и полной расчлененкой.
Частенько режиссер вполне сознательно выдает жанровые клише. Очередной поворот «не туда», который все портит. Стандартная проверка на толерантность, которую проваливают все городские пижоны: воротишь нос от нашего скромного быта, значит, умрешь. Безуспешная попытка снять друга с крюков для разделки туш. «Спасительный» автомобиль с маньяком за рулем… С каждой такой сценой тают иллюзии по поводу жанровой самобытности французского хоррора.
Новизна «Границы» – только в месте действия и в политической составляющей. В фильмах, подобных «Бензопиле», объектами обостренной ксенофобии становятся представители урбанизированной и заброшенной «одноэтажной» Америки. В «Границу» режиссер для остроты добавил тему расовой нетерпимости. В этом фильме пугать французов извращениями неонацистов так же логично, как в «Хостеле» эксплуатировать недоверие Запада к восточной Европе. Только вот свой «фашистский» козырь режиссер выбросил не очень эффектно. Не правда ли, международный клуб палачей в «Хостеле» выглядит правдоподобнее и потому – мрачнее, чем штаб квартира ветерана СС в фильме Ксавье Генса?
В принципе, ход авторов понятен сразу. Застенки обычного палача при всех стандартных атрибутах очень легко превращаются в концлагерь. С коробками, в которых хранятся части тела, документы, очки и прочие трофеи маньяков. С паровой (почти газовой) камерой, в которой погибает одна из жертв. Со специальной территорией, на которой расселены жертвы неудачных экспериментов по выведению здорового представителя чистой расы… Почти ничего менять не надо, достаточно немного обновить реквизит. Это авторам фильма удалось. Проблема – в другом. Главные нарекания вызывает отец семейства маньяков-фашистов, похожий на престарелого комика Задорнова.
При появлении этого наци-подпольщика звучит неуместный для фильма ужасов смех. Его манеры слишком карикатурны, да и действия не бесспорны. В частности, решение, провоцирующее главный конфликт. Старому нацисту взбрело в голову, что для продолжения рода его сыну нужна жена. На роль жены, как ни странно, выбирается жертва далеко не арийской внешности, да еще и беременная от представителя неопределенной расы. У этой семейки около сотни трупов в холодильнике, а они не могли найти себе для «новой крови» подходящую туристку. Может, во Франции из-за арабов окончательно перевелись блондинки? Лови тогда бельгийку, граница-то рядом… Иначе маньяк перестает быть маньяком. Ведь развитие мании все-таки предполагает какую-то внутреннюю логику.
Фашистский старикашка в «Границе» больше подходит для треш-экспериментов типа «Дома 1000 трупов» Роба Зомби. А серьезный хоррор (именно таким хотели сделать «Границу»), требует большей похожести на правду. Впрочем, нужна ли режиссеру полная правда?
Дети фашистского лидера выглядят убедительнее, чем он сам. Если бы носителями нацистских идей в фильме были только они, зрелище могло получиться более цельным. Но… В таком случае режиссер рисковал бы стать слишком социальным. Это была бы не война с призраками прошлого, а настоящая битва современных наци с пока еще представителями меньшинства, которые уже научились брить головы. В принципе, сцен такой войны в фильме немало. До и после появлений на экране гитлеровца-папаши зритель видит жесткую грызню на национальной почве. Именно грызню, в которой представитель одной расы зубами рвет горло оппоненту, а потом издает победный звериный вой… Что будет, если оставить эту молодежь без присмотра старикана, пусть и карикатурного, но зато четко персонифицирующего зло прошлого века?
Ксавье Генс снял «Границу» до своего известного фильма «Хитмен». Но увидели мы ее только сейчас. Если бы режиссер убрал из «Границы» стандартные для фильмов про семейку маньяков сюжетные линии, на выходе мог получиться жесткий скинхед-хоррор. И такой фильм могли вообще не выпустить в прокат. Кстати, если следовать такой логике, все заимствования Ксавье Генса из других «дорожных» слешеров выглядят оправданными. Стандарты фильмов ужасов как бы смягчают жесткую остросоциальную начинку.
Если так, то и легкий налет треша режиссеру простить можно. Но, все-таки, прощать не хочется. У Ксавье Генса был вполне реальный шанс сделать свой фильм правдивым и злободневным на гране скандала. А получился просто хороший слешер. Возможно, один из лучших в 2008 году. Но не больше.
Раз уж «Граница» показана, и революции не случилось, сейчас интересен не сам этот фильм. А возможные проявления последователей Ксавье Генса. Возможно, более радикальные проявления.

Просмотров: 2082

Автор: Николай КУРИЛОВ

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Наталья Лесникова, ГИБДД Екатеринбурга:

«Даже в самую ненастную и дождливую погоду нужно помнить, что небо голубое»

воскресенье, 05 июля

Сегодня

+17
+17
+24
+24
Днем
+17
+17
Вечером
Загрузка...

Последние события

03 июля 2020 в 19:55

Главный эпидемиолог Екатеринбурга объяснил, какие случаи коронавируса попадают в официальную статистику

Александр Харитонов прокомментировал слитое в сеть письмо главы Роспотребнадзора.