«Нефть». Капиталистический реализм

Неромантичный взгляд на добычу «черного золота».

В российский прокат вышел оскароносный фильм «Нефть». Режиссер Пол Томас Андерсон присвоил экранизации романа Эптона Синклера пафосное название «И будет кровь» (There Will Be Blood). Русский прокат был более скромен. Тем более, что роман Синклера так и называется – Oil («Нефть»).

Американская киноакадемия высоко оценила картину. Дэниэл Дэй-Льюис получил статуэтку как лучший актер, удостоился награды и оператор - Роберт Элсуид. Номинирован же фильм был в восьми номинациях. Неудивительно, «Нефть» имеет огромное значение прежде всего для самих американцев. Эта картина – пристальное и трагическое исследование неотъемлемой категории американской жизни – успеха. Проведенное писателем, которого многие современники считали истинным сторонником рабочего движения, социал-демократов и коммунистов. Эптона Синклера условно причисляют к созданном журналистами движению «разгребатели грязи». В конце 80-х годов XIX века в Нью-Йорке и Бостоне появились журналы The Forum  и The Arena, публиковавшие сенсационные разоблачительные материалы в основном на политические и экономические темы. Примерно на это же время приходится расцвет основных нефтяных корпораций США, который начали скупку оскудевших земель на всех побережьях и штатах, с целью открытия нефтяных скважин.

С «разгребателями грязи» Синклера роднит глубокий гуманистический пафос. После публикации его романа «Джунгли» о жизни рабочих на бойнях Чикаго, президент Теодор Рузвельт издал первые законы о контроле качества питания. Синклер всегда был на стороне человека и против корпораций. Он протестовал не против капитализма как такового, скорее против бездушной корпоративной общности, которую формировали нефтедобытчики, коммерсанты, продажные газетные синдикаты и забывшаяся церковь.

Главные герои «Нефти» - собственно добытчик «черного золота» Даниел Пленвью и жадный до наживы проповедник Церкви третьего откровения Элай. Элай сам родом из глуши – Нового Бостона готов продать свою землю под нефтедобычу за 5000 долларов. Дэниэл Пленьвью со своей стороны готов делать практически все, что угодно, преступая границы обычной человеческой морали, чтобы заполучить как можно больше земель для прокладки нефтепровода. Врать, поклоняться идолам и чужим богам. Труды и дни этих типичных для своего времени и очень неприглядных персонажей – предмет исследований «реалиста капитализма» Синклера. По сути, и проповедник, и нефтяник – две личности, которым их «бытие» на сто процентов определило «сознание». По сути, здесь нет даже противостояния, роман о том, как жажда наживы и нефть свели с ума двоих средних американцев. Один чисто физически сильнее и выносливее, но оба полные психологические развалины. Проповедник – фанатик, лишенный чувства личностной целостности. Нефтедобытчик – старый негодяй, которого бесконечно сильно точит паранойя, порожденная чувством вины перед сыном и перед обманутым народом. Фильм «Нефть» получился мрачным, категория успеха становится карикатурной, а общий колорит зловещим. При ретроспективном взгляде все банальности обретают плоть. Призраки раннего капитализма у режиссера Пола Томаса Андерсена «оживают» и предстают перед зрителем во всей своей красе. И затертые, казалось бы, утверждения, что алчность – это плохо, а альтруизм – это хорошо и далее на ту же тему вновь обретают краски.

Единственное хочется отметить, что в экранизации основную образную нагрузку взял на себя Дэниел Дэй-Льюис, за счет чего остальные персонажи, даже проповедник, выглядят блекло и не фактурно. Вся вселенная «Нефти», по сути, вращается только вокруг фигуры злополучного нефтедобытчика, остальные персонажи – жители пустоши Сенди, представители организованной корпорации добычи нефти Standard Oil, друзья, враги и конкуренты стали статистами. Что, в общем то, объясняется банально актерским мастерством и не особо обедняет картину. Ну и, конечно, «Нефть» - очень американское кино, не лишенное, впрочем, сильного общегуманистического пафоса.

Кстати, американский народ, которого в лице жителей пустоши обманул Пленвью пообещав доллары за разработку, в ту бурную эпоху далеко не безмолвствовал. 5 мая 1911 года председатель верховного суда США Эдвард Уайт огласил окончательное решение по делу, получившему название «Народ против Standard oil». Крупнейшую компанию-монополиста Америки обвинили в сговоре с целью ограничения свободы торговли и противоречии общественным настроениям. Standard oil была поделена на 34 самостоятельные компании. Идеи, витавшие в воздухе, воплощенные писателями и журналистами нашли свои воплощение.

Мы посмотрели фильм в мультиплексе «Салют».
 

Просмотров: 1109

Автор: Таис ЖАНГАРИНА

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Анна Бабкина, УПН:

«Наслаждайтесь жизнью. Уезжайте-уезжайте за город: купаться в карьерах и озерах».

вторник, 14 июля

Сегодня

+28
+28
+36
+36
Днем
+22
+22
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 12:15

Дома культуры в Екатеринбурге могут перейти в подчинение главам районов

Такое решение уже рассматриваем в городской администрации.

Сегодня в 11:54

Высокинский провел прием граждан в удаленном режиме

На все вопросы сегодня должна дать ответы администрация Ленинского района.

Сегодня в 11:21

Священников скандального отца Сергия ждет церковный суд

Решение вынесут уже после Царских дней.