Сказка про доктора Джонса и Хрустальный череп

Новая история о приключениеях археолога в шляпе вышла в мировой прокат.

«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» продолжает традицию начатую сериалом 27 лет назад.  Максимум экшена, харизмы и юмора, минимум какой-либо логики. Сериал об «Индиане Джонсе» – сказка из 80-х годов. Несмотря на обилие политики в каждом из фильмов, это и есть настоящие, современные сказки для взрослых. Постараемся это доказать. Но наш разбор будет носить строго околонаучный характер.
Начнем с того, что каждый фильм о приключениях археолога и преподавателя «на полставки» повествует о некоем чуде, которое никак нельзя объяснить с точки зрения логики. В «Ковчеге завета» археолог искал некий древний артефакт, в котором содержатся остатки скрижалей, данных Богом Моисею. В «Храме судьбы» Индиана Джонс сталкивается с кровавой богиней Кали, а в «Последнем крестовом походе» он ищет древний Грааль, сакральный предмет рыцарей-крестоносцев.
В чудесах «Индианы Джонса» состоит его отличие от современного фанстастико-приключенческого кино, в котором подо все происходящее подводится псевдонаучная база: мутации, радиация, биохимия, нанотехнологии и т.д. «Индиана Джонс» в этом плане просто апофеоз ненаучного волшебства. Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что в «Королевстве Хрустального черепа» есть намек на науку – обладатели древнего артефакта, за которым охотятся спецслужбы США и СССР вроде бы инопланетяне, по крайней мере, выглядят как пришельцы в сериале «Секретные материалы», а в конце фильма в небо взмывает циклопическая летающая тарелка. Но чудеса древнего города Эльдорадо все же остаются больше похожими на сказку как в «Храме судьбы», а артефакты древнего города хранят истинную магию.
Поверить в сказку может помочь некоторая типизация главных героев. В прошлом веке зарубежные и отечественные ученые, в частности Владимир Пропп разработали типологию сюжетов для сказок, особенное внимание уделив волшебным сказкам (сказки с чудесным содержанием). Из их трудов следует, что типических сюжетов не так и много. Трактуя исследование в чисто популярном ключе мы обнаруживаем, что истории об «Индиане Джонсе» – это, возможно, сказки об обладателе талисмана, об обладателе чудесных предметов. Индиана Джонс по наущению спецслужб, злодеев, деревенских жителей отправляется на поиски чудесного артефакта. Ситуация схожа со сказочной – когда злой правитель посылает героя на поиски молодильных яблок, живой воды, сказочной принцессы и всего такого прочего. Вариант с «пойди туда не знаю куда» не подходит, так как доктор Джонс чаще всего знает, куда он идет и зачем именно.
В каждой сказке есть персонажи относящиеся к общей категории. С героем мы определились. Согласно классике, антагонист (антигерой, вредитель) появляется в ходе действия два раза (Пропп «Морфология сказки» здесь и далее).  В первый раз он является внезапно, со стороны (прилетает, подкрадывается и пр.), а затем исчезает. Во второй раз он входит в сказку как персонаж отысканный, обычно в результате путеводительства. Здесь мы не видим четкого соответствия, так как у советской шпионки Ирины Спалько немного иной курс перемещений.
Даритель в сказке еще один персонаж, обычно встречен случайно, чаще всего в лесу (избушка), или в поле, на дороге, на улице. Как дарителя мы можем трактовать образ профессора Оксли, безумного хранителя Хрустального черепа и проводника в таинственный город. Он дарит знание, но не артефакт.
Волшебный помощник или помощник из мира животных. Вот чего чего, а таких персонажей в сериале об Индиане Джонсе предостаточно: животные помощники – чаще всего обезьяны окружают доктора Джонса. Толку от них чаще всего немного, но они есть хотя бы в качестве антуража. В «Королевстве Хрустального черепа» юный герой Шиа Ла Бефа будет перемещаться по джунглям вместе со стаей обезьян.
Итак злая воля отправляет Генри Джонса младшего в путь, ему противостоит антагонист, которого тоже интересует древнее знание, но с уже потребительской точки зрения. Индиана Джонс как герой сказок и мифов, переживающих падение под землю, смерть и возрождение с помощью мертвой и живой воды, выживает в эпицентре термоядерного взрыва. Это фильм о поиске, о потере, об обретении, о знании. Обо все о том, что волнует человечество с момента зарождения цивилизации на Земле. Мифы, которыми жили прародители современного горожанина, легенды, дошедшие до современников в виде сказок. Таких, на первый взгляд, разных и таких одинаковых.
Мы намеренно не касались других сторон фильма, но можем сказать, что искушенному зрителю будет на что обратить внимание. Не только красоты древних городов, Америка 1957 года в разгар охоты на коммунистов предстанет в нескольких ярких образах, достойных мифологии того времени. Генри Джонс младший несколько изменится со времен «Крестового похода», и мы имеем в виду не только возраст. Зритель встретится с персонажами из далеко прошлого Индианы. Ну и, наконец, экшен-сцены здесь просто, повторимся, сказочные, а последняя сцена фильма почти в стиле ретро – дань уважения богатому прошлому Индианы.
Мы посмотрели фильм в мультиплексе «Салют».



Просмотров: 6920

Автор: Таис ЖАНГАРИНА

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Мария Колобова, старшеклассница

«Осень полна новых эмоций, впечатлений и знакомств»

вторник, 28 сентября

Сегодня

+4
+4
+7
+7
Днем
+4
+4
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 18:21

Руководитель благотворительной организации «Вместе ради жизни» рассказала о влиянии коронавируса

Из-за пандемии были отменены групповые занятия и встречи.

Сегодня в 17:58

Заместитель губернатора Павел Креков сообщил об увеличении коечного фонда и завозе новой партии вакцин в Екатеринбург

В городе фиксируется рост заболеваемости вирусными заболеваниями, в том числе, и коронавирусом.

Сегодня в 17:39

Жильцов из аварийного жилья начнут расселять с 2022 года

Так распорядился Владимир Путин.