«Пила». Инструкция по «садо-гуманизму» № 5

На экранах - новая часть самого успешного "пыточного" хоррора всех времен.

«Пила». Инструкция по «садо-гуманизму» № 5 - Фото 1

В Екатеринбурге состоялась премьера сиквела культового фильма ужасов — «Пила-5». Продолжение истории о кровавом Конструкторе по кличке Пила, который учит людей «ценить жизнь» посредством кровавых пыток, вновь собрало полные залы. Большая часть публики после просмотра сделала вывод, что пятая часть «Пилы» удалась. И, пожалуй, оказалась лучше, чем предыдущая серия. Хотя и у скептиков есть свои аргументы. Обо всем этом — в тексте JustMedia. 

В фильме «Пила-5» (Saw-V) многое понятно сразу. Предельно ясно, что Конструктор (Тобин Белл) из мертвых уже не восстанет, но по традиции будет появляться во флешбеках, проливающих дополнительный свет на сцены расчлененки из предыдущих серий. После финала четвертой части не было сомнений, что продолжать Игру будет детектив Хоффман (Костас Мандилор), а его соперником может стать агент Страум (Скотт Петтерсон). Так и происходит. С самого начала понятно, кто есть кто. И это сюжет не портит. Просто зрителя освобождают от необходимости прокручивать в голове тысячи загадок, которыми была перегружена четвертая часть. Режиссер вместо того, чтобы сбивать публику с толку, спокойно рассказывает о том, как Хоффман познакомился с Конструктором и пошел по его стопам. Этот рассказ построен на череде флешбеков, которая вполне хронологически упорядочена, что также упрощает задачу зрителя. Эта простота, как ни странно, принимается с благодарностью, ведь зрителю и так расслабляться не придется.

Во флешбеках, занимающих добрую треть фильма, рассказывается о том, что у Конструктора уже давно был еще один помощник — Хоффман. Режиссер особо не углубляется в воспоминаниях до 1-2 частей фильма (хотя необходимые связки все-таки присутствуют) и обращается к 3-4 сериям, показывая, как Хоффман помогал Конструктору готовить его хитрые ловушки. Вот здесь зрителю все-таки приходится напрячь мозг (хотя, по умолчанию все должны быть знакомы с предыдущими частями сериала). Но сложность этой игры — не на уровне «hardcore» как в прошлом году, а скорее ближе к «normal». Это позволяет высвободить активные ячейки мозга под проживание очень сочной персональной драмы Хоффмана, вступившего на путь подражания Конструктору после гибели сестры. Это дает возможность оценить зловещую красоту психологического спарринга Пила-Хоффман и получить удовольствие от прослушивания монологов Конструктора (спасибо сценаристу!), которым сам Ганнибал Лектор мог бы позавидовать.

Расслабиться тут невозможно. Параллельно разворачивается конфликт между Хоффманом и агентом Страумом. И третья, программная линия сюжета посвящена пыткам. В качестве жертв на этот раз выбраны пятеро успешных представителей среднего класса, так или иначе (за деньги и прочие бонусы) замешанных в истории гибели восьми человек при пожаре жилого дома. Им предстоит пройти серию ловушек, из которых не всем удастся выйти живыми. В общем, напряжение в зале гарантировано. При этом, если говорить языком компьютерных игр, «геймплей» в Игре № 5 — на пять баллов. Сюжет не провисает, тепморитм грамотный, все развивается по здоровой логике, идентификация с персонажами — комфортная… В общем, в этой серии создатели фильма оказались не слабее самого Конструктора, который сказал: «Если ты умеешь предугадывать мысли человека, ошибки не будет». Можно смело резюмировать, что все ожидания зрителя режиссер оправдал.  

Да, про скептиков. После премьеры некоторые жаловались, что для их мозга фильм оказался простоват. Типа, сразу все понятно. Но, как отмечено выше, именно «горизонтальная» простота освобождает место для «глубинных» разработок, для копания в характерах и мрачной философии этого кино. 

Как умирают герои «Пилы-5», через какие пытки им придется пройти, описывать не стоит. Об этом вы и сами догадываетесь, ведь не первый год уже в Игре. Стоит только отметить, что режиссер по-прежнему придерживается фирменной как бы «садо-гуманистской» схемы. У героев снова есть выбор: умереть или вопреки боли, страху и рефлексам попытаться выжить (штучки маньяки Аманды, которая лишала своих жертв шанса на выигрыш, на этот раз не проходят). К выживанию есть два пути: стать «сильнейшим» и прокладывать дорогу по трупам, или через личную жертву — ради себя и того, кто рядом, ради жизни как таковой. Тот, кто на это неспособен, пачкает руки чужой кровью, но едва ли приближает спасение. Помните дилемму из первой части: застрелить соседа или отрезать ногу? Оба варианта по-своему болезненны. Но правильный все-таки — второй. «Самая отвратительная вещь — убийство», — как ни странно эти слова принадлежат самому Конструктору. Но едва ли справедливость этой фразы очевидна для участников Игры, как, впрочем, и для всех сидящих в кинозале… И после просмотра уже привычный для аудитории «Пилы» вопрос «Что бы сделал я?» снова не дает покоя. Это значит, что со своей сверхзадачей киношники справились хорошо.

Кстати, стоит похвалить создателей, что они пригласили в фильм не дешевое пушечное мясо, а таких как Джули Бенц (звезда сериала «Декстер», миссионер Сара из «Рэмбо-4») и очень перспективного Грега Брика («Выживший», «Пристрели их»).

Больше о сюжете писать не буду, все увидите сами.
 

Терапевтическая резня
Расчлененка и пытки, которые становятся все изощреннее, продолжают диктовать свою моду на киноэкранах. И «Пила» остается безусловным лидером этого направления.

Во многом, благодаря тому, что «Пила» представляет собой очень грамотное эстетское смешение психологического триллера и тортур-муви (torture-movie, фильм про пытки, поджанр хоррора). В отличие от того же вполне самобытного фильма «Хостел», «Пила» все-таки глубже на уровне сверхзадач, мифологии персонажей и провокационных философских месейджей к зрителю.

Другие проекты, выдержавшие постановку сиквелов, пожалуй, и не вспомнишь. Ведь заслуженные и культовые «Техасская резня бензопилой», «Хеллоуин», «Пятница 13», «У холмов есть глаза» и т.п., по сути, уже представляют слешер — другой поджанр фильма ужасов, описывающий проделки маньков, вооруженных разными видами холодного оружия.

Успех «Пилы» главным образом обусловлен тем, что режиссер предлагает зрителю не просто сцены пыток. Подобное «чистое насилие», во-первых, не всем по душе (аудитория была бы значительно меньше), да и наскучило бы это быстро. Создатели «Пилы», работая на стыке жанров, превращают обычный безысходный для героя-жертвы тортур-муви в физически болезненную и психологически невыносимую триллер-игру. Эту игру можно выиграть, но только благодаря правильным выборам и решениям, необходимость и последствия которых шокируют не меньше, чем сами сцены насилия. Грубо говоря, страшна не кровь. Страшно, как меняется человек при виде крови. Этот принцип, кстати, с успехом используется в другом редком жанре хоррора, также проложившем себе путь к большим бюджетам на рубеже веков. Иногда этот поджанр называют infection-horror — фильм о страшной и заразной болезни (которая способна лучших друзей превратить во врагов, что и вызывает напряжение в зале), лучшими его представителями являются фильмы «Лихорадка» и «Руины».

Главный страх в таких фильмах — не хоррор-сцены как таковые, куда важнее страх перед необходимостью сделать выбор, болезненный для тела и совести. После просмотра этот страх остается где-то в сознании в виде того-самого вопроса: «Что бы сделал я?» При правильном ответе такой страх становится целительным. И тогда Конструктор как бы говорит вам: «Поздравляю, вы победили».

Едва ли наберется большой запас веских аргументов у того, кто попробует заявить, что фильмы, подобные «Пиле» — некая тупая кровожадность, свидетельствующая о некой морально-этической деградации зрителя и прочих проблемах, приписываемых современному обществу. Не так уж все запущено. Напротив, благодаря подобным продуктам некогда второсортный жанр «horror» с каждым годом становится глубже и ценнее. Поэтому такие вещи все-таки стоит смотреть.

Мы прошли сеанс хоррор-психоанализа в кинотеатре «Салют».

Просмотров: 2607

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером