«Тарас Бульба». Жил грешно и умер смешно

В Екатеринбурге состоялась премьера фильма по повести Николая Гоголя.

В Екатеринбурге состоялась премьера фильма «Тарас Бульба». JustMedia смотрел этот исторический боевик в ККТ «Космос». И много смеялся.
Режиссер Владимир Бортко («Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита») совершил фееричную по наглости попытку выйти из формата телесериала на большой экран. Получился в целом неплохой исторический экшн. На пять баллов — из десяти возможных. В чем причина, напишу ниже. А пока — комплименты.
Во-первых, спасибо за отлично переданный на экране дух казачьего разгильдяйства (это эвфемизм, тут уместен термин и покруче — из словарика ненормативной лексики). В Запорожский Сечи, ребята, творится настоящий треш и угар! Горилка льется в глотки литрами. Задолжавшего денег Боярского приковывают к пушке, пока кто-нибудь не выкупит бедолагу. За убийство по пьянке живого виновника хоронят вместе с гробом жертвы. Процветает националистический экстремизм (как бы сейчас сказали наши законники), порой казаки даже похожи на современных скинхедов. В основном достается евреям, которые в фильме постоянно называются «жидами» и «собачьими сынами». Впрочем, ближе к финалу фильма евреи скажут свое веское антирасистское слово. Есть там очень красивый и мощный монолог торговца-еврея, который основательно вправил мозги бритоголовому националисту Бульбе. Письмо турецкому султану - отдельная хохма. Мастерски казачки разложили знаменитое художественное полотно по ролям. И как только не приложили бедного султана! Письмо, кстати, так и не отправили. Но это уже не важно. Главное ведь - сам процесс! Ведь чем заняться нормальному белому христианину без войны? Пить и хулиганить! 
Мега-респект за Боярского! Думаю, все, кто видел фильм, здесь меня поддержат. Михаил Сергеевич просто красавец, хоть и дрищ. Даже интересно, что дрищ! Зато силища в нем богатырская, и вопли «Собачий сын!» получаются не хуже фирменного «Каналья!»
От мужской половины населения спасибо за то, что исполнительница главной женской роли так похожа на Натали Портман. Лучше бы, конечно, постельную сцену с Натали, наконец-то увидеть. Но и так тоже вполне «зачетно».
Спасибо за адекватную тем суровым временам жесткую сцену пыток сына Бульбы — Остапа. Очень достоверно и по-хорошему пафосно это получилось. В стиле «Храброго сердца». Гибсон бы одобрил.
А теперь — о том, за что пятерку уж точно не поставишь.
Самое главное — почти проваленные батальные сцены. Здесь мастер крупного и среднего плана Бортко дал ощутимую слабинку. Заметно, что военный блокбастер взялся делать «сериальщик». Те самые крупные и средние планы хороши. Сцены гибели главных героев действительно впечатляют, отрубленные головы валятся с плеч вполне убедительно, животы вспарываются достоверно, по разрубленным доспехам можно изучать урон, наносимый козачьей саблей. Это да. Но когда в кадре появляется задний план, публика смеется. Массовка там бряцает оружием просто уморительно. В детском садике дерутся лучше. Удивляет и разочаровывает тактическая мысль баталиста-Бортко. Перед съемками этого кино, ему бы не помешал двухмесячный курс прохождения компьютерной стратегической игры реального времени. Да хотя бы тех же хитовых «Козаков», мастерски сделанных украинскими товарищами.
Абсолютно бестолкова сцена осады польской крепости. Казаки, конечно, эксцентричными придурками были, но так вот по-тупому погибать — это уж слишком. Да и сами поляки — не блещут сообразительностью. Только где-то ближе к финалу бойни у стен крепости оказывается, что в крепости-то есть пушки! А где они раньше были? Омлет в них, что ли, взбивали? Почему бы без напрасных жертв и увечий осажденным для начала не расстрелять казаков из орудий? До этого бы семилетний компьютерный геймер догадался! Но только не Бортко. «Не верю!» в этом месте говорят все зрители мужского пола. И даже некоторые дамы. А сами казаки, кстати, тоже могли бы пострелять. Пушки у них были. Только почему-то не функционировали.
Почти провалена сцена казни Бульбы. Очень уж он смешно сгорает на костре. Очень уж «депутатские» речи толкает. Понятно, что по тексту книжки. Но это ведь кино, господа!
Да и сам эпизод выхода Бульбы один на один с польским войском не очень убедителен.
Убийства жены Бульбы в книжке не было. И можно было бы без него обойтись. Добавив этот элемент в сценарий, авторы подарили Бульбе очень веский мотив воровать и убивать. Но ведь по-настоящему в начале всей истории он был просто чубатым забиякой. Лучше бы таким и оставался. Это могло быть интереснее, ведь не часто встретишь в исторических постановках такого вот персонажа, склонного к слабо мотивированному насилию.
Выше был комплимент Остапу, очень убедительно погибавшему на польской плахе. Зато Бульба эту сцену тупо покомкал. «Слышишь ли ты меня, батька?» — кричит вздернутый на дыбе Остап. «Слышу, сынку!» — отвечает замаскированный в толпе Бульба. Зеваки оборачиваются на его голос… Следующий кадр: Бульба чуть ли не в панике куда-то скачет по заснеженной равнине. Как это понимать? Гнались за ним с самой городской площади? Или он там полгорода вырезал и домой поехал? Вопросы — к Бортко. Может быть, изначально сцена на казни и была снята в законченном виде, но в кино она выглядит грубо обрезанной. А ведь эта одна из ключевых сцен фильма!
Этот аргумент можно оспорить. Но, по-моему, сцены флешбеков оформлены очень уж заурядно. Все очень просто: если герой вспоминает, то изображение — ч/б. Понятно, что автор фильма «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» неравнодушен к белому и черному на экране. Но в данном случае этот прием выглядит не очень убедительно. И несколько жестковато для картинок из той эпохи. Все-таки ч/б экран — это начало XX века, и поэтому ч/б очень уместно в экранизациях Булгакова. А в гоголевской истории — как-то не по делу. Кстати, о чем это вспоминал несколько раз Бульба? Что-то там вроде про Турцию было. Но зачем, не очень понятно.
Если продолжить ругать картинку фильма, то стоит вспомнить постельную сцену. Зачем нужно было применять «художественное» размытие изображения голой полячки? Особенно, если после склейки другие кадры — уже четкие, и груди там тоже есть на полэкрана? Зачем, а? Ностальгия по совковой «эротике» времен Перестройки и чернухи? Спасибо, конечно. Но как-то не к месту.
А еще оператор не очень старательно поработал над созданием эпического полотна. Больше бы съемок, например, с вертолета. Больше бы красивых панорам. Больше бы съемок исторических зданий и декораций. Не хватает всего этого. Негде взору богатырскому разгуляться.
Вот, пока все. Если еще что-то припомню, допишу. Или вы допишите, уважаемые читатели.
И еще. Что бы про это кино не говорили, смотрите его в нормальном кинозале! Торрент-трекеры и прочие обменники файлов здесь — плохие помощники.
Напоследок выложу выходные данные фильма. Чтобы исправиться за то, что кроме Бортко и Боярского никого не упомянул в тексте. Да и чтобы поисковики на этот текст более доброжелательно реагировали.

Режиссер: Владимир Бортко.
Актеры: Игорь Петренко, Богдан Ступка, Владимир Вдовиченков, Магда Мельцаж, Юрий Беляев, Михаил Боярский, Александр Дедюшко, Петр Зайченко, Владимир Ильин, Любомирас Лауцявичюс, Ромуальд Макаренко, Алексей Огурцов, Даниэль Ольбрыхский, Ада Роговцева, Борис Хмельницкий, Сергей Дрейден, Екатерина Новикова.
Сценарий: Владимир Бортко, Игорь Митюшин.
Оператор: Дмитрий Масс.

Просмотров: 5145

Автор: Николай КУРИЛОВ

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Дарья Сокол, журналист:

«Зима часто может преподнести нам большие сюрпризы»

вторник, 26 января

Сегодня

-15
-15
0
0
Днем
-17
-17
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 09:20

В Екатеринбурге по решению суда остановили демонтаж здания ПРОМЭКТа

Такое решение принял суд, рассмотрев иск прокурора Октябрьского района Екатеринбурга.

Сегодня в 09:00

Ночью на Эльмаше сгорел киоск

Площадь возгорания – 8 кв. метров.

Вчера в 17:12

Путин ответил Навальному за свой «дворец»

Президент фильм не смотрел, но в чем суть знает.

Вчера в 16:59

Высокинский перед заседанием Заксобрания заручился поддержкой депутатов

Завтра его кандидатуру на пост первого вице-губернатор будет утверждать областной парламент.