Гэри Мур — прекрасный музыкальный «убийца»

В «Телеклубе» он продемонстрировал шрамы на лице, но никак не на сердце.

Гэри Мур — прекрасный музыкальный «убийца» - Фото 1

Усталым взглядом Гэри Мур обвёл комнату. 24 октября в небольшом пресс-центре отеля «Хайятт» яблоку негде было упасть: посмотреть на живую легенду пришли журналисты и «простые смертные». Меломаны принесли на встречу кипу виниловых пластинок (на аукционе будут стоить дороже — цинично подумала я), остальные взяли музыканта в «прицел» своих зеркальных камер. Все взгляды сосредоточились на простом человеке в центре комнаты, а он чуть рассеянно смотрел на нас. Гэри Мур — давно не тот прекрасный юноша с виниловой обложки, он не молод и выглядит старше своего возраста. В первую минуту, когда ведущая объявила выход Гэри, никто не понял, где же он: в комнату зашёл заспанный немолодой мужчина в удобном спортивном костюме. Он прилетел в 4 утра, устал и давно не высыпался, вечером снова в дорогу, в Пермь, — внешний вид волнует его меньше всего. Усталое землистое лицо немного жмурится при вспышке фотокамер, глаза устало следят за фотоаппаратами — когда же эти вспышки закончатся, но ему, конечно, не дают отдохнуть. Вероятно, это было непросто, ведь через несколько часов должен был начаться концерт.

Неужели этот человек всё ещё обладает тем голосом «белого негра» — сильным и глубоким, голосом идола блюза? Я выросла на его песнях и эта встреча, безусловно, значила очень много. Молодой переводчик не успевал переводить вопросы для Гэри, но он понятливо кивал головой журналистам, угадывал вопросы и загодя отвечал. Немногословность он компенсировал богатой мимикой своего удивительного лица. Услышав в вопросе упоминание наркотиков, он воскликнул «No Drugs!» — слишком много знакомых умирало на глазах от этого недуга. Когда он слушает, глаза становятся совсем другими, как у ребёнка — очень молодые, блестящие. Часто после вопросов он начинает улыбаться во весь рот, или откровенно смеётся, закрывает половину лица рукой, смотрит исподлобья ,как маленький мальчик. Пытается рассказать о том, что любит больше всего — о музыке, своей музыке, но вопросов о ней мало. Больше спрашивают о жизни, и вопросы кажутся ему чудаковатыми. «Помните, Гэри, Питер Грин дарил вам гитару как подающему надежды музыканту, кому бы вы дали свою?». «О!,— улыбается Гэри Мур.— Это хороший вопрос, но я продал её года три назад. Дорого. Но у меня есть.. ещё!».

В конце концов, кто-то не выдерживает и говорит: «Гарри, чем бы вы занимались, если бы не стали музыкантом?». «Я.. музыкант, всегда был музыкантом»,— не понимает Гэри Мур. «Но если бы у вас не было музыки?». «Как это, не было музыки, когда она у меня есть?»,— всё ещё недоумевает он. «Другая профессия в жизни»,— не унимается журналист. «Ах, это,— говорит Мур и надолго замолкает.— Murder. Убийцей. Мне бы пришлось стать убийцей, если бы у меня не было музыки». Зал смеётся, с красочной мимикой артиста всем всё ясно, дополнительный перевод не требуется. Последний вопрос в зале — поднимается хрупкая блондинка и спрашивает рок звезду: «А как же девушки на ваших концертах — симпатичные бывают?». Выслушав до конца перевод Гэри начинает смеяться долго и весело, как ребёнок. «Девушки — да, на моих концертах всегда было много девушек, они стояли и кричали в первых рядах. И всегда находились парни, которые утаскивали их назад, злобно сверкая на меня глазами». Здесь он становится немного задумчивым. Из-за такой вот девушки в Лондонском клубе музыкант получил свой знаменитый шрам на подбородке. Наступает свободная минута и люди подходят с подарками и дисками. Представительство Уральского Битлз Клуба дарит яблоко и членский билет, Гэри опасается брать его в руки и плохо понимает, зачем ему это дали. «Не больше одной пластинки на подпись!»,— предупреждает ведущая. Гэри устал. Мы смотрим, как он уходит по коридору — никого не пускают вслед, и я с ужасом думаю о том, как же он будет петь сегодня вечером.

Лучшие в жизни три минуты

В ангаре «Телеклуба» мы ждали появления легенды. Продавались именные футболки с портретами Гэри Мура, дисков так и не было замечено. Призывно виляли и обеспечивали хороший звук подвешенные под потолком матрацы, а мы — ждали. Есть только одна возможность сфотографировать «короля блюза» — выйти во время второй песни Over The Hills And Far Away к сцене, песня специально отрепетирована для фотосъемки. Три минуты у сцены с фотоаппаратом, и всё — с фототехникой в зале находиться запрещено, подходить к сцене — тоже. Грея фотоаппараты, мы, журналисты, стояли на холоде и вслушивались в звуки за шиферными стенами. В это время в зале взорвалась интеллектуальная бомба — Гэри вышел на сцену и, не предупреждая и не здороваясь, сразу же запел. Большой интернациональный ангар взревел. Кричали женщины со стажем от сорока, пожилые мужчины и их подростки-дети. Концерт был начат со «второй» песни Over The Hills And Far Away. Мы мёрзли, переминались с ноги на ногу и тихо подпевали…

С первым аккордами The Rising сквозь толпу и охрану — к самой сцене. Как он там? Какой он сегодня? Гэри Мур стоял в нескольких метрах от нас. Он успел сменить спортивный костюм на тёмный камзол и гитару и теперь стоял, решительно глядя в зрительный зал своими немного детскими глазами. Его лицо было белым, со лба лился пот и смешивался со слезами. Это была выразительная, но страшная маска — сможет ли он петь? Ни на кого не глядя, музыкант медленно подошёл к микрофону, открыл рот и… запел, как бог. Голос звучал не то что не слабее, он был чище и лучше студийных записей, это был красивый, сильный, молодой и очень глубокий голос «без возраста». Ни единой ноты фальши, отлично отстроен звук — он не заглушал, а лишь подчёркивал голос.

Живые концерты имеют свою специфику и, обычно, шероховатости. Группа Гэрри Мура не «облажалась» ни разу. По его голосу невозможно было догадаться, где он находится, настолько легко получался звук, казалось, что он открывает рот совершенно не напрягаясь, а музыкальное КПД составляет по меньшей мере 500%.

Нил Картер пел и играл на клавишах. Совершенно бритая голова и немецкий профиль — он был в ударе. Вблизи его глаза оказались голубыми, он экспрессивно играл и отлично пел, а затем, когда партия переходила к Гэри Муру, подходил к сцене, всматривался в зал и улыбался, — кто же вы, загадочные русские зрители.

«Никакой фальши не должно быть в музыке или игре, зал — это ретранслятор и всё мгновенно чувствуется. Если ты не веришь в то, что играешь — они чувствуют и не верят тебе»,— говорил Гэри Мур в одном из своих интервью, и сегодня не изменил своему принципу. Выкладывался на максимум. Так он мог бы петь в Олимпийском или в Лондоне, но сегодня он был в «Телеклубе» и его искренности было всё равно, публика какой национальности стоит внизу.

Барабанщик Дэрриэн Муни практически не был заметен из-за своих впечатляющих инструментов. Однако, его «вклад» в сегодняшний концерт был слышен даже дилетанту — бешеные ритмы, он использовал бочку с двумя педалями. Вглядываюсь в эти лица сквозь линзу фотоаппарата, одно за другим. Они составляют странное ощущение: с ними не хочется злиться, пропадает любая агрессия. Забываешь кто ты, где ты, сколько бессонных ночей ждёт впереди.

Use to be so easy
To give my heart away
But I found that the heartache
was the price you have to pay

Под эти звуки хорошо лететь по ночному хайвэю, когда воздух такой влажный и прохладный, на небе море звёзд и солирует гитара. Музыка ночных цветов… Наши три минуты вышли, охрана проводила нас от сцены и вот мы снова на морозе. Идём, несколько оглушённые. Молчим, улыбаемся. «Ну как вам?»,— спросил один из журналистов. «Лучшие три минуты в жизни»,— ответили мы.

В зале мы смешиваемся с толпой. Рядом со мной стоит женщина, которая вполне могла бы быть моей школьной учительницей — под ритмы блюза её очки в толстой роговой оправе встряхиваются, и тело угловато конвульсирует в одиноком танце. На поручень залез мужчина лет сорока с лишним — кричит «Йеху» и машет руками, чуть не плачет, требует «Ещё, ещё!». Его жена в толпе радостно улыбается. Много молодых и очень молодых лиц, золотая клубная молодёжь прекрасно вписывается в концепт. Сегодня все едины, нам поёт  отличный человек, не имеющий возраста. Но долго наблюдать за толпой невозможно: он играет так, что только музыка и ничто больше не может занимать внимание. То подходит к сцене, то отходит. Даёт соло бас-гитаристу Джонатану Нойсу, картинно аплодирует ему. Затем сам с непринуждённой лёгкостью перебирает струны пальцами, делая с ними нечто невообразимое, и звук длится, длится и длится, заходит за грани разумного. Зал ошеломлённо стихает, группа делает паузу, а Гэри всё солирует и улыбается. В некоторых песнях действительно появился ирландский проигрыш, национальный мотив, но такой приятный и не заметный, что если бы не комментарии самого Мура, на него можно не обратить внимание. Затем он делает вид, что уходит. Зал нервничает, беснуется. Скандирует «НЕТ, Гэри!». Он непринуждённо идёт к барабанной установке и наигрывает длинный блюзовый мотив. Видимо, сейчас будет что-то новое, все молчат. Гэри неожиданно разворачивается и мотив под его пальцами после нескольких нот превращается в до боли знакомый каждому Still Got the Blues for you. От неожиданности его звуки тонут в шкале радостных аплодисментов. Гэри Мур умеет заводить зал. На первый взгляд незаметно, вскоре каждый оказывается вовлечённым в процесс, и не отрываясь следит за происходящим на сцене: мало ли что ещё выкинет. Самые неприступные лица плывут от улыбок, прыгают, машут руками… кажется что и сам музыкант с каждой минутой всё больше заряжается от зала положительной энергией, он явно чувствует себя лучше, постоянно солирует.

Строчки так и не прозвучавшей моей любимой песни One Day (The Sun Will Shine On You) опишут его лучше всего:
I've seen that look somewhere before
your sorrow is like an open door
you've been this way for much too long
somebody must have done you wrong.

(Я видел этот взгляд и до этого… Твои сожаления как открытая дверь, ты так долго стоял на этом пути, что кто-то должен был сказать, что ты ошибаешься. В один из дней солнце будет святить на тебя, превратив слёзы в смех..).

P.S.Отдельную признательность хотелось бы выразить «Телеклубу», благодаря которому сегодня каждый мог ощутить сияние этой звезды первой мировой величины.

ФОТОрепортаж с концерта смотрите здесь.


Просмотров: 7138

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером