Цой умер. Фестиваль в честь юбилея легенды русского рока в очередной раз это доказал

Организаторы фестиваля «Цой жив» перенесли публику в эпоху Ленинградского рок-клуба.

Цой умер. Фестиваль в честь юбилея легенды русского рока в очередной раз это доказал - Фото 1
 

Предупреждаю сразу, никакой объективной оценки и взвешенной критике в этой статье не будет. Это всего лишь субъективный взгляд человека, который мечтал попасть на фестиваль «Цой жив» и попал на него.

Цой умер. Фестиваль в честь юбилея легенды русского рока в очередной раз это доказал - Фото 2
Начну, пожалуй, с того, что фанатом творчества Виктора Цоя и группы «Кино» я никогда не был. Нет, у меня была кассета с лучшими песнями Цоя, и я знал наизусть «Хочу перемен», «Звезду по имени Солнце» и еще с десяток самых раскрученных песен. Но шел на концерт я по другой причине. Во-первых, хотелось послушать с детства любимых исполнителей — Костю Кинчева, Славу Бутусова, Юру Шевчука, Эдмунда Шклярского. Во-вторых, окунуться в атмосферу Ленинградского рок-клуба. Ну и, наконец, отдать дань уважения одной из ярчайших звезд русского рока — Виктору Цою 21 июня исполнилось бы 50 лет.

Надо отдать должное организаторам — атмосферу им как раз передать удалось. Несмотря на то что арена КРК «Уралец» оказалась в десятки раз больше подвала дома на улице Рубинштейна, 13, репертуар, грязный звук, духота и, главное, видеоряд создавали ощущение, что ты здесь, в середине 1980-х. Ты знаешь, что слово «рок-н-ролл» под запретом, и оттого его слаще произносить. Ты готов к тому, что в любой момент может нагрянуть милиция и завести на тебя дело. Но перед тобой на сцене стоит 25-летний кореец с гитарой и слегка гнусавым голосом поет о свободе. И эти песни, и этот голос делают тебя свободным.

Цой умер. Фестиваль в честь юбилея легенды русского рока в очередной раз это доказал - Фото 3
В этом отношении администраторы сделали невозможное и перенесли всю публику на 20-30 лет назад. Но был в организации один серьезный промах. Зная, что вовремя такие фестивали не начинаются, что первые музыканты поднимаются на сцену в лучшем случае с задержкой в полчаса, я решил прийти с запасом. И пожалел. Минут 40 я простоял в очереди на вход, поэтому пропустил одно из самых долгожданных выступлений — группу «Алиса». Впрочем, я верю, что Костя Кинчев, один из лучших друзей Цоя, почтил память Виктора Робертовича как надо.

Не обошлось и без сюрпризов. Организаторы, отказавшись от услуг конферансье Артемия Троицкого, пригласили вести концерт еще одного из основателей Ленинградского рок-клуба Александра Семенова. Компанию ему составил Михаил Семенов, лидер группы «Декабрь». В паузах между выступлениями групп ребята с воодушевлением травили байки о бытности рок-клуба и собственно об имениннике — Викторе Цое. Интересно и ненавязчиво. Помогая понять, каким же он был — легендарный рок-музыкант. Публика вела себя уважительно, внимала каждому слову ведущих. Кто-то с интересом, кто-то с
Цой умер. Фестиваль в честь юбилея легенды русского рока в очередной раз это доказал - Фото 4
ностальгией. В зале было много взрослых состоявшихся мужиков, которые достали из глубины шкафа футболки из юности с надписями «Кино», «Алиса», «ДДТ». Приезжали на дорогих иномарках, с женами и маленькими детьми. Распивали на улице французский коньяк и виски (во Дворце спорта алкоголь не продавался). И шли в толпу, и прыгали рядом с молодежью, вытягивая вверх козу и яростно размахивая давно состриженными хайерами.

Цой умер. Фестиваль в честь юбилея легенды русского рока в очередной раз это доказал - Фото 5
Что же касается самих музыкантов, и тут были сюрпризы. Приятные и не очень. То есть, кто-то превзошел мои ожидания, а кто-то откровенно разочаровал. Достаточно ровно, но в своей стилистике исполнил цоевские «Алюминиевые огурцы» и «Это не любовь» «Пикник». Эдмунд Шклярский сотоварищи играли на фестивале по праву. В
Цой умер. Фестиваль в честь юбилея легенды русского рока в очередной раз это доказал - Фото 6
далеком 1981 году они выступали на открытии Ленинградского рок-клуба (тогда он еще назывался «Ленинградский Дом Любителей Музыки»). Нельзя назвать выдающимися выступления «Короля и шута», «Пилота», «Смысловых галлюцинаций», «Мумий тролля», «Кукрыниксов». Все играли киношную классику — песни, которые знал каждый школьник начала 1990-х: «Последний герой», «Группа крови», «Хочу перемен», «Следи за собой», «Война». Исключение, пожалуй, составил «Пилот», сыгравший в брутальной обработке незаезженную «Когда-то ты был битником». Под каждое выступление хотелось прыгать и трясти головой, но музыканты заканчивали сет, и народ отпускал их со сцены без сожаления.

Приятным открытием для меня стала молодая группа «F.P.G.». ребята очень круто и мощно, с надрывом и истерикой исполнили, в общем-то, спокойную «Легенду». Это было нечто.

Цой умер. Фестиваль в честь юбилея легенды русского рока в очередной раз это доказал - Фото 7
Представлять никому неизвестную группу «Виктор» вышел легендарный менеджер группы «Кино» конца 1980-х Юрий Белишкин. Сама группа не является чем-то выдающимся — играет лучшие хиты группы «Кино», из собственного репертуара только одна песня, и та — про Цоя. Вокалист — молодой уроженец Кыргызстана, очень отдаленно похожий на Цоя. Поет с восковым лицом, без малейшего намека на энергетику.

Сильно разочаровала группа «Ю-Питер». Вообще, уважение к нашему земляку Вячеславу Бутусову у меня пропало, когда он варварски прекратил существование «Наутилуса Помпилиуса». И все его нынешнее творчество в составе новой группы наглядно демонстрирует — надо было остановиться тогда, в конце 1990-х, с выходом «Яблокитая», после творческих и идеологических разногласий с Ильей Кормильцевым. Как ни старался бывший гитарист «Кино» и нынешний «Ю-Питера» Юрий Каспарян вытянуть виртуозными соло выступление группы, Бутусов все портил. Своим приевшимся хриплым голосом он читал по бумажке тексты самых заезженных песен Цоя. Я ждал, скрестив пальцы, что Бутусов не будет петь свой «Гибралтар-Лабрадор» или «Девушка по улице гуляет босиком», а исполнит что-нибудь из «Нау». И дождался. Но лучше бы он этого не делал. С такой же апатией, как и песни Цоя, он спел «Шар цвета хаки». Песню, которой он взорвал рок-клуб, из-за которой девочки были готовы рвать на себе одежду, которая стала гимном поколения. Если бы он так же, как сегодня, исполнил ее в рок-клубе, его карьера музыканта закончилась, бы не начавшись.

Цой умер. Фестиваль в честь юбилея легенды русского рока в очередной раз это доказал - Фото 8

Закрывала фестиваль группа «ДДТ» — главный сюрприз концерта. «ДДТ» не была заявлена в афише, Юрий Шевчук подтвердил свое участие за несколько недель до юбилея. Группа настраивалась долго. Не дождавшись конца настройки, Юра вышел на сцену и сказал: «Вот поэтому мы редко участвуем во всяких фестивалях. Постоянно возникают какие-то накладки…»

Присутствие «ДДТ» на фестивале было, действительно, неожиданным. Юрий Шевчук практически не поет чужих песен и из бесчисленного количества трибьютов перепел только «Дом» Владимира Высоцкого. Но тут он спел сразу две цоевские песни, отдавая дань человеку, который вместе с Майком Науменко и Борисом Гребенщиковым принял молодого уфимского рокера в Ленинградском рок-клубе.

А после очередной песни Шевчук взял микрофон и заговорил: «Когда я дал согласие играть на этом фестивале, меня попросили организаторы спеть одну песню. Это песня «В последнюю осень». Это было летом 1991-го года. Я читал стихи Пушкина, когда узнал страшную новость — Витя Цой погиб. И я сел и написал эту песню, в которой в результате чудесным образом переплелись Цой и Пушкин».

«Последним костром догорает эпоха…»,— пел Шевчук. А я смотрел вокруг на взрослых мужиков, которые поняли вверх зажигалки и, обнявшись, покачивались в такт песне, и понимал — прошла эпоха русского рока. Она ушла вместе с Цоем, Науменко, Башлачевым, Кормильцевым. Ушла вместе с Советским Союзом, Ленинградским и Московским рок-клубами. Нету больше на улицах грязных панков и неформалов с длинными немытыми волосами, фенечками и гитарами. Им на смену пришли хипстеры, в субкультуре которых нет ценностей. Да и субкультуры, как таковой нет, есть только узкие штаны и очки в толстой оправе. От этого грустно, но, видимо, это неизбежный процесс.

Цой умер, и дело его умерло вместе с ним. Нам досталось только его творчество. Фестиваль «Цой жив!» — это все равно, что филармонический оркестр, играющий Моцарта — красиво, но это не сам Моцарт.

ФОТОрепортаж с фестиваля «Цой жив» смотрите здесь.

Просмотров: 4898

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

суббота, 20 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

Вчера в 17:53

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

В 2017 году мужчина попался на том, что установил камеры в женских туалетах.

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Вчера в 17:42

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Здание магазина потребовалось снести для расширения улицы Татищева.

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Вчера в 17:33

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Пуско-наладочные работы планируется завершить уже в июне.

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Вчера в 16:55

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Несовершеннолетние признались, что получили задание от украинских кураторов.