Алексей Федорченко: ?Я стал классиком!?

Дебютант, который победил в Венеции. Интервью с режиссером ?Первых на луне?

JM, Екатеринбург, 14 сентября.

Режиссер Алексей Федорченко обругал Берлинале и Канны, отказался от съемок пяти сериалов и трех полнометражных фильмов. Сейчас он заканчивает фильм о марийских шаманах, и собирается ближайшие два года не покидать фестивальной сцены.

На венецианском кинофестивале от России было представлено всего четыре картины: ?Гарпастум? Алексея Германа-младшего, ?Первые на Луне? Алексея Федорченко, ?Вокальные параллели? Рустама Хамдамова икороткометражки Георгия Параджанова ?Да будут наши дни длинными?. В основной программе участвовал лишь фильм Германа, а остальные оказались во второй по значению, ?альтернативной? программе ?Горизонты?, задача которой была представить новые тенденции в мировом кино. Все критики дружно ставили на то, что из российских фильмов победит ?Гарпастум? Германа и никто другой. На то же надеялся и директор фестиваля Марко Мюллер. Говорят, что директор сам выделил этот фильм в программе и предрек ему большой успех. Зрители устроили фильму о футболе 20-х годов десятиминутную овацию, поболеть за Германа прилетел в Венецию даже Роман Абрамович, но ?Гарпастум? так ничего и не получил. Как ни с чем вернулся и Рустам Хамдамов ? его ?вокальные Параллели? с Ренатой Литвиновой и Эриком Курмангалиевым прошли почти незамеченными.

Зато победили ?секретные материалы? снятые на Свердловской киностудии режиссером-дебютантом (!) Алексеем Федорченко ?Первые на Луне?.Квазидокументальная мистификация о первом секретном полете советского человека на Луну, якобы случившемся в славном 1937 году. Фильм был подан как киноархивы НКВД. По ?легенде? фильма, весь видеоряд снимали чекисты скрытой камерой: отбор участников полета, первые испытания, старт ракеты, ликвидация участников? Провокация екатеринбургского режиссера встретилась с провокацией дирекции фестиваля: игровую ?mokumentary? и квазипатриотическую картину о тайных разработках НКВД подали как ?documentary?, чем изрядно напугали патриотов-американцев. А вторым призом в ?Горизонтах? наградили польский фильм ?К востоку от рая? - о матери режиссера Леха Ковальски, угнанной в сталинские лагеря.

В выходные Алексей Федорченко вернулся в Екатеринбург, где почти сразу продолжил работать над новым фильмом, который он снимает ? но уже не на свердловской киностудии, а на студии ?Снега?, организованной бывшим директором?большой? киностудии Георгием Негашевым.

- Алексей, кроме уже ставшей знаменитой речи на вручении наград ?Viva festival! Viva Venecia! Viva Italia! Viva Russia? - чем еще вы занимались на фестивале? Успели посмотреть остальные программы?

- Весь фестиваль это был просто какой-то конвейер для прессы. Режиссеров то и дело трясли, таскали на конференции? Но все было очень технично: показ, потом заводят на пресс-конференцию, тут же фотографируют (под сотню камер в зале), потом наконец отпускают. А я отмучился первого сентября ? в первый день фестиваля. И просто отдыхал. Правда, на самом фестивале отдыхать было сложно: он больше сделан именно для прессы. То есть с бэйджиком журналиста ты можешь попасть куда угодно, бесплатно работать в интернет-кафе, отдыхать в залах с кондиционерами и барами, а с карточкой участника ? нет. А я еще приехал со своей маленькой дочкой Варей, и нас вместе с ней в кино не пускали. Большинству фильмов на фестивале еще не присвоили возрастного ценза, потому детей на них приводить было нельзя. Чтоб она со мной вместе попала на премьеру и на закрытие фестиваля, пришлось для нее выписывать специальное разрешение у Марко Мюллера. А оставить ее было негде ? поэтому я смог посмотреть только фильмы- ?конкуренты?, а остальное время просто гулял с дочкой по Венеции.

- Не страшно было режиссеру-дебютанту оказаться на таком фестивале?

- Жутко и удивительно. Бороться в конкурсе с такими режиссерами, на которых я давно просто молюсь: Хамдамов, Вернер Херцог, Мэтью Барни? Это же классика. И я среди них.

- То есть, вы стали классиком?

- Ну да?

- ?Первые на Луне? поражают своей аутентичностью ? словно это и правда, хроника НКВД?

- Художественная концепция фильма заключается в том, что зритель находится как бы и внутри сюжета и над ним одновременно. Мы старались снимать так, как это могла выглядеть в 20-х 30-х- годах ? плохая пленка, плохие камеры? ?Все должно быть плохо? - это содержательная сторона пластики изображения. Эстетика несовершенства. Проявлять пленку пришлось во ВГИКе ? а больше нигде в стране ее сейчас и не обработать (смеется). На студии ВГИКа получается особо высокохудожественный брак.

Снимали мы специально ? вообще без ?цифры? и компьютеров ? все старыми кинематографическими способами: комбинированные съемки и так далее. Можно было ?состарить? пленку так, как это делается сейчас массово на телевидении: поцарапать, как-то еще обработать. Но это должны были быть съемки ?скрытой камерой?, которые потом пролежали вспецархиве годы и годы! Пленки должны были быть в идеальном состоянии ? царапины образуются от частого просмотра. Пришлось снимать на просроченную пленку, старыми камерами, а до самих съемок мы полгода провели в архиве, просматривая хронику тех лет. Так я стал специалистом в документалистике ? могу отличить хронику двадцатых от хроники начала 30-х?только вам не скажу как. Это ноу-хау мое. И все это делалось, чтоб адекватно отразить ?дыхание времени?.

- Говорят, вы специально снимали в Екатеринбурге ? не только из-за конструктивистской архитектуры 30-х, но еще из-за людей. Многие уральцы до сих пор выглядят как в начале прошлого века?

- Это все для того же ?дыхания времени?. Для того мы снимали и со скоростью 12, 16 кадров в секунду ? эта ?мультяшность? тоже добавляла атмосферы. Но главное, что создало иллюзию достоверности ? это актеры. Кастинг стал едва ли не самой важной частью работы над фильмом: нам нужны были лица, которые бы максимально походили на лица тех лет. Мы отказались брать профессиональных актеров ? на кастинг шли театральные, кино-актеры, но никто из них отбор не прошел. Нам нужны были лица неиспорченные театральными или киношными штампами. И в фильме у нас играют студенты-выпускники, а некоторых актеров мы подбирали прямо на съемках ? на заводах, на пляже. Впрочем, один знаменитый ?киношник? у нас все же сыграл ? Андрей Осипов, известный режиссер-документалист. Он сыграл Сапруна. Вернее ? не сыграл, он был Сапруном. Его даже близкие родственники не узнали сразу на экране.Остальные актеры так же ?жили? ролями.

- Отчего вы стремились попасть именно на венецианский фестиваль? Есть ведь еще не менее значимые ? Берлинале, Канны?

- Потому что в Венеции оценивается само кино. Берлинале ? это фестиваль коммерческий. Так, фильмы для проката в Германии. Каннский фестиваль ? это почти что архивный. Мэтров туда приглашают даже с неоконченными картинами. А Венеция ? это арт-фестиваль. То, что картину приглашают именно туда, равносильно тому, что твой фильм признают ?высоким искусством?.

- Теперь, после Венеции для вас открыты все фестивали? Говорят, что и ваш фильм пригласили уже на десяток других фестивалей, в международный прокат?

- Почти так и есть.Только фестивали для нас открыты далеко не все. Мы специально ждали Венецию, чтобы показать в первый раз фильм именно на фесте ?А?-класса. После Венеции мы можем участвовать в фестивалях класса ?А?, но только во внеконкурсных программах. На кинофорумах уровнем пониже ? мы еще конкурсанты.Сейчас ?гастрольный график? оказался расписан едва ли не на 2 года вперед. Сейчас ?Первые на Луне? участвуют в крупнейшем фестивале тихоокеанского региона ?Меридианы Тихого?. Потом будут фестивали в Монреале, Алматах, Афинах, Брюсселе, Варшаве и еще в десятке других городов. С российским прокатом тоже все нормально ? 27 сентября премьера в московском кинотеатре ?Фитиль?, а с 29 картина появится в российском прокате. Но мы рассчитываем больше на зарубежный. Там фильмможет лучше ?сработать?, а у нас пока не сформировался кинорынок. В России ? 800 кинотеатров, а в маленькой Франции ? 3000.

- То есть вы собираетесь пару лет кататься по фестивалем с успешным фильмом и все? А как же работа? Вам уже должны были предложить множество проектов?

- ?Первые на Луне? сейчас на фестивале во Владивостоке, и ничего, без меня хорошо идут. Сейчас мы как раз заканчиваем работу над новой картиной. Это будет опять документальный, но ?неправильный? документальный фильм ? о шаманах марийцев. Это будет такая ?документальная сказка?. Рабочее название фильма ?Шоша?, и мы уже заканчиваем монтаж. А к декабрю мы начнем режиссерскую разработку еще одного проекта ? ?Железная дорога? - опять по сценарию Александра Гоноровского. Сценарий, кстати, победил на конкурсе ?Наш современник?. Новых предложений много. Но я веду себя как последний дурак:уже отказался от кучи профинансированных проектов: мне предлагали работать над пятью сериалами и тремя полнометражными фильмами. Уже бюджет, все есть. Но я хочу заниматься тем, что мне нравится. У нас на киностудии ?Снега? сейчас очень интересная задумка: использовать сценарии как проект. Необычные работы новых, молодых сценаристов. Вчера звонил Карен Шахнахаров, предлагал сотрудничество по одному из таких сценариев-проектов?

Беседовал Артем ШАТУНОВ

Просмотров: 1500

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Наталья Лесникова, ГИБДД Екатеринбурга:

«Даже в самую ненастную и дождливую погоду нужно помнить, что небо голубое»

суббота, 04 июля

Сегодня

+17
+17
+24
+24
Днем
+17
+17
Вечером
Загрузка...

Последние события

Вчера в 19:55

Главный эпидемиолог Екатеринбурга объяснил, какие случаи коронавируса попадают в официальную статистику

Александр Харитонов прокомментировал слитое в сеть письмо главы Роспотребнадзора.

Вчера в 16:59

Павел Креков объяснил, о чем говорится в письме начальника Роспотребнадзора

В нем написал губернатору о том, что статистику в регионе специально занижают.