?Хроники Нарнии? и ?Гарри Поттер? ? кто страшнее?

В ночь с 21 на 22 декабря киноцентр ?Екатерининский? показал один из самых ожидаемых детских фильмов года.

В ночь с 21 на 22 декабря киноцентр ?Екатерининский? показал один из самых ожидаемых детских фильмов года.

JM, Екатеринбург, 22 декабря.

Сегодня день официальной, российской премьеры фильма ?Хроники Нарнии. Лев, колдунья и волшебный шкаф?. Первой части нового сказочного сериала компании ?Walt Disney Pictures?. Детский фильм понятие условное. Слишком много детей, читавших ?Хроники?, уже выросло. Они тоже ждали этот фильм.

?Хроники Нарнии? появились в России в 80-е годы прошлого века. Самая первая книга с золотого цвета львом на обложке включала в себя всего два романа: ?Племянник Чародея? и ?Лев, колдунья и волшебный шкаф?. Детям было, в общем-то, все равно, кто такой Клайв Стейплз Льюис, философ-теолог или нет. Важно, что появилась сага, которая побила рекорд популярности ?Властелина колец?. Христианский философ создал новую вселенную, в которой нашлось все, о чем мечтает каждый ребенок.

Во многом из-за того, что книгоиздательское дело на постсоветском пространстве становилось очень муторно и долго, ?Хроники Нарнии? выходили спорадически, от случая к случаю. Так у меня помимо самой книги появилось еще несколько брошюрок на плохой бумаге с романами ?Конь и его мальчик?, ?Серебряное кресло? и ?Принц Каспиан?. Уже потом в более-менее сознательном возрасте знакомый писатель подарил на день рождения роскошный том, в котором были все романы. В том числе и непрочитанные в детстве ?Спешащий к рассвету? (?Плавание ?Утренней зари?) и ?Последняя битва?. Но, к сожалению, современное издание очень отличалось от тех книжек на газетной бумаге. И, как не странно, переводом. Первые романы были переведены на совесть.

Логически ?Лев, колдунья и волшебный шкаф? ? вторая книга цикла после ?Племянника Чародея?. Следуя простейшему расчету, для экранизации выбрали именно ее, так как из первого романа просто не сделать кассового фильма.

История рассказывает о четырех детях семьи Певенси: Питере, Эдмунде, Сьюзен и Люси, которые однажды оказались в ином мире. Путь в Нарнию открывался из старого платяного шкафа профессора Дигори, дальнего родственника детишек. К профессору отправила детей их мама, подальше от Лондона, сотрясаемого ночными налетами немцев. Вторая мировая война.

Питер и Эдмунд, Сьюзен и Люси ? дети, которым было предназначено изменить историю Нарнии. Когда они попали в страну, все леса, реки и горы страны были скованы вечной зимой. Стужу наслала на королевство колдунья Джадис, которая с помощью злых чар провозгласила себя правительницей Нарнии. С приходом четверых предсказанных пророчеством истинных королей ее власть ослабевает. Однако перед тем, как занять четыре законных трона в замке Кэр-Паравель, детям с помощью коренных обитателей Нарнии приходится дать бой войску королевы-демона. Будущим королям и королевам помогает Аслан, великий Лев и создатель Нарнии.

Разговор стоит начать с того, что Эндрю Адамс, режиссер, которого мы помним по дилогии ?Шрек?, практически не отступил от оригинального текста. Единственный привнесенный момент ? это самое начало фильма ? бомбежка Лондона. Далее ? все так, как в книге.

Заледенелая Нарния, зрелище само по себе достаточно величественное. Столичные критики, которым посчастливилось посмотреть фильм на два часа раньше, чем нам, упрекали Адамса в корявой прорисовке. Мол, видно, что фигуры вырезаны по контуру и ?вклеены? в изображающий сказочный лес фон. В принципе, не так уж на самом деле это и глаза бросается. Некая неловкость, с которой ?сделана? Нарния, вполне обоснована.

В фильме и без того много моментов, которые могут напугать ребенка. Колдунья Джадис в исполнении великолепной актрисы Тильды Свинтон (?Константин? - архангел Гавриил) ? это высокая молодая женщина с мертвенно белым лицом. Она так и описывается Льюисом ? не просто бледная девушка, а стройная великанша в лице которой не было ни кровинки. В сцене финальной битвы Джадис свистящим шепотом произносит: ?Всех убить?. Страшна сцена жертвоприношения льва Аслана, страшен замок колдуньи, весь двор которого заставлен скульптурами ? окаменевшими жителями королевства.

Так вот, несмотря на общий достаточно реалистичный фон фильма, в нем то и дело проглядывает что-то ненастоящее, сказочное. Мне было интересно, что представляет собой волк Маугрим ? капитан тайной полиции королевы Джадис, жуткое чудовище, описанное в книге. Поразило то, что Маугрима и его свиту ?играют? не компьютерные персонажи, а? дрессированные лайки-хаски, что, согласитесь, производит менее устрашающее впечатление, чем цифровые оборотни. Схватка Питера с волком не выглядит настоящей. Не страшно.

Сцена последней битвы войска Аслана с ордой монстров Джадис могла бы быть такой же, как, к примеру, битва под Минас-Тиритом во ?Властелине колец?. Предельно реалистичной. Однако, убавив реализма, режиссер не потерял эпохальности этого момента. Сцена, когда в полной тишине сталкиваются два войска ? кентавры, гепарды и прочие сказочные твари с одной стороны и мрачные загробные тролли, ведьмы и другие уроды с другой, при свете солнца, в долине с желтой травой ? одна из лучших сказочных кинобитв. Ощутимо заметно было, что зрители в зале, шутившие по началу, уже с середины фильма затаили дыхание ? на финальных аккордах в зале не было слышно ни звука, все смотрели на экран. Спецэффекты? Или нечто иное?

Детскими сказками на спецэффектах удивить кого-то трудно. Для сравнения, ?Нарния? как мы знаем, ?нос к носу? выходит с очередным фильмом про мальчика-волшебника ? ?Гарри Поттер и Кубок огня?. Судя по отзывам отдельных энтузиастов, которые уже посмотрели ?ГП? на пиратской копии, новые приключения учеников школы Хогвардс, мягко говоря, страшноватые. Словно сказка ?повзрослела? вместе с главным героем. Если брать ассоциации, которые вызывает сериал про ?ГП?, то набор получается действительно жутковатый: разлука, чудовища, заклятия, злые волшебники, Тот-чье-имя-не-произносим, смерть. Фильмы по сериалу Джоан Роулинг, любят те, кто любит книги Джоан Роулинг. Поэтому нельзя в полной мере сравнивать его с другими сказочными кинолентами. Есть родители, которые принципиально против того, чтобы их дети смотрели фильмы про юного волшебника. К тому же, если сравнивать литературную основу, то есть творение Льюиса и упомянутой госпожи писательницы, то сальдо однозначно будет явно не в пользу последней. ?Нарния? проигрывает ?Гарри Поттеру? по количеству вбуханных денег и компьютерных эффектов, однако, это еще не приговор. В данном случае из двух рождественских подарков стоит выбрать все же экранизацию Льюиса. А ?Кубок огня? ? на сладкое и для совсем уж ярых фанатов. К тому же, ?Нарния? кончается хорошо, а вот ?Гарри Поттер? ? как обычно. То есть мальчика-волшебника еще ждут горести и нет им числа. Хотя, по популярности ?Кубок огня?, разумеется, переиграет в прокате ?Лев, колдунья и волшебный шкаф?. Это закон рынка.

Если кто-то еще помнит ?Влателина Колец?, то здесь фильм Джексона в принципе не проигрывает новой картине. Создание аутентичной иной реальности в обеих картинах на высоте, то есть иллюзия погружения в мир Средиземья и Нарнии сохраняется на протяжении каждого фильма. Даже, пожалуй, мир ?ВК? сделан гораздо лучше, здесь Адамс явно уступает Джексону. Но с другой стороны, ?Нарния? понятнее детям -в этой реальности действуют их ровесники. А в ?ВК? - эльфы, гномы и суровые воины. Ребенку понятны идеалы и метания ребенка, а не ?не пойми кого?. Во ?Властелине? действует этическая составляющая ? долг. В ?Нарнии? ? эмоциональная ? любовь.

Остальные сказочные фильмы, в принципе, мелковаты по сравнению с приведенными в пример ?китами?. Мультфильмы с полнометражными фильмами мы сравнивать не станем. Можно вспомнить еще ?Братьев Гримм?, не лишенную обаяния историю, созданную известным хохмистом Терри Гиллиамом. Но ?Братья? скорее понравятся убежденным поклонникам ?Летающего цирка Монти-Пайтон?, абсурдистского проекта Гиллиама, и старых фильмов режиссера, вроде ?Бармаглот?. Та еще сказочка, к слову.

И напоследок ? вывод. Мы скучали по сказкам. По настоящим, где добро побеждает зло, где реальность другого мира избавлена от скучных аналогий с нашей, обыденной и простой. ?Хроники Нарнии? ? великолепное полотно, в котором единой связующей сюжет нитью стали не спецэффекты. А то, что заложил в свое творение английский философ и рассказчик.

Таис Жангарина

Просмотров: 1897

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Кристина Аскерова, учредитель event-агенства:

«Мне, как человеку любящему теплые страны, погода не дает повод расстраиваться».

суббота, 23 января

Сегодня

-15
-15
-13
-13
Днем
-17
-17
Вечером
Загрузка...