«Башлачев. Свердловск-Ленинград и обратно» — уральско-питерская история о поэте

В Екатеринбурге поставили полудокументальный спектакль об Александре Башлачеве.

В выходные в Центре современной драматургии состоялась премьера спектакля «Башлачев. Свердловск-Ленинград и назад». Это экспериментальный, полудокументальный проект екатеринбургских авторов Ярославы Пулинович и Полины Бородиной и питерского режиссера Семена Серзина. За несколько дней до дебютного показа корреспонденты JustMedia побывали на репетиции и пообщались с авторами спектакля.

 

В знаменитой «избушке» на Тургенева после переезда Коляды Театра практически ничего не изменилось, как будто и не уезжал никуда режиссер вместе с труппой. И даже сцена выглядит так, словно здесь репетируют одну из пьес Николая Коляды — весь пол усыпан кассетной лентой. Из декораций — пиджаки на стенах, таз с водой и музыкальные инструменты. Весь спектакль проходит под песни группы «Курара» в живом исполнении.

 

 

«Мы принципиально решили, что не будет ни одной песни Башлачева, как-то стыдно петь его песни. Лет 10 назад я мог под гитару петь его песни, а сейчас не могу. У нас нет стремления, рассказать все о человеке, а скорее поднять тему поэта в нашей стране. Мне хочется, чтобы человек после спектакля сам захотел послушать его песни. Это все-таки не Алла Пугачева», — рассказывает молодой режиссер из Питера Семен Серзин.

 

 

Во время нашего разговора на сцене один за другим появляются и музыканты, начинают настраивать инструменты. Лидер «Курары» и актер Коляда-театра Олег Ягодин одет в длинный плащ. Сначала он долго мучается с синтезатором, который никак не хочет включаться, затем ищет газеты, чтобы вклеить туда скотчем шпаргалку с текстом. Ягодин в играет в спектакле главную роль — это было главным условием режиссера и одной из причин, почему «Башлачева» решили поставить в Екатеринбурге, а не в северной столице.

 

 

«Когда стал думать об актере, у меня не было других вариантов в голове, кроме Ягодина. Я ни в коем случае не сравниваю Олега с Башлачевым, но по какому-то состоянию человеческому, мне кажется, у них есть что-то близкое. Хотелось, чтобы поэт рассказывал о поэте», — признается режиссер.

 

Изначально написать полудокументальную пьесу об Александре Башлачеве решила Ярослава Пулинович, затем к проекту присоединилась Полина Бородина. Вместе девушки несколько месяцев собирали материал о поэте и музыканте: перечитывали старые книги и интервью, искали тех, кто знал Башлачева лично.

 

 

«Процесс получился довольно болезненный, потому что в свое время, после смерти Башлачева, всех достали этой темой, есть уже несколько книг о нем. Поэтому родственники и близкие его уже много раз отвечали на эти вопросы, и им это не всегда было неприятно. Поэтому очень сложно было с ними общаться, с родственниками лично поговорить не удалось, для них это закрытая тема. Ориентировались в том числе на книги, особенно Льва Наумова. Искали тех людей, которые не вошли в книги, которые связаны с его свердловским периодом жизни», — рассказывает Полина Бородина.

 

В итоге получилась история из воспоминаний, рассказов, отрывков интервью и писем. Во всех афишах и анонсах «Башлачев. Свердловск-Ленинград и обратно» называют полудокументальной пьесой, где реальные факты переплетаются с современным взглядом.

 

«Любая документальная работа все-равно имеет художественную составляющую в способе рассказывания. Понятно, что есть моменты, где ты что-то додумываешь свое, потому что ты не присутствовал при этих событиях, ты их можешь только представить. Ты знаешь какие-то факты, события, но детали фразы, как это могло бы быть – это уже домысел. Из документального у нас — письма, интервью», — объясняет драматург.

 

В спектакле также играет Тамара Зимина, какого-то определенного персонажа у нее нет — то это мать музыканта, в следующем эпизоде она уже цитирует письма возлюбленной Башлачева.

 

 

Реплики артистов чередуются с песнями «Курары» и видеофрагментами, которые через проектор транслируют на стене. Ролики стилизованы под перестроечное хоум-видео, снятое в студенческом общежитии. Вообще весь спектакль больше напоминает квартирник. Чтобы усилить этот эффект, авторы постарались убрать границу между сценой и залом. Поэтому зрителей будут сажать на мягкие подушки и угощать компотом.

 

Спектакль, к слову, вошел в программу театрального фестиваля «Коляда-plays». В этом месяце его можно будет увидеть на сцене ЦДС 17 и 21 числа. Кроме того, Семен Серзин надеется свозить эту версию спектакля и в Санкт-Петербург. 

 

Просмотров: 6716

Фотограф: Дмитрий Харченко

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Кристина Аскерова, учредитель event-агенства:

«Мне, как человеку любящему теплые страны, погода не дает повод расстраиваться».

суббота, 23 января

Сегодня

-15
-15
-13
-13
Днем
-17
-17
Вечером
Загрузка...