Кирилл Стрежнев: терпение и сотворчество обрекают театр на успех

В преддверии празднования 80-летия главный режиссер Свердловской музкомедии рассказал JustMedia о своих наставниках, жизни театра и планах на будущий сезон.

Кирилл Стрежнев: терпение и сотворчество обрекают театр на успех - Фото 1

Свердловский академический театр музыкальной комедии празднует свое 80-летие. За всю историю существования он знал лишь трех главных режиссеров — Георгия Кугушева, Владимира Курочкина и Кирилла Стрежнева. Каждый из мастеров продолжал дело, начатое его предшественником, запасаясь терпением и творческими силами. Накануне торжества JustMedia не мог отказать себе в удовольствии пообщаться с нынешним главным режиссером театра Кириллом Стрежневым, который управляет могучей музыкально-театральной махиной вот уже более четверти века...

 

—Кирилл Савельевич, расскажите, как вы, молодой житель тогдашнего Ленинграда, вдруг очутились в Свердловском театре музыкальной комедии. С чего карьера-то началась?

 

Кирилл Стрежнев: терпение и сотворчество обрекают театр на успех - Фото 2

Кирилл Стрежнев стоит у руля музыкально-театральной махины более четверти века

—Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В то время он назывался именно так. Мой мастер — Изакин Абрамович Гриншпун — договорился с главным режиссером Свердловской музкомедии Владимиром Акимовичем Курочкиным, чтобы тот принял меня на практику и постановку дипломного спектакля. Было это в далеком 1976 году. Работа удалась, и что парадоксально — первая в моей жизни рецензия на дебютный спектакль была опубликована в газете «Правда». Для молодого мальчика 22-х лет это был своего рода знак судьбы, правда, не без доли везения. Казалось, что все двери перед тобой открыты. Владимир Акимович пригласил меня на работу. Раздумывал я недолго, поскольку понял, что это крепкий театр, который многому научит и станет трамплином, который собственно и привел меня к должности главного режиссера, коим я являюсь на протяжении 26 лет.

 

—Как же за эти годы изменился театр и его зритель?

 

—После перестройки театру было тяжело. Открылся «железный занавес» и в страну хлынул поток разнообразной информации. На каком-то этапе зритель перестал интересоваться отечественным искусством. Однако за десятилетия народ насмотрелся «видяшек», «стрелялок» и «порнушки», он стал предпочитать истинное качество. За долгие годы существования театра зритель действительно изменился, и для меня это большая радость. Когда я начинал работать главным режиссером, а было это в 1986 году, зал представлял собой «белые береты» — был седовласым. Конечно, в этом нет ничего плохого, но если каждый день на разных спектаклях сидит такой контингент, это говорит о том, что в «доме» непорядок. Получается, что мы обслуживаем определенную возрастную группу, а это неправильно, особенно учитывая наш репертуар. Мы ставим и комическую оперу, и водевиль, и музыкальную комедию, в общем, все, что связано с понятием музыкального театра. Следовательно, если у нас такой веер репертуарных поисков, мы должны учитывать интересы всех слоев населения, и пытаемся это делать.

 

—И что получается?

 

Кирилл Стрежнев: терпение и сотворчество обрекают театр на успех - Фото 3

Кирилл Стрежнев: «Срубить бабки» за пошленькую комедию — порочный путь, мы решили терпеть и работать на совесть»

—Сегодня театрам приходится выживать, потому что государственная поддержка невелика. Зачастую спектакли приходится ставить на свои деньги, которые еще нужно заработать. Есть вариант сделать это по-быстрому, то есть поставить несколько легких пошленьких комедий, привлечь зрителя и, как говорят, «срубить бабки». Но это порочный и неверный путь. Мы избрали другой вариант — более сложный, но правильный: решили терпеть и делать то, что считаем нужным. В последние годы многолетние страдания театра начали оправдываться. На нас обрушились многочисленные награды, в том числе и 16 «Золотых масок». Однако есть в этом успехе и коварная особенность: когда все хорошо — это успокаивает, а любой творческий человек может развиваться только в ситуации сопротивления. Если сопротивления нет, его надо изобрести.

 

—Вы изобрели?

 

—Я не скажу. Это секрет. Во всяком случае, должен быть интерес. Если ты художник и руководишь огромным коллективом, значит, работа должна быть интересна тебе, потому что ты — лидер. А если интересно тебе, твоя задача сделать так, чтобы было интересно и твоим соратникам. Мы практически никогда не говорим: «Я пошел на работу», мы говорим: «Я пошел в театр», потому что это не работа — это способ существования, это жизнь. Неизвестно, где первый дом. Это удовольствие, за которое тебе еще и деньги платят (смеется).

 

—Кирилл Савельевич, вы упомянули о репертуарном веере. Расскажите, каким образом происходит отбор постановочного материала?

 

—Мы работаем в четырех направлениях — классический и современный мюзиклы, классическая оперетта, которую, кстати, хоронят десятилетиями. Когда пришел в институт, первое, что услышал: «Оперетта умирает». То же самое слышали мои учителя. Эта «старуха» умирает очень долго и никак не может помереть. Замечу, что многие зрители с удовольствием идут на спектакли в жанре оперетты. Однако одно из ведущих направлений работы нашего «дома» — создание произведений по заказу театра в тесном сотрудничестве с авторами. Работаем вместе, вплоть до того, что сначала распределяем роли, а уже потом пишем сам спектакль. Все главные награды театра связаны с постановками, созданными внутри него, это и «Ночь открытых дверей», и «Силиконовая дура», и «Мертвые души», и «Белая гвардия». Спектакли создавались в плотном контакте с авторами, и, поверьте, такой способ работы обрекает театр на успех.

 

—Актеры Свердловского театра музыкальной комедии — какие они?

 

—Сотворцы. Иногда артисты приносят на репетиции такие важные вещи, которые просто переворачивают ход сцены или ход эпизода. В таком случае главное слезть с трона и не делить спектакль на моменты, придуманные мной и не мной, это коллективное дело. Не важно, кто и что придумал, главное — выйти на сцену и покорить зрителя.

 

—То есть вы допускаете, чтобы ваши артисты привносили в постановку свои идеи?

 

Кирилл Стрежнев: терпение и сотворчество обрекают театр на успех - Фото 4

Театр не намерен останавливаться на 16 «Золотых масках». На будущее планов громадье

—Я провоцирую их на это. Есть такое понятие — «актерский эгоизм». Думаю, это неотъемлемая часть таланта. Если артист считает, что это его роль, потому что он многое придумал для нее и для всего спектакля в целом, тогда он будет зубами держаться за эту роль и делать так, чтобы то, что он придумал, удавалось на сто процентов. Именно поэтому спектакли не разваливаются.

 

 

—Кирилл Савельевич, вы не только главный режиссер театра, но и профессор ЕГТИ, который выпустил на театральные подмостки порядка сотни артистов. Скажите, а кто были вашими наставниками по жизни и какие уроки вы вынесли из общения с ними?

 

—Мои наставники уже не с нами. У меня было три учителя, и это три грани, три совершенно разных человека. Первый — Изакин Абрамович Гриншпун, который дал мне начальные институтские знания по профессии. Он говорил, что учитель является учителем только тогда, когда так считают его ученики. Ты можешь сколько угодно пыжиться и говорить, что ты учитель, но если дети не будут считать тебя таковым, ты никакой не учитель. Эту мудрость я запомнил на всю жизнь. Второй наставник — Владимир Акимович Курочкин, блестящий режиссер и организатор театрального дела. У него я научился (смею так думать) внутренней работе в этом «театральном доме». Когда-то он сказал мне: «На этом огромном корабле нельзя размахивать дубиной, иначе он перевернется». Владимир Акимович научил меня спокойной, терпеливой, вдумчивой работе с актерами и всем театром. И, наконец, Владимир Григорьевич Воробьев, в то время главный режиссер Ленинградского театра музыкальной комедии, где я трудился пять лет. Блестящая работа с актерами, но все остальное — диктатура. Случилось чудо: за пять лет я сумел поставить на его сцене три самостоятельных спектакля, чего до этого не было ни с кем из трудившихся там молодых режиссеров. Он просто не давал никому работать, а если и давал, то приходил и переделывал спектакль полностью. Здесь мне пригодились хитрость и дипломатия, которым меня научил Курочкин. Не нужно ни с кем ссориться, скандалы — это порочный путь. Дело превыше всего. Одно и ту же проблему можно решить путем мирных переговоров и прийти к положительному результату. Еще Немирович-Данченко говорил, что театр строится на разумном компромиссе.

 

—Из тех спектаклей, что вы поставили на сцене музыкальной комедии, есть тот, что принес вам признание зрителя?

 

Кирилл Стрежнев: терпение и сотворчество обрекают театр на успех - Фото 5

Режиссер не любит суеты и коллекционирует вокруг себя людей с положительными эмоциями

—У меня был знаменитый и действительно хороший спектакль «Беспечный гражданин». С него я начал свою деятельность в качестве главного режиссера театра. Последующие спектакли не были плохими, просто я говорю о действительно пиковых достижениях. После успешных постановок сложно готовить новые, потому что критики и зритель говорят: «Ну, это уже не «Беспечный гражданин». Да, конечно, ведь это вообще другой жанр, тут все другое. После этой постановки были хорошие спектакли, в том числе «Принцесса цирка». Она идет на сцене театра уже 20 лет. Тогда критики «закопали» эту работу, а спустя какое-то время заметили: «Какой потрясающий спектакль». Было уже поздно. «Закапывать» очень легко... Еще один успех постиг постановку «Мертвые души». Она получила всевозможные награды и теперь все сравнивается с этим «хитом».

 

—А есть ли неудачные спектакли?

 

—Нет. Есть универсальный способ работы над ними. Бывает, что ты сделал спектакль, посмотрел его и понял, что ошибся, значит, требуется доработка. Так случилось со спектаклем «Алые паруса». Он был прилично оценен, но мы поняли, что есть неправильные моменты и потратили два месяца на то, чтобы просто переделать постановку. Сейчас «Алые паруса» идут не просто с успехом, их успех адекватен. Если спектакль несовершенен, то его надо доделать и привести к какому-то знаменателю. Обидно? Обидно. Сложно? Сложно. Но это нужно.

 

—Кирилл Савельевич, вы режиссер-новатор или режиссер-консерватор?

 

Станиславский новатор или консерватор? Сложный вопрос. Новация с точки зрения изобретения системы и новация с точки зрения создания уникальной команды актеров, согласитесь, это разные подходы. Новация может быть внешней, например, эпатаж. Вот этого я не приемлю. Мы должны понимать, что природа российского театра связана с внутренним миром человека. Самое главное богатство нашего театра — это актер. Ни свет, ни двигающиеся декорации, ни блуждающие прожектора, ни эффекты какие-то, а актер. Можно поставить блистательный спектакль и на четырех стульях. Есть масса примеров такого аскетичного подхода. Однако есть постановки, в которых кроме блесток ничего нет. Это спектакли-однодневки. Да, обеспечен сумасшедший ажиотаж, билетов не достать, но вскоре интерес угасает, и история ставит все на свои места. Думаю, свои плоды дает соединение новаций и какого-то классического пути.

 

—Поделитесь планами театра на грядущий сезон?

 

—Во-первых, 8 июля мы празднуем день рождения. Но все главные торжества перенесли на сентябрь. С 18 по 24 сентября мы покажем лучшие спектакли, к нам приедет масса гостей, будет концерт с участием российских и зарубежных артистов. Во-вторых, зрителя ждет премьера спектакля «Обыкновенное чудо», а осенью начнется работа над новым мюзиклом композитора Сергея Дрезнина по повести Александра Куприна «Яма». После этого я начинаю ставить оригинальную версию «Летучей мыши» Иоганна Штрауса. Мечтается, чтобы впервые в истории России это был абсолютно оригинальный текст, потому что на «Летучую мышь» существуют десятки различных либретто. Классика переписывается, а нужно просто обратиться к первоисточникам и понять, чего же хотели авторы. Не надо ничего переписывать, раскрой глаза на то, что написали они. Не нужно творить и заниматься не своим делом. Интерпретируй!

 

—Кирилл Савельевич, а откуда черпаете творческие силы?

 

—Из родного «дома» — театра. Я коллекционирую вокруг себя людей с положительными эмоциями и всячески стараюсь не общаться с «вампирами».

 

А с каким девизом идете по жизни?

 

Выше я уже говорил: «Не суетись!» Суета — это самое страшное. Я вычислил это эмпирическим путем. Как только начинаешь дергаться — все, прощай искусство, прощай творчество. Лучше посиди и потерпи. Терпи и не суетись, тогда все получится. Если ты честно относишься к своему делу, тебя ждет успех!

 

ФОТОинтервью с Кириллом Стрежневым смотрите здесь.

Просмотров: 5995

Автор:

Фотограф: Евгений Прохоров

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Дарья Трифонова, стантрайдер:

«Радует приближение лета, вероятности больше, что сугробов не будет»

воскресенье, 07 декабря

Сегодня

+7
+7
+9
+9
Днем
+4
+4
Вечером

Последние события

В Екатеринбурге нашли окровавленный труп на дороге на Пионерке. 18+

05 декабря 2025 в 19:47

В Екатеринбурге нашли окровавленный труп на дороге на Пионерке. 18+

На место приехали силовики и скорая.

Дополнительные поезда в Москву, Санкт-Петербург и Котлас назначены на СвЖД к новогодним каникулам

05 декабря 2025 в 19:00

Дополнительные поезда в Москву, Санкт-Петербург и Котлас назначены на СвЖД к новогодним каникулам

Из Котласа туристическим группам удобно добираться до сказочной резиденции Деда Мороза.

В США пропал тренер по футболу перед арестом за домогательства к детям

05 декабря 2025 в 18:12

В США пропал тренер по футболу перед арестом за домогательства к детям

Он ушел в лес с ружьем и не вернулся домой.

El Pais: К Европе приходит осознание того, что Киеву придется пойти на уступки

05 декабря 2025 в 17:41

El Pais: К Европе приходит осознание того, что Киеву придется пойти на уступки

Это будет способствовать завершению конфликта.

Этот сайт использует cookie
для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности