Ученики Уральского музыкального колледжа стали участниками мастер-класса Юрия Башмета и Джеймса Гэлвэя.
Атмосфера сегодня в Уральском музыкальном колледже, как перед экзаменами, — приподнятая, праздничная. В коридорах стайки оживленно переговаривающихся учеников, вот только в руках у них не учебники и тетради, как у обычных школьников, а музыкальные инструменты. Юноша с длинными волосами задумчиво пробует смычком струны скрипки, другой подносит к губам флейту, а хохочущая девочка весело крутит стоящий на полу контрабас. На столе ждет своего часа блестящая труба.
Оркестру колледжа предстоит сыграть перед Юрием Башметом
Сегодня оркестр колледжа и вправду сдает экзамен — ему предстоит сыграть перед Юрием Башметом. Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета стартовал в Сочи в шестой раз, но впервые приобщиться к нему смогут юные музыканты из других городов — благодаря интернет-трансляции.
В музыкальном зале подходит к концу мастер-класс флейтиста сэра Джеймса Гэлвэя. Трансляция организована при помощи двух больших мониторов. Зрители в зале — ученики колледжа, педагоги, родители — внимательно слушают играющих на флейте перед Джеймсом Гэлвэем юных музыкантов. Кстати, два дня назад на сочинский мастер-класс уехала здешняя ученица Саша Зверева — 15-летняя флейтистка уже выступила перед Гэлвэем, и он, по словам зрителей, только что слушавших это выступление, ее похвалил.
На мониторе — очередная участница «смотра»: Гэлвэй показывает ей, как правильно держать флейту, одобрительно кивает головой, затем улыбается и делает вид, что сдувает пыль с нот, лежащих на пюпитре. Зрители и девочка смеются: Гэлвэй постарался лишить мастер-класс, казалось бы, неизбежного налета сухости и «академизма».
В музыкальном зале подходит к концу мастер-класс флейтиста сэра Джеймса Гэлвэя
После Гэлвэя наступает очередь Юрия Башмета. Оркестранты Уральского музыкального колледжа занимают свои места, в зал спешит директор колледжа Эльвира Архангельская. По ее словам, им предстоит играть сочинение Гектора Берлиоза для симфонического оркестра и солирующего альта «Гарольд в Италии».
«Альт — это та же скрипка, но больших размеров, поэтому и звучит в более низком регистре»,— поясняет одна из слушательниц.
Юный альтист Александр Татаринов — один из тех 16 учеников колледжа, которых Башмет специально отобрал для Олимпийского симфонического оркестра. Кстати, Эльвира Архангельская, которую удалось «перехватить» еще на подходе к залу, сообщила корреспонденту JustMedia, что сейчас Юрий Башмет начинает отбор совсем маленьких музыкантов — для детского оркестра. Похоже, уральцы в нем тоже обязательно будут.
Когда затих последний звук произведения, аплодировали не только сидящие в зале зрители, но и находящийся в Сочи Юрий Башмет
Музыку лучше слушать, а не описывать. Когда затих последний звук произведения, аплодировали не только сидящие в зале зрители, но и находящийся в Сочи Юрий Башмет. А еще зрители в Ярославле и Новокуйбышевске — они тоже были включены в интернет-трансляцию, которую обеспечил «Ростелеком».
Мэтр не только поздравил солиста, дирижера и «коллег-музыкантов», но и признался в любви Уральскому музыкальному колледжу:
«Я много ездил, прослушивал музыкантов во многих городах России, но самый высокий уровень у ваших учеников. Было приятно услышать очень сложное произведение в исполнении юных музыкантов. Я бы только посоветовал внимательнее отнестись к динамике, добавить интриги в начале, а солисту быть внимательнее с « длинными нотками». И еще: тише играешь — больше внимания у слушателей. Интонируйте, создавайте краски! При нашей очной встрече я вам это покажу»,— пообещал мэтр.
Знаменитый музыкант поведал о том, как создавались многие произведения Берлиоза, а также рассказал, что однажды ему довелось сыграть на альте Паганини, который сделал Страдивари. Как ни странно, инструмент оказался «просто катастрофичный».
«Я сделал на нем несколько гениальных нот, но потом он мне не отвечал. В течение всего концерта я не мог с ним подружиться и думал: «Бедный Николо!». А позже японский музыкант, который приехал с этим инструментом в Россию, просто расплакался, повторяя: «Почему я вынужден играть на этом инструменте?» История развития сольного альта связана с этим инструментом. Кстати, «Гарольд в Италии» — это поворотный эпизод в истории альта, а приоритет потом остался все-таки за скрипкой»,— добавил Башмет.
ФОТОрепортаж с мастер-классов Юрия Башмета и Джеймса Гэлвея смотрите здесь.
Просмотров: 6836