Звезда мирового балета «сидит» в соцсетях во время растяжек, танцует 70 «Спящих красавиц» подряд и удивляется девушкам на шпильках

Прима Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова рассказала JustMedia о своей карьере и жизни.

Звезда мирового балета «сидит» в соцсетях во время растяжек, танцует 70 «Спящих красавиц» подряд и удивляется девушкам на шпильках - Фото 1

На Гала-концерте, посвященном 100-летию Екатеринбургского балета, одна из самых интересных балерин современности Мария Кочеткова исполнила па-де-де из «Щелкунчика» в дуэте с солистом екатеринбургского театра Андреем Сорокиным и сольный номер One uverture в хореографии Йормы Эло. Звезда мирового балета приехала из Сан-Франциско специально для этого выступления.

 

Звезда мирового балета «сидит» в соцсетях во время растяжек, танцует 70 «Спящих красавиц» подряд и удивляется девушкам на шпильках - Фото 2

 

Коренная москвичка, выпускница Московского академического хореографического училища (ныне Государственная академия хореографии), Мария с 2003 года работает в лучших балетных труппах Запада, и в России бывает не чаще раза в год. После работы в Лондонском национальном балете, Мария Кочеткова уже шестой год танцует в Балете Сан-Франциско в ранге примы-балерины. Сегодня миниатюрную танцовщицу, обладающую большим талантом, знает весь мир. В России Маша бывает не чаще раза в год, и ее выступление в Екатеринбургском театре оперы и балета можно назвать настоящей сенсацией.

 

Мария, в 2002 году вы, будучи студенткой последнего курса хореографической академии, победили в конкурсе молодых артистов Prix de Lausanne и получили возможность  стажировки в школе лондонского Королевского балета «Ковент-Гарден». После этого окончательно уехали из России в чужую страну. Легко ли дался такой выбор?

 

Выбора, по сути, у меня не было, потому что шанс получить стажировку в «Ковен-Гардене» бывает раз в жизни. Я не имела права его упустить. Из России я уехала как раз в то время, когда у нас в балете ничего не происходило, а лично у меня не было перспектив – из-за моего роста все двери здесь были для меня закрыты. Конкурс в Лозанне стал переломным этапом в моей жизни. После стажировки я выбрала Английский национальный балет.

 

Как вам удалось попасть на конкурс в Лозанну?

 

Это было не просто. Когда я училась, на подобные конкурсы нам не разрешали выезжать, поэтому я готовилась к нему сама, секретно. Когда дежурный после занятий выгонял всех из училища, я пряталась в медпункте. В это время в помещениях уже прибиралась уборщица, а я тихонько приходила в зал, доставала свой кассетный желтый «Самсунг» и тренировалась.

 

Насколько тяжелым был первый год работы в Английском национальном балете?

 

Он был очень тяжелым. Я почувствовала, что все, чему я училась, какие-то правила, идеи, традиции – в Англии оказались совсем другими. Я не была готова к тому, что придется настолько переучиваться. Кроме того, в первый год я практически не танцевала, даже в кордебалете – это было еще тяжелее. 

 

Почему не танцевали?

 

Так сложилось, что танцевали другие, ведь незаменимых нет. Чтобы попасть в волну, надо ждать удачу, а когда она придет – неизвестно. В нашей профессии самое главное – это даже не талант. Важно иметь мозги и очень серьезный настрой, который невозможен без огромного терпения. Чтобы чего-то добиться в балете, залезть на эту лестницу, нужно быть внутренне очень сильным. Поэтому много талантливых просто не выдерживают, бросают. Талант необходимо поддерживать, а иногда для этого нет условий. Ты учишься 8 лет, потом приходишь в театр и… начинаешь все сначала. Вот настоящее испытание. А еще мне там ощутимо не хватало русской балетной школы.

 

Звезда мирового балета «сидит» в соцсетях во время растяжек, танцует 70 «Спящих красавиц» подряд и удивляется девушкам на шпильках - Фото 3

 

У вас есть любимые преподаватели?

 

Ирина Колпакова и Наталья Макарова. Людей, которые могут объяснить не просто технику прыжка или пируэта, а знают именно нюансы, можно по пальцам пересчитать. Колпакова и Макарова – те преподаватели, которые способны дать детали, внутреннее ощущение. Они относятся к старой петербургской школе, они очень разные, но обе дали мне очень много. И в плане стиля, и образа, и вкуса. В наше время вкус – это большая редкость во всем, и в балете тоже.

 

После четырех лет работы в национальном балете Лондона, вы перешли в балет Сан-Франциско. Почему?

 

Я видела, как труппа танцевала в Лондоне, мне очень понравилось. Танцовщики все разные, очень хорошо двигаются, репертуар просто потрясающий. Тогда я подумала, что непременно когда-нибудь решусь попробовать себя там. Так и произошло. Это старейшая балетная труппа в мире, ей более 80 лет.

 

Чем еще уникальна ваша труппа?

 

Я считаю, что качество работы труппы зависит от ее руководителя, его видения. Для нашего директора Томассона главное – не длина рук и ног артиста, не типаж, не лицо, для него важно, как человек танцует, какой он артист. Томассон придает огромное значение индивидуальности танцовщика. Без такого видения у нашего балета не было бы настолько богатого репертуара. В условиях широкого разнообразия репертуара артисту не продержаться только за счет ног, рук или лица, которые ему дала природа. На следующий год у нашего директора 30-й юбилей руководства балетом. Таких директоров, наверное, всего два во всем мире. Это руководитель Гамбургского балета Джон Наймайер и он.

 

В России вам приходится выступать не часто. Почему решили приехать к нам на юбилей театра?

 

Я уже год не была в России, в среднем, так и получается – не чаще раза в год. В этот раз так сложилась, что за несколько дней до Екатеринбурга я выступила в Большом театре, теперь приехала к вам. Мне придется танцевать «Щелкунчик» в довольно сложной постановке, только из-за Славы Самодурова я согласилась его танцевать, а так бы ни за что. Мы с ним познакомились в Лондоне в Королевском балете. Я тогда была стажером, а он ведущим танцовщиком. С тех пор не теряем связи. 

 

Звезда мирового балета «сидит» в соцсетях во время растяжек, танцует 70 «Спящих красавиц» подряд и удивляется девушкам на шпильках - Фото 4

 

В чем, по вашему личному ощущению, кардинальное отличие между русской балетной школой и западной?

 

У меня буквально несколько лет назад поменялось мнение на этот счет. Раньше я всегда считала, что в России все еще классику танцуют лучше всех. А сейчас я поняла, что на самом деле, Запад на очень высоком уровне и в этом плане. Мне, безусловно, очень близка русская балетная школа, я на ней выросла и считаю, что здесь самая лучшая методика, развитие мышц, движения рук. Школа уникальная, но куда все это потом исчезает? Может быть, это вина педагогов, репертуара, я не знаю. Такое впечатление, что танцовщики в России меньше «растанцованы». 

 

Что поменялось в балете в России за то время, что вы танцуете за рубежом?

 

В России стало очень много хореографов, которые ставят современный танец. Раньше такого просто не было. Для меня идеально, когда можно танцевать и современный танец, и классику, чтобы между ними соблюдался баланс. Классические балеты удерживают тебя в форме, это база. После «Лебединого озера» любой современный балет идет легко. В то же время, если бы я не танцевала современных балетов, у меня координация была бы не такой. Движения в современном балете дают ту силу, технику и свободу, которую не получить через классику. Современный балет привлекателен тем, что позволяет давать свою интерпретацию. В классическом балете ты скован рамками и традициями, ты должен найти себя, четко выразить свой характер, быть собой, но не выходя из этих рамок. Это достаточно сложно.

 

Звезда мирового балета «сидит» в соцсетях во время растяжек, танцует 70 «Спящих красавиц» подряд и удивляется девушкам на шпильках - Фото 5

 

Устают ли балерины от однообразия? Ведь иногда приходится по много раз танцевать одно и то же. Радость творчества при этом не теряется?

 

Я не могу сказать, что от чего-то по-настоящему устаю. В Лондоне я немного уставала от классики, но теперь уже скучаю по классическим полным балетам. В Английском национальном балете я, например, станцевала подряд 70 «Спящих красавиц» в одной и той же постановке, плюс репетиции, которых было около 200. От этого можно устать, но у меня такой проблемы нет. Тем более, когда ты выходишь на сцену даже в сотый раз с одним и тем же спектаклем, ты все равно не знаешь, что будет в этот раз. Каждый раз может быть что-то новое.

 

Мария, на вашей страничке в «Фэйсбуке» почти четверть миллиона подписчиков, и вы ведете ее довольно активно. Как хватает времен на соцсети?

 

Но ведь это очень легко – нажимаешь одну кнопочку и готово. Я же тянусь в течение дня, во время растяжек и «сижу» в соцсетях. Соцсетями я начала пользоваться после того, как уехала из Лондона, чтобы поддерживать связь с друзьями. Живя в Сан-Франциско, я абсолютно отделена от всего. А благодаря тому же «фэйсбуку», «твиттеру», я всегда в курсе, где какие выставки происходят, куда ходят мои друзья, кто какие премьеры танцует, что делают мои мама с папой. Соцсети как будто раскрывают для тебя границы мира. Я хорошо знакома с создателями «Инстаграм» Кевином и Майком, близко знаю основателя «Твиттера» Джека, мой муж вообще 22-й юзер на «Инстаграм», общался с ними в офисе, когда они начинали. Они такие же, как мы, именно поэтому «поймали» то, что сейчас нужно людям. Джек Дорси, кстати, поклонник балета. Правда, я его уже, наверное, больше месяца не видела – он сейчас очень занят. А раньше часто ходил на балет.

 

Звезда мирового балета «сидит» в соцсетях во время растяжек, танцует 70 «Спящих красавиц» подряд и удивляется девушкам на шпильках - Фото 6

 

Мария, а куда в свободное время ходите вы? Где вам интересно бывать в других городах, странах?

 

Я очень люблю театры – кулисы, сцену, всю эту атмосферу, особенно, в старых театрах. Мне очень нравится ваш театр, в нем все такое нетронутое, в хорошем смысле. Сейчас в большинстве театров все переделано на современный лад. Например, когда я впервые попала в Большой театр, я в него просто влюбилась, а сейчас там все по-другому. Нет той атмосферы, того запаха. Ваш театр удивительный. Это редкость, когда в таком старинном, не модернизированном театре все так хорошо работает.

 

Что вам еще понравилось в Екатеринбурге?

 

Я мало гуляла по городу, всегда не хватает времени. Очень нравятся старые дома – трехэтажные, со сквериками, послевоенные. Душевные такие. В Москве таких домов уже практически не осталось, может быть, только где-то в глубоком Подмосковье. Еще больше мне интересно смотреть на людей. Что меня особенно удивляет в России, в том числе, в Екатеринбурге, – это девушки в аэропортах, которые идут по трапу самолета с чемоданом на высоких шпильках и в мини-юбках. Такое я только в России видела. 

Просмотров: 10604

Фотограф: Константин Анисимов, Полина Стадник

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Осенний Дендропарк:

«Приходи гулять, у меня тут хорошо: золотая листва и уточки».

воскресенье, 13 октября

Сегодня

-4
-4
0
0
Днем
-4
-4
Вечером