«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда

Питерский режиссер расскажет екатеринбуржцам, как «Там живут люди».

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 1

Уютная и добродушная «Волхонка» распахнула перед корреспондентами JustMedia свои двери на пару часов — ровно столько длилась репетиция нового спектакля для вдумчивого и неравнодушного зрителя «Там живут люди», поставленная питерским режиссером Алексеем Янковским по пьесе южноафриканского драматурга Атола Фугарда. «Здравствуйте» донеслось из полумрака небольшого зрительного зала. Художник восседал в самом центре и руководил процессом. В считанные минуты корреспонденты JustMedia перенеслись в Южно-Африканскую республику начала семидесятых годов…

 

Африканская вечеринка с гусеницами, квадратным тортом и бессмертным Фрэнком Синатрой

 

За большим круглым столом — рыжеволосый Дон Брэдшоу в исполнении Игоря Решетова. Герой ведет отчет и размышляет о жизни, жаждет перемен, мечтает открыть дверь и оказаться в другом мире. Череда пустых дней делают пустым само существование Дона.

 

Пока Игорь Решетов читает монолог, вокруг стола суетится худрук театра, она же — исполнительница роли хозяйки Милли Татьяна Савинкова. Женщина сервирует стол и выбирает платье. У Милли праздник: сегодня весь дом будет отмечать 50-летие хозяйки. Вот только рядом не будет возлюбленного — мистера Алерса. Назло ему героиня Татьяны Савинковой задумала устроить грандиозную вечеринку на зависть всем. Поддержать веселье взялись уже упомянутый квартирант Милли Дон и его приятель Шорти Лангевельд в исполнении Сергея Ювженко. Добродушный боксер появляется на сцене в длинном плаще, кепке, с тортом и свекольной ботвой в руках. Торт — для хозяйки, листья — для гусеничек, которых герой держит в кастрюле и ждет, пока те сплетут шелк. Наивный и глуповатый, он вызывает и сожаление, и смех.

 

 

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 2
Милли готовится к самой грандиозной вечеринке

 

«Полежат твои гусеницы и превратятся в моль. Никто не разводит моль, а ты разводишь»,— обращается Милли к Шорти.

 

Герои ведут беседы на повышенных тонах и обмениваются колкостями. После непродолжительных разговоров следуют паузы. Екатерина Мельникова, исполняющая роль Сиси (жены Шорти — прим. ред.) называет эти секунды молчания музыкой.

 

 

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 3
Добродушный Шорти совсем не умеет шутить

 

«Текст любой пьесы — это музыка, а в музыке есть переходы и проигрыши. Зритель по-своему воспринимает эти паузы: кто-то в этот момент может вздыхать, кто-то уснуть, а кто-то подумать о своей жизни, вспомнить что-то. Мы же не говорим потоком, в паузах тоже что-то происходит, мы размышляем»,— говорит актриса.

 

Сиси открыто изменяет супругу с неким Билли, которого зритель спектакля так и не увидит...

 

Все люди — обладатели синих задниц павианов

 

Бьют часы, герои произносят неудачный тост, после чего выпивают по бокалу белого вина, съедают по куску ужаснейшего квадратного торта и начинают говорить о жизни. Праздником тут и не пахнет, вечеринка явно не удалась. Милли требует от гостей развеселить ее, но попытка Шорти рассказать анекдот, который оказывается загадкой, заканчивается спором. После этого хозяйка заставляет Дона спеть, но тот отказывается, и зритель становится свидетелем очередного конфликта. Прыщавый Дон покидает комнату, а Милли и Шорти затягивают бессмертную песню Фрэнка Синатры «My Way».

 

 

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 4
Дон видит в своем приятеле Шорти объект научных наблюдений

 

«Мой дом, мой день рождения, и меня рано хоронить»,— провозглашает хозяйка.

 

Апогеем вечеринки становится признание Дона, что Шорти для него лишь объект наблюдений. Он видит в своем приятеле вымирающий человеческий вид, интересный для науки. И снова долгая пауза, после которой Шорти предлагает Милли сходить в зоопарк и посмотреть на синие задницы павианов. А спустя несколько минут герои признают, что каждый из нас является обладателем этой самой синей задницы.

 

«Автор дает зрителю возможность посмотреть на каждого героя в отдельности, увидеть его историю, понять жизненную драму, все сводится к самоиронии, у нас у всех синяя задница, как у павиана в зоопарке. Жизнь должна быть легкой, приносить положительные моменты, не стоит с головой уходить в проблемы, нужно просто жить…»,— говорит Екатерина Мельникова.

 

Ее героиня Сиси появляется на сцене в конце спектакля. Девушка просит мужа увезти ее в Кейптаун, поскольку все ей здесь отвратительно: в мужчинах она разочаровалась, и город ей надоел. Шорти все-таки находит силы переломить свой страх и неуверенность перед женщинами. Он хочет доказать жене свою любовь, и то, что он все-таки может сделать ее счастливой.

 

 

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 5
Сиси мечтает о Кейптауне

 

«Каждый герой в итоге скандалов, шуток, сольных выступлений с песнями приходит к своей правде. Все герои, сами того не подозревая, помогают друг другу пройти своеобразный, жуткий и неприятный ритуал очищения. Очищения души и обретения надежды на лучшее. Жанр спектакля можно условно отнести к «Present сontinuous tense» (с англ. «настоящее продолженное время» — прим. ред.), действие, длящееся в определенный момент в прошлом, настоящем или будущем. Также и у героев: они не ценят реальный момент времени, постоянно оплакивают то, что уже не вернешь, и пытаются строить сомнительные планы. Персонажи спектакля создают иллюзию жизни, чтобы со стороны она смотрелась как красивая картинка увлекательного фильма. Им нужно устроить «такой тарарам, что прохожие будут останавливаться и говорить: «Там живут люди!»— рассказывают создатели спектакля.

 

В конце постановки актеры выходят на поклон. Это неотъемлемая часть любого театрального действа, а в нашем случае режиссер создает спектакль в спектакле. Четыре героя берут в руки четыре уголка белоснежной скатерти и превращают ее в экран, на котором под зажигательную музыку кружатся в танце представители разных эпох. Перед зрителем появляются танцующие Чарли Чаплин, Георгий Вицин, Хит Леджер, сменяют друг друга шикарные балы, яркие джазовые вечеринки и шумные, хмельные компании. Вот и наши герои пускаются в пляс, а Милли даже забирается на стол и от души постукивает каблуками. Все-таки вечеринка удалась, а жизнь продолжается…

 

У каждого спектакля свой срок, его нужно выносить, как дитя

 

В зале зажигается свет, и зритель благодарит актеров за игру. Алексей Янковский не прочь пообщаться с журналистами. Мы поднимаемся на второй этаж «Волхонки», где по очереди начинаем пытать режиссера.

 

На вопрос, какой конфликт лежит в основе спектакля постановщик с ходу отвечает: «Конфликт — в божественном происхождении человека и его тяжелом социальном существовании».

 

«Мир остается неизменен, а социум постоянно меняется. Конфликт драматический всегда один — между желанием чего-то и невозможностью это получить»,— говорит Алексей Янковский.

 

 

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 6
Для режиссера поклон - неотъемлемая часть театрального действа

 

Разные режиссеры работают по-разному, утверждает наш собеседник.

 

«Можно привезти с собой какое-то зерно и посмотреть, что вырастет на почве театра. Мне было интересно, что вырастет здесь. Замечу, что один из действующих лиц спектакля — это зритель. Он может не аплодировать, но он становится участником действия, а это всегда трудно»,— добавляет режиссер.

 

Спектакли по пьесам Атола Фугарда ставят не часто. Но это никак не связано со сложностью пьесы.

 

«Просто она была когда-то кем-то забыта, а мы ее для себя открыли. Спектакль не сложный, он про обычных людей, которых мы встречаем ежедневно, про нас самих, про тех, кто изо дня в день живет своей жизнью и однажды решается что-то поменять, понимает, что так жить дальше нельзя. Вообще спектакль про любовь, про людей, которые не видят за обыденной жизнью важных вещей, утрачивают переживания и чувства»,— говорит актриса Екатерина Мельникова.

 

Она рассказывает, что спектакль готовили долго: сначала прочитали пьесу, потом походили по театральной площадке, как это обычно бывает. А затем несколько раз откладывали постановку в недолгий ящичек.

 

«У любого спектакля есть свое время, как у ребенка, которого нужно выносить, который должен созреть, чтобы появиться на свет. У каждого спектакля есть свой срок, нужно иногда уметь убирать его в недолгий ящик и абстрагироваться. Порой важно подождать, а потом достать пьесу и взглянуть на нее свежим взглядом. Играя свои роли, мы отталкиваемся от самих себя, а режиссер следит за развитием и направляет»,— добавляет Екатерина.

 

Сказать по правде, хочется взглянуть на спектакль целиком, чтобы в полной мере почувствовать себя участником этой южноамериканской истории. Советуем и вам. «Волхонка» ждет своего зрителя на премьеру спектакля «Там живут люди» 6 марта в 19.00 и 16 марта в 18.00.

 

ФОТОрепортаж с пресс-показа спектакля смотрите здесь.

Просмотров: 4916

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Дарья Трифонова, стантрайдер:

«Радует приближение лета, вероятности больше, что сугробов не будет»

воскресенье, 07 декабря

Сегодня

+7
+7
+9
+9
Днем
+4
+4
Вечером

Последние события

В Екатеринбурге нашли окровавленный труп на дороге на Пионерке. 18+

05 декабря 2025 в 19:47

В Екатеринбурге нашли окровавленный труп на дороге на Пионерке. 18+

На место приехали силовики и скорая.

Дополнительные поезда в Москву, Санкт-Петербург и Котлас назначены на СвЖД к новогодним каникулам

05 декабря 2025 в 19:00

Дополнительные поезда в Москву, Санкт-Петербург и Котлас назначены на СвЖД к новогодним каникулам

Из Котласа туристическим группам удобно добираться до сказочной резиденции Деда Мороза.

В США пропал тренер по футболу перед арестом за домогательства к детям

05 декабря 2025 в 18:12

В США пропал тренер по футболу перед арестом за домогательства к детям

Он ушел в лес с ружьем и не вернулся домой.

El Pais: К Европе приходит осознание того, что Киеву придется пойти на уступки

05 декабря 2025 в 17:41

El Pais: К Европе приходит осознание того, что Киеву придется пойти на уступки

Это будет способствовать завершению конфликта.

Этот сайт использует cookie
для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности