Алексей Богорад, дирижер Большого театра: «Задача родителей: фильтровать поток безумия из медиапространства и приоткрыть дорожку к классическому звуку»

Накануне музыкант в очередной раз посетил наш город, чтобы выступить вместе с Екатерининским оркестром.

Алексей Богорад, дирижер Большого театра: «Задача родителей: фильтровать поток безумия из медиапространства и приоткрыть дорожку к классическому звуку» - Фото 1

Занятия музыкой важны для эмоционального, физиологического и общего культурного развития детей, но они не должны быть обязаловкой. Если ребенка заставляют ходить в музыкалку, учить ноты, то это вряд ли принесет пользу, считает дирижёр Большого театра Алексей Богорад. Накануне музыкант в очередной раз посетил наш город, чтобы выступить вместе с Екатерининским оркестром.

 

О том, чем екатеринбургская публика отличается от столичной, как взаимосвязаны игра на фортепиано и изучение иностранных языков, а также о том, почему режиссура не может идти в разрез с музыкой, читайте в интервью JustMedia.ru c Алексеем Богорадом.

 

—Алексей Владимирович, Екатеринбург можно назвать музыкальным, насколько здесь продвинутая в этом плане публика?

 

—Екатеринбург несомненно один из самых музыкальных городов России. Моя творческая судьба уже давно связана с этим городом. Здесь я не только работаю, но и сам посещаю в качестве зрителя театры и различные концертные площадки. Атмосфера музыкальной жизни города очень живая, разнообразная, насыщенная событиями. И еще важно, что люди, которые в этой отрасли работают, настоящие профессионалы своего дела.  

 

 

—Возможно, вы сможете назвать самую запомнившуюся вам постановку, которую вы смотрели в нашем городе?

 

—Из постановок, которые я смотрел в Екатеринбурге, я бы отметил «Пассажирку» Моисея Вайнберга. Видел ее один раз, но она произвела на меня огромное впечатление. Это музыкальный памятник жертвам нацизма, сопоставимый по значению, к примеру, с мемориалом на Мамаевом кургане. Музыка очень тяжела для восприятия даже для профессиональных музыкантов. Невозможно напеть ни одной мелодии, но несмотря на это, эмоциональное впечатление потрясает. Мне, конечно, запомнились и многие другие постановки, но обо всех не расскажешь.

 

Алексей Богорад, дирижер Большого театра: «Задача родителей: фильтровать поток безумия из медиапространства и приоткрыть дорожку к классическому звуку» - Фото 2

—Насколько наши зрители отличаются от московских и чем?

 

—В Екатеринбурге публика в какой-то мере более эмоциональна и непосредственна, чем в столице. Вместе с тем, в Екатеринбурге много меломанов с большим опытом, и ты понимаешь, что, что аудитория оценивает твое выступление по самым взыскательным критериям. Это в хорошем смысле слова обязывает.

 

—Что сегодня надо зрителю: современные или классические постановки?

 

—Все определяется талантливостью постановки. Можно и сегодня создать то, что потом долгие годы будет являться классикой. Лично я отношу себя к консерваторам. Всегда ратую за неизменность исполнения сочинений в том виде, в каком они были задуманы и с учетом всех их стилистических особенностей.

 

Но при этом, несомненно, что в современной музыке XX века, которая более сложна для восприятия, есть выдающиеся произведения. Они обязательно должны звучать и в театрах, и в концертных залах. Игнорировать этот репертуар невозможно. Мне очень отрадно, что у екатеринбургской публики есть возможность оценить всю палитру классических и современных произведений искусства.

 

Алексей Богорад, дирижер Большого театра: «Задача родителей: фильтровать поток безумия из медиапространства и приоткрыть дорожку к классическому звуку» - Фото 3

 

—Вы сказали, что вы – консерватор. Как вы в таком случае относитесь к осовремениванию классических шедевров. Например, лет пять назад у нас в Театре Урал Опера Балет поставили «Бориса Годунова», где почти не было декораций, а действующие лица одеты в деловые и даже спортивные костюмы. Допустимо ли это, на ваш взгляд. Можно ли такой подход оправдать, например, тем, что так классика становится ближе к молодежи?

 

—Считаю, что мы должны гордиться и беречь созданные великими русскими композиторами шедевры. Это главная ценность нашей культуры. Каждая нота этих уникальных произведений сотворена великими гениями. Композиторы продумывают каждую сцену, действие и даже мимику персонажей. В том же «Борисе Годунове» музыка передает тончайшие нюансы психологии каждого героя и ситуации. Главная задача режиссера — раскрыть эти смыслы. Режиссура не может идти в разрез с музыкой.

 

—Чтобы вы еще очень хотели поставить и почему именно это?

 

—В этом списке много произведений. Но, прежде всего, я бы выделил «Пиковую даму» Петра Чайковского. Это одна из величайших и самых любимых мной опер.

 

—С какого возраста, вы считаете, стоит приобщать детей к классике?

 

—Накануне вместе с Екатерининским оркестром мы представили программу, где прозвучали прекрасные серенады для струнного оркестра Петра Чайковского и Антонина Дворжака. Красивейшая музыка. Если ребенок будет слушать ее, то я думаю, что это принесет пользу, независимо от того какой музыкальной подготовкой он обладает, и где он будет это делать.

 

 

Классическая музыка оказывает живительное воздействие на любого человека, а поскольку дети более восприимчивы, то, прежде всего, на эту категорию слушателей. Да, есть возрастные лимиты восприятия. Но, например, Прелюдию до мажор Иоганна Себастьяна Баха способен воспринять даже младенец. Нередки случаи, когда мамы включают музыку своим детишкам, которые еще находятся в утробе, и считают, что это благотворно влияет на них. И я тоже так думаю. Детям надо давать слушать классику, но, конечно, не заставлять.

 

—Если музыка так хорошо влияет на детей, стоит ли каждому ребенку для базового развития дать музыкальное образование?

 

—Музыка поможет в развитии головного мозга, слуха. Откроет душу ребенка. Сделает его более восприимчивым, подарит хорошие эмоции. Но я не уверен, что надо настаивать на музыкальном образовании в жесткой системе. Раньше такое образование было сугубо домашним. Мама хорошо играла на фортепиано, отец — пел русские песни. И вот мы имеем прекрасного композитора.

 

Понятно, что гении рождаются не в каждой семье. Но каждый с детства способен чувствовать, и это надо развивать. Если ребенок просто играет на фортепиано гаммы, то двигательная активность пальцев помогает развивать определённые участки головного мозга, которые, например, соотносятся с изучением иностранных языков. То есть нередко дети, которые занимались музыкой, потом легче осваивают языки.

 

Занятия музыкой важны для эмоционального, физиологического и общего культурного развития, но они не должны быть обязаловкой. Если ребенка заставляют ходить в музыкалку, учить ноты, то это вряд ли принесет пользу. Это надо как-то тонко настраивать с любовью и индивидуальным подходом. Но сейчас, к сожалению, очень много других раздражителей в виде колоссального потока безумия в медиапространстве, который отвлекает ребенка. Задача родителей: фильтровать последний и приоткрыть дорожку к классической гармонии и звуку.

 

Алексей Богорад, дирижер Большого театра: «Задача родителей: фильтровать поток безумия из медиапространства и приоткрыть дорожку к классическому звуку» - Фото 4

 

—Под безумием вы подразумеваете современных поп-музыкантов и блогеров?

 

—В том числе. Этот жанр даже невозможно сравнивать с классической музыкой по качеству содержания.

 

—Вы – дирижер, но на концерте в Екатеринбурге солировали на кларнете. Что вам ближе? И как вы себя чувствуете в роли музыканта, а не дирижера? Или это абсолютно разные ощущения.

 

—Разные ощущения, но они друг другу помогают. Опыт дирижера позволяет более масштабно мыслить во время игры на кларнете, а музицирование и прикосновение к живой звуковой вибрации — в нахождении нужной атмосферы при работе с оркестром. Это все взаимосвязано.

 

Алексей Богорад, дирижер Большого театра: «Задача родителей: фильтровать поток безумия из медиапространства и приоткрыть дорожку к классическому звуку» - Фото 5

 

—По какому критерию выбирали произведения для концерта с Екатерининским оркестром?

 

— Екатерининский оркестр — это камерный оркестр. Основа – струнная группа. Было решено исполнить сочинения для струнного оркестра. Я всегда мечтал продирижировать серенады Петра Чайковского. В студенческие годы изучал серенады Дворжака, но никогда их не исполнял. Поэтому для меня прошедший концерт стал вечером личных премьер.

 

—Вы работаете в Большом театре, участвовали в огромном количестве международных конкурсов. Ваш совет начинающим музыкантам?

 

—Любить свое дело. Искренне любить музыку, стараться не пресыщаться ей и внутренне не утомляться от нее, сохранять свежесть музыкального восприятия. И вместе с тем, усердно работать, вбирать в себя как можно больше хороших записей признанных мастеров. Слушать, слушать, слушать, анализировать и формировать у себя внутреннее представление о хорошем звуке, фразировке.

 

Интервью с главным дирижером «Екатерининского оркестра» Сергеем Царегородцевым можно прочитать здесь.

 

 

Просмотров: 5248

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости
четверг, 13 июня

Сегодня

+20
+20
+20
+20
Днем
+18
+18
Вечером

Последние события

В Екатеринбурге 12 июня стало самым теплым за последние 94 года

Сегодня в 09:45

В Екатеринбурге 12 июня стало самым теплым за последние 94 года

Дневной максимум вчерашнего дня составил +32,4.

В США вооруженная женщина захватила этаж здания ФБР

Сегодня в 09:41

В США вооруженная женщина захватила этаж здания ФБР

Полиция почти час вела переговоры с нападавшей.

Свердловчанин, чтобы не отдавать приставам «Тойоту», распилил кузов и снял двигатель

Сегодня в 09:27

Свердловчанин, чтобы не отдавать приставам «Тойоту», распилил кузов и снял двигатель

За это ему назначили 180 часов обязательных работ.

Под Калугой задержан стрелок, напавший с автоматом на людей по дороге в монастырь

Сегодня в 09:24

Под Калугой задержан стрелок, напавший с автоматом на людей по дороге в монастырь

Пострадала женщина, она получила ранение в ногу.