В «Ельцин-центре» с размахом отметили 76-летие культового поэта.
В «Ельцин-центре», который за последние полгода стал настоящим местом паломничества уральской богемы, прошли Дни Бродского, приуроченные к 76-летию со дня рождения культового поэта. Фотограф Елена Сорока посетила мероприятие и делится своими впечатлениями.
Такими темпами я стану настоящим знатоком творчества Иосифа Бродского. Второй раз за два месяца мне выпало побывать на чтениях его стихов. В прошлый раз дело было в ресторане «Куршевель 1850». На благотворительную акцию «Речевик-Place» тогда собралось довольно много народу, но с тем, что было вчера в «Ельцин-центре», конечно, не сравнить. И чтецов было больше, и публики набралось несколько сотен. Бродского читали не только на русском, но и на английском и даже на грузинском. А еще сопровождали чтение красивыми танцевальными па и мини-сценкой с участием куклы Иосифа Бродского.
Многие из тех, кто выступал вчера, отметился и на чтениях в «Куршевеле». Например, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который, кстати, разочаровал: не только тот же самый стих прочитал, но и предысторию про самиздатовский опыт повторил почти слово-в-слово. А ведь известно, что Евгений Вадимович очень любит творчество Иосифа Александровича, наверняка знает наизусть больше одного стихотворения.
Наравне с мэром, Иосифа Бродского прочитали известные журналисты, бизнесмены, управленцы, художники, поэты, писатели, музыканты и несколько гостей из зала. Телеведущий и журналист Евгений Енин эмоционально прочел длинный стих «Письма римскому другу». Это же произведение переложил на музыку и спел чуть позже рэпер Наум Блик под аккомпанемент трио Дениса Галушко. О том, что Бродского можно не только читать, но и петь, догадались задолго до Наума (ближайший пример – песня группы «Сплин» «Конец прекрасной эпохи»), но все равно вышло очень насыщенно, свежо и красиво: рояль, ударные и контрабас вместе с плотным уверенным речетативом дают хороший результат.
Но петь Бродского – это не так оригинально, как рисовать. Как его самого, так и его стихи. В холле конференц-зала «Ельцин-центра» художник Николай Предеин открыл вчера свою весьма необычную персональную выставку, полностью посвященную великому поэту. Это большая серия портретов Иосифа Бродского, выполненных в стиле рисунков на полях, эдакие пушкинские автопортреты. Неожиданно и изящно, рекомендую к просмотру.
Параллельно с чтениями, в атриуме «Ельцин-центра» происходило создание картин по одному-единственному произведению Иосифа Александровича – поэме «Баллада о маленьком буксире». Руководила процессом директора изостудии «Полосатый кот» Анастасия Овсянкина. Она разделила поэму на несколько частей и предлагала всем желающим выбрать отрывок и нарисовать к нему иллюстрацию. В проекте приняло участие около сорока человек разных возрастов и с различным уровнем изоподготовки. Самому маленькому участнику было всего четыре года. Выстроенные по тексту рисунки смотрелись как единое большое произведение. «Мы ограничили участников материалами – картон, черный контур и определенный набор красок – поэтому кажется, что рисовал один человек», – рассказала Анастасия Овсянкина.
Закончился вечер просмотром фильма «Ниоткуда с любовью. Воспоминания о Иосифе Бродском». Представила картину режиссер Елена Якович.
Глядя на этот праздник поэзии, меня не покидала мысль, что по-настоящему творчество Бродского ценят около 20% выступивших. Остальные используют площадку для самопиара и дабы унять сценический зуд. Иначе совершенно непонятно, откуда взялась такая всепоглощающая любовь к Иосифу Александровичу именно сейчас. На мой вопрос ответил известный писатель, участник чтений Игорь Сахновский: «Не хочется никого разочаровывать, но мне кажется, что дело даже не в самом Бродском, а в том, что в последнее время Бродского превратили в сильную медийную фигуру. Мне кажется, что людей, хорошо понимающих и любящих Бродского, не стало больше. Просто Бродский превратился в такую модную фигуру. Лично для меня с годами он становится интереснее, хотя читать я его начала еще с самиздата. Но я не позволяю себе такой смелой мысли, что у всех также. Количество любителей поэзии на самом деле не растет, это всегда очень ограниченная и не очень большая цифра».
С тем же вопросом («В чем секрет популярности поэзии Иосифа Бродского в наши дни у людей столь разных возрастных и социальных групп?») я обратилась к поэту и прозаику Евгению Касимову. Он подошел к вопросу аналитически: «Происходит осознание масштаба Бродского. Если представить 200-летнюю русскую поэзию как купол, то в центре этот купол поддерживает Александр Блок, а по краям – Пушкин и Бродский. И происходит осознание этой конструкции, значимости творчества Бродского для русской поэзии».
Другая участница чтений, учредитель организации «Особые люди» Татьяна Флеганова, отвечая на мой вопрос, опиралась больше на чувства: «Изюминка Бродского в том, что каждый человек находит среди его стихотворений свое. В отличие, например, от Пушкина, Бродский жил в наше время и он чувствовал так, как чувствуем сегодня мы. Наши жизненные пути переплетаются в каком-то эфемерном пространстве, ты читаешь это и думаешь: «О! Я тоже это проживал!». Красивых стихов много, они красиво звучат, льются, но они не трогают. Ты их почел и забыл – как стих с открытки. А стихотворение Бродского тебе на подкорочку ложится – в этом все дело».
Просмотров: 3619
Фотограф: Елена Сорока