Культурная элита катается в кузове грузовика, копает картошку и рассказывает нецензурные анекдоты. Эксклюзивные байки от водителей Свердловской филармонии на JustMedia.ru

В преддверии Дня автомобилиста редакция пообщалась с этими замечательными людьми.

Здание Свердловской филармонии, конец 1960-х годов.
Здание Свердловской филармонии, конец 1960-х годов.

Эти люди не спят сутками, путешествуют по Екатеринбургу и Свердловской области в компании мировых звезд музыки и возят звукорежиссеров в багажнике. Мы говорим о водителях Свердловской филармонии. В преддверии Дня автомобилиста JustMedia.ru пообщался с этими замечательными людьми. Асы своего дела рассказали о первом автопарке уральской Мекки классической музыки, курьезных случаях из практики и анекдот от Дениса Мацуева.

 

По словам инженера-механика Свердловской филармонии Алексея Берсенева, при Свердловской филармонии всегда были закреплены машины, которые возили артистов на концерты по области и городу. В 1980-е были два автобуса ПАЗика, грузовик, РАФики, ГАЗы-69. Гараж, как современный комплекс, начал создаваться при нынешнем директоре филармонии – Александре Николаевиче Колотурском. Было реконструировано помещение для автомобилей, постепенно был обновлен автопарк,  и водители пересели с машин советского производства на иномарки. Но водители до сих пор вспоминают старые, проверенные временем УАЗы.

 

                     Инженер-механик Свердловской филармонии Алексей Берсенев

 

«В УАЗике водитель был изолирован от пассажиров. Переговариваться можно было через специальные микрофоны, но они не всегда работали. Дверки в пассажирскую часть были не видны водителю. Как-то вез один из наших старых водителей Вадик Колбасов артистов из Полевского. Они попросили остановиться у магазина. Артисты входили, выходили. Дверки хлопнули, и водитель решил, что все сели и пора ехать. Приехал в филармонию, открыл двери, а там никого»,— говорит Алексей Берсенев.

 

Похожую ситуацию с тем же УАЗиком, правда, с более богатой предысторией рассказал JustMedia.ru старейший водитель филармонии Михаил Шабалин. Здесь наш герой проработал здесь 43 года, с 1971 по 2015.

 

«Было это в 1990-е годы, в старый Новый год. Мы на двух автобусах возвращались с симфоническим оркестром из Новоуральска. Я тогда еще на большом ПАЗе «Турист» работал. В салоне 46 человек. Едем, чувствую, что с машиной что-то не то,— рассказывает Михаил Васильевич.— Было около 23.00. Остановились, благо на улице было тепло. Закипел двигатель, стали останавливать машины, но воды ни у кого нет. Нам, оказывается, солярки налили в радиатор. После этого я, конечно, никуда не поехал».

 

 

                      Михаил Шабалин проработал в Свердловской филармонии 43 года

 

Неравнодушные автомобилисты останавливались, пытались помочь: одни еды дали, другие — спиртного. Артисты не растерялись. Достали инструменты и устроили настоящий концерт.

 

«Люди едут, смотрят, стоит автобус на дороге, рядом куча людей и играет духовой оркестр. Причем не из репертуара филармонии, а «Семь сорок», например»,— отмечает Михаил Шабалин.

 

Спустя какое-то время за артистами приехал автобус, многие уехали. Духовики и водитель решили ехать на том самом УАЗике-«будке» Вадика Колбасова. Михаил Васильевич побежал закрывать «закипевший» автобус.

 

«Смотрю, все поехали. Я стою у автобуса и машу руками. Только в Свердловске поняли, что меня оставили на дороге. Артисты подумали, что я сел к водителю, тот — что я с компаний. Остался я на всю ночь в холодном автобусе. Нашел ведро, палок набросал, покрышку зажег. Забрали меня только в 13.00 следующего дня»,— рассказывает старейший водитель филармонии.

 

Были и другие не менее курьезные истории в практике Михаила Шабалина. В 1995 или в 1996 году поехал Уральский филармонический оркестр выступать в Челябинск. Сорок артистов разместили в «туристике», еще столько же — в «Икарусе». На трассе, километрах в сорока от конечного пункта, пассажиры первого автобуса заметили стоящий на обочине «Икарус». Развернулись по встречке и рванули к нему. Оказалось, что у автобуса спустило колесо, но водитель не имеет права менять его на дороге. Пришлось всех пассажиров Икаруса пересадить в «туристик».

 

 

 
 
«Восемьдесят человек впихнули в один автобус, он аж перегнулся весь. Сидели по три-четыре человека. И так ехали на одной передаче до ДК. Отыграли концерт, и уже домой надо ехать, а второго автобуса все нет. Оказывается, что к нему из Свердловска прибыла техпомщь, поменяла колесо, и водитель уехал домой. В Челябинском драмтеатре артистам дали ПАЗик, но он рассчитан на 20 человек. Оставшимся пришлось снова ютиться в моем автобусе»,— говорит Михаил Шабалин.

 

Довольно веселый случай произошел с нашим героем в первый рабочий день в Свердловской филармонии. Михаил Васильевич устроился водителем сюда в 1971 году сразу после возвращения из армии, и, по его признанию, он тогда еще понятия не имел, «где, куда и что». И тут ему сообщают: «Другой водитель заболел. Надо ехать в «Большой Урал» и забрать там аппаратуру и людей.

 

«Я подъезжаю на грузовике ГАЗ-51 и вижу, стоит народ. Я говорю: «Я с филармонии, залезайте в кузов, и я вас отвезу на вокзал. И все залезли. Потом выяснилось, что я должен был забрать только аппаратуру и рабочих. За артистами отправили автобус»,— весело говорит Михаил Шабалин.

 

Сегодня в автопарке филармонии нет грузовых автомобилей и холодных автобусов. Их давно заменили иномарками. Более того, по распоряжению директора культурного учреждения Александра Колотурского, в транспортных средствах, чтобы артисты не мерзли, были установлены дополнительные автономные печки. Работают обогреватели независимо от двигателя.

 

 

                             Водитель Свердловской филармонии Игорь Чернецкий

 

«Вот был в Нижней Синячихе концерт под открытым небом, на улице было холодно, аж инструменты прилипали к губам. И вот артисты выступали, а потом бежали в машину отогреваться горячим чаем. Работа есть работа, концерт отыграли»,— рассказывает водитель Игорь Чернецкий.

 

Перед началом нового сезона всему водительскому составу сделали роскошный подарок — новый гараж. Старый снесли еще семь лет назад, и все это время машины приходилось ставить на платной стоянке.

 

                                           Новый гараж Свердловской филармонии

 

Помимо огромного количества местных музыкантов, водителям нередко приходится возить иностранных гостей и звезд первой величины, в числе которых маэстро Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Борис Березовский. Конечно, с их именами связано не так много историй, но курьезов, по словам водителей, тоже хватает. Правда, рассказывают о них неохотно.

 

 
«Летом на фестиваль приезжал Денис Мацуев. С ним была группа телеканала НТВ, состоящая из журналиста, звукорежиссера и кинооператора. Мацуева снимали практически каждую минуту: на репетиции, на пресс-конференции, в гостинице, на концерте, в машине. И чтобы в машине лишних в кадре не было  —  пришлось звукаря в багажник засовывать. И катался он там весь день. Периодически мы его спрашивали: «Как вы себя чувствуете?» — говорит Игорь Чернецкий.

 

По его словам, на время приезда известных музыкантов он по долгу службы и зову сердца, возит их на прогулки, в кафе, за сувенирами и даже в продуктовые магазины. Зачастую артисты прилетают очень поздними рейсами, поэтому единственный способ поесть — это заглянуть в круглосуточный магазин. Любят артисты посещать Музей камня, где нередко покупают памятные сувениры и даже каменные картины.

 

                 Рассказать многие анекдоты от звезд Игорю Чернецкому не позволяет цензура

 

«Конечно, когда везешь артистов на концерт, то выключаешь музыку. Они молчат, настраиваются на выступление. А вот уже после него общаются, шутят, травят анекдоты. Многие из них я не могу рассказать. Цензура не позволит (смеется). Хотя есть один от Дениса Мацуева: «После Анны Карениной пошла новая мода — туфли на платформе»,— рассказывает однофамилец бывшего мэра Екатеринбурга.

 

Игорь Чернецкий признается, что часто музыканты просят просто покатать их по городу. Причем у некоторых из них есть свои любимые места в столице Урала. Так, Валерий Гергиев любит погулять возле старых домиков, особняков в центре города, Юрий Башмет — посмотреть новую архитектуру. Самым главным путешественником по Екатеринбургу и Свердловской области является Денис Мацуев. Известному пианисту очень нравится у нас.

 

«Были везде — от Плотинки и Храма-на-крови до стелы «Европа—Азия». Денис Мацуев уделяет большое внимание нашему городу. Возил его в Синячиху — памятник деревянного зодчества. Были в Верхотурье на прослушивании детских школ. Там маэстро понравилась природа, храмы. Горожане узнают музыкантов, просят автографы или просто тычут пальцем. Но они спокойно к этому относятся, привычны к славе. В целом все звезды признаются, что у нас намного свободнее и спокойнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Не надо так заблаговременно выезжать в аэропорт или на концерт. Значит, остается больше времени на отдых. Конечно, график бывает плотный, и артисты после тяжелых концертов просыпают вылет, приходится иногда поторапливаться на дороге»,— говорит Игорь Чернецкий.

 

Однако есть в городе и некоторые моменты, которые не всегда по душе гостям.

 

 

                              Водитель Свердловской филармонии Виктор Пономарев
 
«Забирал актера театра и кино Сергея Никоненко с вокзала. Он увидел вывеску «Маринс парк отель» и, с горечью заметил: «Была же нормальная гостиница «Свердловск», а теперь что?». Он человек старой закалки, и название отеля ему не понравилось»,— говорит водитель Виктор Пономарев.

 

Тяжелее всего водителям и другим сотрудникам во главе с Александром Колотурским приходится во время крупных мероприятий. Ведь во время фестивалей работы прибавляется: встречи и проводы в аэропорту, выезды на репетиции, на концерты в городские филармонические залы в области. Очень важно, чтобы все было вовремя. На водителях лежит большая ответственность.

 

«Возим артистов из Италии, Испании, Германии, Франции. Иногда показываем им город, но зачастую это очень проблематично. Кругом знаки «Остановка запрещена», платные стоянки. Поэтому просто даем рекомендации для самостоятельного путешествия. Например, Литературный квартал, Храм-на-крови, Плотинка, улица Розы Люксембург со старинными зданиями»,— говорит Виктор Пономарев.

 

Водители признаются, что артисты общаются с ними без лишнего пафоса, могут «за жизнь» поговорить или на обычные бытовые темы.

 

«Недавно Диму Певцова возил. Он сел ко мне в машину и сразу заметил, что давно на Volvo не ездил. И начали про машины общаться. У него Merсedes»,— отмечает Виктор Пономарев.

 

 

 

Конфликтных ситуаций между артистами и водителями не возникает. Хотя Михаил Шабалин все-таки смог вспомнить нечто подобное:

 

«Раньше, до 1990-х годов филармонии были монополистами, занимаясь, в том числе и эстрадой, поэтому я возил Пугачеву, Леонтьева, «Песняров», «Ариэль» и многих других. Как-то один из наших водителей, уже практически старичок, приехал за Машей Распутиной на самой лучшей в то время машине — 24-й «Волге». Правда, она была грязная. И артистке это не понравилось. Она начала ему высказывать свое недовольство: «Почему такая машина, что, у вас других нет?» Дедок раньше работал начальником управления СУ-24, поэтому сначала терпел, а потом не выдержал и как гаркнет: «Ты, соплячка, ты что орешь?». На другой день уже я забирал артистку, причем на той же машине. И мне она сказала: «Есть же нормальные машины и водители».

 

Старейший водитель филармонии признался, что скучает по работе, особенно по тем временам, когда артисты и другие сотрудниками филармонии проводили вместе больше времени. В понедельник с участниками симфонического оркестра водители ездили на рыбалку, в основном под Белоярку. Автобус для поездки выделяло само культурное учреждение. В выходные ездили вместе за грибами в лес. Также некоторые ежегодно оставляли одну неделю отпуска и отправлялись в тайгу под Серовом.

 

«В Сухом Логу всем коллективом ездили садить, а потом копать картошку. И работали на поле все, независимо от того, водитель ты или заслуженная артистка. За поле договаривался Александр Колотурский. В общем, все делали вместе, а сегодня из-за наличия личного транспорта и собственных дач такого единения нет»,— отмечает Михаил Шабалин.

 

Коллектив редакции JustMedia.ru выражает огромную благодарность Свердловской филармонии за поддержку в подготовке материала, а также поздравляет героев нашего репортажа и всех водителей с профессиональным праздником.

 

 

Просмотров: 7222

Автор: Екатерина Турдакина

Фотограф: Мария Калугина

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Андрей Игушев, Екатерининский оркестр:

«Наконец-то на Урал пришло яркое, красочное, жгучее, сочное лето»

среда, 08 июля

Сегодня

+20
+20
+28
+28
Днем
+22
+22
Вечером
Загрузка...