«Маленькие женщины». Почему этот фильм о предательстве мечты и провале феминизма. СПОЙЛЕРЫ!

Рецензия JustMedia.ru.

«Маленькие женщины». Почему этот фильм о предательстве мечты и провале феминизма. СПОЙЛЕРЫ! - Фото 1
Фото: livelib.ru, medium.com, vokrug.tv

С сегодняшнего дня в российских кинотеатрах выходит в прокат фильм «Маленькие женщины» (12+) Греты Гервинг. Корреспондент JustMedia.ru сходил на предпоказ в кинотеатр «Гринвич синема» и рассказывает о своих впечатлениях.

 

Сразу оговорюсь: я не читала книги и не смотрела предыдущую экранизацию 1994 года (Каюсь! Исправлю это упущение). Не буду останавливаться на актерской игре, операторской работе и игре режиссера со временем (об этом уже понаписано просто до одури!) Как по мне, так тут все ок. Начнем с названия «Маленькие женщины».

 

«Девочки у Гервиг способны мыслить, чувствовать, принимать решения уже в том возрасте, когда играют в куклы. Вместе с тем не теряют своей счастливой инфантильности, разбивая сердца, выходя замуж и обретая профессии. Так реализуется оксюморон из названия романа: они еще «маленькие», но уже «женщины», – пишет знаменитый критик Антон Долин.

 

Но тут как посмотреть и какое слово из двух выделить – маленькие или женщины. Если женщины, то он безусловно прав. Я же выделила маленькие – потому что время все равно «сломало» героинь с амбициями и мечтами. У них нет выбора – они все равно обречены и не полноценны без мужчин. Чтобы обеспечивать себя и выжить без мужа женщине того времени нужно было быть либо изначально богатой, либо идти в проститутки.

 

А теперь объясню, почему считаю эту экранизацию  – историей о провале идеи феминизма и предательстве своих мечт, а главных героинь – неудачницами. Зрителям показывают историю взросления четырех сестер Марч из бедной семьи в Годы гражданской войны в США. Мег – с самого начала у девочки одна мечта выйти замуж. Эми мечтает стать известной художницей, но при этом не против удачного замужества. Бет хорошо играет на фортепиано, но я так и не поняла цель, которую она преследовала (вроде, блистать в свете, играя музыку, но не уверена, да и это не важно). Самое яркое, что эта героиня смогла сделать –  умереть (то, что она была самой доброй и тихой из сестер и гениально играла на фортепиано, как-то забывается – она никакая).

 

Главной героиней, конечно, становится сестра-пацанка Джо. С самого начала она протестует против устоев общества того времени и заявляет, что никогда не выйдет замуж и будет совершенного счастлива одна. Ее мечта – стать известной писательницей. По мере действия сюжета героини взрослеют и двигаются по направлению к своим мечтам. И вот тут все ломается! Быстрее всех мечта исполняется у Мег – она выходит замуж за Джона Брука. Это и не мудрено – самая легко выполнимая задача для девушек того времени. И все бы ничего, но он беден и в один прекрасный момент нехватка денег становится проблемой. В фильме нам показывают, что супруги смогли справиться с этой проблемой. Но что-то верится мне в это слабо – рая в шалаше с любимым не бывает ни в какие времена.

 

Эми – средняя сестра, и, как ее называла старая тетушка Марч, «самый адекватный член семьи». На нее возлагались главные надежды – она должна была удачно выйти замуж за богатого мужчину и обеспечивать свою «непутевую семью». Для этого мудрая тетушка даже взяла ее с собой в Европу – там богатых мужчин, видимо, побольше. Но в итоге та предает свою мечту стать великой художницей именно ради этого. Тут все заканчивается не так плохо – да, она отказывает идеальному кандидату на роль ее мужа ради любви – соглашается на брак с Теодором Лоренсом (Тео). Он, вроде, тоже как довольно не беден. Но «не любит жену так, как ее сестру-пацанку Джо, которая ему отказала».

 

Ну и главный провал – феминистка Джо, повзрослев, признается себе, что тоже не может без семьи. В один момент она буквально кричит, что почему же ей, выступающей за равенство и готовой всю жизнь провести без мужчины, «так одиноко». В отчаянье она даже готова выйти замуж за Тео и жалеет, что отказала ему раньше. Но любви тут нет – она пытается исправить ситуацию, и пишет ему откровенное письмо. Но уже поздно – тот уже создал семью с Эми.

 

«Маленькие женщины». Почему этот фильм о предательстве мечты и провале феминизма. СПОЙЛЕРЫ! - Фото 2

 

В случае с Джо идея феминизма ломается еще раз. Она приносит рукопись своего романа в издательство, где редактор заставляет изменить ее финал книги и выдать главную героиню замуж, потому что так надо, так принято. И ради того, чтобы книга увидела свет, та соглашается. Главная феминистка идет на поводу у мужчины. Здесь уже возникает вопрос двойного финала. Зрителю начинают показывать счастливый конец (тут консерваторы и борцы за семейные ценности должны захлопать в ладоши и прослезиться!) – вся такая независимая Джо, которая собиралась прожить всю жизнь одна, в дождь бежит за своим возлюбленным – молодым критиком Фридрихом Байером (историю их знакомства посмотрите сами).

 

Финальный кадр – все три сестры счастливо гуляют с мужьями в саду около своего дома, заботливо оставленным скончавшейся тетушкой Марч. А у Джо, наконец, выходит книга. Правда с концовкой, подогнанной под требования времени. И тут зрителей, выходящих из зала, оставляют с одним единственным главным вопросом – в финале нам показывают реальный конец истории или концовку книги, переписанную Джо. И этот намек (напечатанная книга), что женщина все равно способна самореализоваться, пусть и пойдя на компромисс, сглаживает впечатление от все-таки слащавой развязки.

 

«Маленькие женщины». Почему этот фильм о предательстве мечты и провале феминизма. СПОЙЛЕРЫ! - Фото 3
«Маленькие женщины». Почему этот фильм о предательстве мечты и провале феминизма. СПОЙЛЕРЫ! - Фото 4

 

Просмотров: 10008

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 19 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером