На творческой встрече автор скандальных работ 2,5 часа проговорил с горожанами.
В Екатеринбурге в Художественном музее Эрнста Неизвестного прошла творческая встреча уличного художника Ромы Инк. Рома –автор скандальных арт-объектов: трафарета «Бог временно недоступен», надгробия свободе слова, двери на акватории городского пруда и других. JustMedia.ru публикует самые любопытные выдержки из двухчасового выступления популярного стрит-художника.
«Меня можно назвать патриотом, но сейчас к этому термину много чего приросло», – говорит Рома и продолжает не только о любви к России, но об асфальтовых войнах, и о том, почему не стал нюхать клей.
Мне нравилось рисовать. К сожалению, маме не удалось пристроить меня в художественную школу в районе, где мы проживали. Бесплатных мест в тот момент уже не оказалось, а на платные места мы не могли рассчитывать. Тогда я пошел на моделирование и пианино.
К концу 90-х у нас появился цветной телевизор, видеомагнитофон, и я начал узнавать, что такое субкультура. Думаю, что многие художники уличной волны начинали примерно, как я.
Мы обрывками собирали информацию о брейк-дансе, рэпе и граффити. Фотографировали все на пленочные фотоаппараты и передавали снимки: «Посмотри, но потом обязательно отдай назад».
Когда мы увидели работы Neck Face, то не понимали, как это было нарисовано. В нашем арсенале же была только автоэмаль, профессиональная краска у нас появилась в 2001 году.
Мы все начинали с автоэмали – она течет, чтобы получить цвет, нужно было сделать семь-восемь слоев. Ни о каких ровных линиях тогда не шло и речи. Когда в Россию начали привозить профессиональную краску, мы ею попользовались и поняли: это совершенно два разных мира.
Стоила она дорого. Она и сейчас недешевая: на работу 2,5x6 метров потребуется 8000-10000 рублей. Мы подворовывали, кто – у пап, кто – у дедушек с гаража, и на заброшенных стенах пытались воспроизвести увиденное.
К моменту, когда я перешел в шестой класс, мое окружение начало заниматься другими вещами. Им перестало быть интересно творчество, они стали заниматься преступной деятельностью: кто-то нюхал клей в подвалах, кто-то – занимался воровством. Мне повезло, что при моей маме, которая водила меня в театр и на выставки, эта улица не поглотила и я смог найти ориентиры чтобы не погрязнуть в этом.
Если у нас в районе Уктуса можно было встретить какие-то рисунки на стенах, то на Ботанику ходить было опасно. Велись асфальтовые войны за территорию. Когда мы ходили в другой район, то там нельзя было спокойно прогуляться: тебя обязательно остановят, могут снять кроссовки и забрать мелочь, пугали ножиком, некоторым прилетало кастетами.
Увлечение уличным искусством заглохло до конца школы. Я оказался на распутье: либо я сейчас продолжаю заниматься тем, чем занимаюсь, либо берусь за голову.
В техникуме у меня появилась подруга, с которой мы впоследствии сыграли свадьбу и у нас родился прекраснейший ребенок. При стабильности и безусловном моменте гордости, меня не отпускало чувство, что что-то не так.
Осенью 2011 года встретились с товарищем. Прошло два года, как мы окончили техникум, и я планировал поступить в университет. Тогда я сказал ему: «Хочу рисовать на улице». Он уточнил: «Почему?»
Я ответил, что мы ходим по городу, у всех нас примерно одинаковые маршруты: из дома на работу, с работы в магазин. Мы видим, как меняется городское пространство, как растут районы. Но раньше дворы были открытыми, а сейчас везде очень много уставших от всего людей, которые даже не знают своих соседей. Город превратился в лабиринт с засилием рекламы. Я не хочу видеть рекламу, хочу транслировать свое видение городского пространства.
Также отправной точкой стал фильм «Выход через сувенирную лавку» о борьбе с социальной несправедливостью посредством простейших трафаретов.
Вообще граффити – история о несогласии с общепринятыми нормами. Свобода – такой термин, который граничит и с одиночеством, и с ответственностью. Мы можем много говорить о свободе, но когда сталкиваемся с ней, она нас пугает. Я сказал своему другу: «Для меня уличное искусство – магия и возможность улучшить общественное пространство». Хотя все это, конечно, и сводилось к эгоизму и самореализации.
– Все, что вы видите на улице – 90% несогласованные работы. Транслировать только то, что ты хочешь независимо от покровителей и социально-политической обстановки, могут единицы, – продолжает Рома Инк.
Когда ты начинаешь рисовать легально, то это случится «когда-то там потом» [из-за долгих согласований с владельцем объекта]. Ты можешь рисовать быстро, да, тебе запретят, даже вызовут полицию.
Сейчас полиция, в основном, подъезжает и смотрит, что ты не рисуешь нашего Всея Руси, не пропагандируешь наркотики и экстремизм, а делишься своим творчеством. Увидят, что ты трезвый, адекватный, не бежишь от них. Могут взять твои паспортные данные на случай, если собственник здания потом напишет заявление.
Уличное искусство практически всегда нелегально, а для молодежи – это и вовсе внутренний протест. Я разговариваю с некоторыми молодыми людьми, которые красят стены, у них нет понимания, зачем они это делают, просто [они] против всех.
Ранее JustMedia.ru рассказывал, что в январе 2022 года Рома Инк планирует продолжить выставку на тему холонов и холархии и вынести трафареты «Ноябрь» и «Декабрь» на улицу Екатеринбурга.
Просмотров: 1027
Фотограф: Фото: Художественный музей Эрнста Неизвестного.