Премьера оперы состоится 15 сентября текущего года.
В Екатеринбургском театре оперы и балета представили сценографическое решение оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка», премьера которой состоится в сентябре текущего года. За основу режиссер и художник постановки Тадэуш Штрасбергер взял радиоверсию произведения Зофьи Посмыш «Пассажирка из каюты 45». Главная идея спектакля — показать разные временные пласты. Трагедия построена на контрасте мирной жизни и войны. В постановку также привносится третий элемент — период до войны.
Тадэуш Штрасбергер, рассказывая о концепции «Пассажирки», провел параллель между новой постановкой и оперой «Сатьяграха». По его мнению, обе работы — это не просто развлечение, как классические «Травиата» или «Дон Жуан», а диалог со зрителем. Как и в «Сатьяграхе», здесь показана не только история одного человека, но и геополитическая история отношений Германии и России в Польше.
Прежде чем преступить к работе над постановкой, Тадэуш Штрасбергер встретился с 93-летней Зофьей Посмыш, которая живет в Варшаве, посетил комплекс немецких концентрационных лагерей и «лагерь смерти» Освенцим, чтобы свои глазами увидеть здешние пейзажи, здания, которые остались с тех времен. Как художнику Тадэушу хотелось передать дух концентрационного лагеря, а не его интерпретацию. Для этого он сделал множество фото и видео, и, вернувшись домой в Лондон, попытался пропустить эту историю через себя.
«В течение нескольких часов я говорил с Зофьей и понял идею этой оперы. Опера отличается от произведения, и я спрашивал ее: не против ли она этих изменений, насколько это важно для нее? Зофья ответила мне: «Я не автор, я — человек, который пережил эту историю». Она использовала личный опыт и распространила суть, идею. «Пассажирка» — это не документальное произведение, но оно основано на реальной истории. ТВ и кино показывают эту историю, опера делает то же самое, но с индивидуальным подходом»,— говорит Тадэуш Штрасбергер.
В первом акте зрители видят на сцене корабль, на котором Лиза и ее муж, немецкий дипломат Вальтер, плывут в Бразилию, где он должен занять пост консула. Но тут его жена видит пассажирку, которая кажется ей знакомой. Однако Лиза считала, что эта девушка (Марта) давно мертва, и в этот момент она впервые признается мужу, что в годы войны она была надзирательницей СС в концлагере.
Уже в этой сцене начинается конфликт между прошлым и настоящим. Муж плывет в Бразилию, чтобы представлять там новую Германию, а его жена оказывается офицером СС.
«Мне важно показать не фильм на корабле, а закрытое пространство внутри него. Море — свобода, люди на корабле заблокированы. Корабль на сцене — это большая проблема, его тяжело двигать, поэтому хочется передать принцип. Образ моря, как и воспоминаний, поможет передать видеопроекция»,— говорит режиссер постановки.
Образ изоляции передается на сцене еще до появления декораций. Зрители увидят в зале вместе классического занавеса «серую стену». Занавес открывается, и за ней два персонажа, которые сидят и смотрят из окна в будущее. Затем показана каюта с роскошной мебелью — для пассажиров высокого класса.
«С помощью костюмов и их текстуры на сцене передаются пять миров. Первый — пассажиры лайнера — люди из высшего общества, одетые в лен, шерсть, коттон золотистого, бронзового, темно-синего цвета. На сцене будет приглушенный свет, создающий ощущение неизвестности, поэтому костюмы будут немного мерцать»,— отмечает художник по костюмам Вита Цыкун.
Второй акт начинается с картины Освенцима — паника, гнетущая атмосфера. Здесь зрители увидят несколько сцен: любовь Марты и Тадэуша, отдельные истории заключенных и хора.
«Происходит резкая смена картины. Вместо роскошного лайнера — множество печей, которые остались в лагере и сегодня, нары, и все это движется. Создается образ крематория, где умирали сотни тысяч людей», — говорит Тадэуш Штрасбергер.
По словам Виты Цыкун, когда смотришь на фотографии узников лагеря, то кажется, что форма у всех одинаковая — в полоску. Но чем больше вглядываешься, тем острее понимаешь, что это не так — каждый человек индивидуален. Вся униформа шилась в разных местах. Видна вариация оттенков и тканей.
По форме можно было определить статус человека. Так, карманы на одежде, куда можно положить персональные предметы, были только у привилегированных лиц. Зимой таким выдавали больше теплой одежды. Остальные так и ходили в тонком тряпье, отчего нередко умирали.
«Тем, кто прибыл позднее, например, евреям из Венгрии, которые приезжали по 100 тысяч человек, выдавали одежду ранее прибывших и помечали краской желтого или оранжевого цвета», — говорит Вита Цыкун.
На контрасте с заключенными были одеты офицеры СС. Модели из высококачественной шерсти, которые отлично сидели, были разработаны мастерами Hugo Boss.
«Униформа офицеров была как с иголочки, всегда накрахмаленная и чистая. Узникам чистая форма выдавалась раз в шесть недель. Заключенные работали в ней и спали, поэтому она бала очень грязной»,— отмечает Вита Цыкун.
Показать разнообразность социальных классов заключенных, их принадлежность к разным странам художница решила не только с помощью униформы, но и одежды вновь прибывших людей. Здесь можно увидеть сирот в лохмотьях, солдат в форме и одетых в меха европейцев.
Тема одежды будет затронута и в декорациях. На сцене зрители увидят огромные кучи вещей, создающие эффект одиночества.
«Люди, которых забирали в лагерь, не понимали, что они едут туда умирать, и брали с собой вещи. Вещи как доказательство того, что они есть и будут. Каждый чемодан — отдельный человек. Я понимаю, что создаю пространство, как в фильме «Сталкер» Тарковского», — говорит художница.
Отдельным образом в опере представлена тема воспоминаний или мечтаний о будущем. Границы этих понятий стерты. И зритель, увидев ту или иную картину, не понимает, было ли это на самом деле или нет. Вот еврейская свадьба Ивет, раввины на свадьбе, молящиеся католические женщины. Что это: мечта или воспоминания? Была ли Марта на корабле, или это сила воображения?
Премьера постановки состоится 15 сентября. 23-24 февраля 2017 «Пассажирку» представят на сцене Большого театра в Москве.
Просмотров: 9241
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Василий Гришин