С миру по нитке, с абонентов по 300 рублей

Новый способ мобильного отъема денег появился в этом году.

Этим летом в Екатеринбурге набирает популярность новый вид мобильного мошенничества. Под прицелом злоумышленников оказались услуги, позволяющие абонентам сотовых операторов переводить средства со своего счета на счет другого абонента. Как обогатиться, украв 300 рублей, что такое USSD-запрос и как правильно им пользоваться, советы сотовых операторов – что делать, чтобы «не попасться на крючок», а также список наиболее распространенных способов мобильного отъема денег в обзоре нашего агентства.
 

Два оператора «большой тройки», компании МТС и «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), которые реализовали услугу прямой передачи денег со счета одного абонента на счет другого, столкнулись в этом году с новым видом мобильного мошенничества. После введения услуг «Прямая передача» (МТС) и «Мобильный перевод» («Билайн») абоненты этих операторов получили возможность пересылать со счета на счет небольшие суммы денег посредством USSD или SMS-запроса. Но, как и любым новшеством, этой услугой заинтересовались не только абоненты, но и мобильные мошенники. Злоумышленники получили еще один способ «сравнительно честного» отъема денег у населения.

 

Для абонентов, которые не знакомы с аббревиатурой USSD, поясним: USSD – это сервис, базирующийся на технологии SMS. Вы набираете определенный код, нажимаете клавишу «вызов» на мобильном телефоне и через несколько секунд получаете доступ к запрошенной информации. Все короткие USSD номера начинаются символом «*» и заканчиваются символом «#». Например, *112# - с таких символов начинается USSD-запрос МТС для перевода средств другому абоненту.

 

Стоит отметить, что мошенник не может получить с одного абонента больше 300 рублей. Операторы предусмотрительно устанавливают ограничения на максимальную сумму единовременного перевода. В большинстве случаев обман происходит следующим образом: абоненту поступает входящий звонок от человека, представляющегося сотрудником контактного центра сотового оператора, либо техническим работником, с предложением принять участие в акции компании, либо подключить новую эксклюзивную услугу, либо срочно ввести определенный код для перерегистрации во избежание отключения связи в период проведения технических работ. При всех описанных вариантах мошенник рассчитывает, что абонент, согласившись на предложение, наберет под диктовку лжесотрудника специальную комбинацию символов и переведет таким образом средства со своего баланса на счет злоумышленника.

 

Злоумышленники также могут действовать более изощренно. Абоненту приходит SMS-сообщение с текстом, имитирующим служебное сообщение, оповещающее о поступлении средств на счет абонента. Сразу же после доставки SMS-сообщения абоненту звонит человек, от которого якобы только что был произведен перевод средств, говорит, что ошибся номером при использовании услуги, и просит вернуть деньги обратно тем же способом. В данном случае, абонент должен проверить номер, с которого пришло оповещающее SMS-сообщение: если это одинадцатизначный федеральный номер, то очевидно, что вас пытаются обмануть. Следует также проверить баланс своего номера и уточнить, действительно ли он пополнился на сумму, указанную в SMS-сообщении, которую просит вернуть «допустивший ошибку» звонящий.

 

«Привлечь к ответственности мошенников сложнее, чем неприятную ситуацию предупредить. Для того чтобы «не попасться на крючок» нужно руководствоваться принципом «доверяй, но проверяй», а также здравым смыслом. Если оператор действительно проводит какие-то технические работы, абонентов не обзванивают, а уведомляют с помощью SMS-сообщений. Чтобы развеять сомнения окончательно нужно перезвонить в контактный центр компании и спросить, действительно ли проводятся профилактические работы, проходит розыгрыш призов и т.д. и т.п. В случае с услугой «Прямая передача», когда мошенники под благовидным предлогом просят набрать USSD-команду для перечисления средств на собственный счет, абоненту обязательно приходит от компании запрос, уверен ли он, что хочет перечислить свои деньги на чужой номер. Это дополнительный шанс вовремя остановиться и не стать жертвой обмана!», - предупреждает абонентов директор филиала ОАО «МТС» в Свердловской области Елена Орлова.

 

Своевременность обращения к своему оператору, отмечают в компании «Билайн», особенно в случае пополнения счета мошенника через услугу «Мобильный перевод», дает определенные шансы на возвращение денежных средств обманутому абоненту. Также «Билайн» рекомендует обязательно сохранять чеки, товарные чеки и карты оплаты, особенно если вы решили все-таки зачислить деньги на чужой счет или же сообщить незнакомцу секретный код карты. Они помогут правоохранительным органам выйти на след мошенника. Но любую болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому самая важная рекомендация от «Билайн»: ваше главное средство защиты от мошенничества – ваш здравый смысл.

 

Появление нового способа мошенничества не сделала менее частыми случаи применения мошенниками старых проверенных методов. Клиенты сотовых операторов все также активно «ведутся» на более простые схемы обмана. Например, когда абоненту звонят на мобильный телефон, представляются сотрудником сотовой компании и сообщают о выигрыше, обладателем которого он стал благодаря лотерее, «не так давно проводившейся оператором среди своих абонентов». И для получения приза клиенту необходимо всего лишь купить одну или несколько карт экспресс-оплаты и сообщить их номера приятному голосу в трубке. Такое же оповещение о «выигрыше» может прийти абоненту и SMS-сообщением.

 

Говорит пресс-атташе компании «МОТИВ» Елена Радченко: «Не так давно компания «МОТИВ»  снова констатировала  увеличение случаев телефонного  мошенничества. Самым распространенным видом мобильного мошенничества на этот раз стали приходящие абонентам  SMS-сообщения  по поводу якобы выигранных денежных призов в розыгрышах и акциях компании. В этом случае, ни при каких обстоятельствах, нельзя  отправлять ответные  SMS-сообщения на неизвестные номера телефонов. К сожалению, абоненты сами охотно отдают свои деньги – работает «синдром Буратино». Главное, что должны помнить абоненты – при получении «провоцирующих» SMS-сообщений следует уточнять информацию в справочной службе либо PR-службе своего оператора – там всегда знают, проводится ли действительно такая акция».

 

По словам г-жи Радченко, сотовые операторы могут бороться с мобильным мошенничеством лишь косвенно, упреждающими мерами. «Бороться с этим, как и с любыми другими видами мошенничества,  могут только правоохранительные органы – только они обладают достаточными компетенциями. Сотовый оператор может предпринимать только предупреждающие и смягчающие меры: информировать абонентов о возможных рисках,  вычислять отправителей, оказывая содействие в борьбе компетентным органам, предупреждать и даже отказываться от сотрудничества с контент-провайдерами, чьи номера попадают в тексты рассылок, и т.д. В случае возникновения подозрений  наши абоненты не раз обращались в абонентскую службу за консультациями, проверяли информацию, полученную  из сомнительных источников, тем самым, предотвращая проявление любого вида мошенничества», - сказала пресс-атташе компании «МОТИВ».

Также Елена Радченко отметила, что при обращении к специалистам компании, абоненты могут рассчитывать на оперативность решения проблемы. «В каждом подразделении и службе компании «МОТИВ» работают компетентные специалисты, которым вовремя и с легкостью удается обнаружить и пресечь факт мошенничества», - сказала она.

В компании МегаФон-Урал предложили своим абонентам при возникновении подозрений обращаться, прежде всего, к информации на официальном сайте. «Подробности всех акций, которые проводятся компанией МегаФон-Урал, публикуются на официальном сайте www.megafonural.ru, также уточнить информацию можно в справочной службе или центрах обслуживания. Компания «МегаФон-Урал» заявляет, что не имеет никакого отношения к розыгрышам и лотереям, условием получения призов в которых является пополнение баланса мобильных телефонов и/или предоставление PIN-кодов карт экспресс-оплаты посторонним лицам. Компания рекомендует быть бдительными и всегда проверять информацию, получаемую из сомнительных источников, а также обращаться в абонентскую службу своего оператора за консультациями», - говорит начальник отдела по связям с общественностью МегаФон-Урал Людмила Протасова.

 

Просмотров: 1941

Автор: Алексей ИВАШЕВСКИЙ

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Гульназ Чаплинская, «Миссис Великая Русь - 2020»:

«Морозное время – время для волшебства и чтения давно забытых книг»

воскресенье, 17 января

Сегодня

-13
-13
-11
-11
Днем
-20
-20
Вечером
Загрузка...

Последние события

15 января 2021 в 18:01

Свердловский облсуд оставил без изменений приговор для студента, убившего школьницу на Уралмаше

Суд назначил Льву Романову ограничение свободы на 1 год и 6 месяцев

15 января 2021 в 17:50

Футбольный клуб «Урал» пополнился еще 2 игроками

Контракты подписали Артем Максименко и Арсен Адамов.

15 января 2021 в 17:05

Выпускники школ Свердловской области узнают, как создавать «зеленые» коридоры в зданиях и заработать на науке

Выдающиеся ученые научат ребят цифровым технологиям и помогут разработать собственные проекты.

15 января 2021 в 16:50

На должность мэра Екатеринбурга претендуют 8 человек

Прием документов от кандидатов завершится 22 января.