Глубокая заморозка цен. Как это происходило в Свердловской области

Каково в нынешней ситуации с ценами на продукты уральским производителям.

Повышение цен на продукты всколыхнуло все регионы нашей страны. Правительство своими рычагами пытается стабилизировать стоимость основных групп товаров, а сельхозпроизводители всеми силами самостоятельно пытаются сдерживать цены на свою продукцию. Что будет дальше с уральскими поставщиками и каковы перспективы продуктового рынка в Свердловской области – в материале JustMedia.
«Покупатель не должен паниковать, а то получается копирование прошлогодней ситуации с солью – дефицит вызван самим же потребителем. Никто не собирается возвращаться в Советский Союз», - подчеркивает министр сельского хозяйства и продовольствия Сергей Чемезов. Межведомственной комиссии, в рабочую группу которой вошли представители ФАС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Минсельхоза, Минторга и ОВД, было дано 2 недели на урегулирование ценовой ситуации.
«Уже нет роста цен на хлеб, они стабилизировались после летнего повышения. В мясной отрасли происходят обыкновенные сезонные колебания, связанные с окончаниями всех постов и началом «мясоедов». Предпосылок к повышению цен на продукцию птицепрома нет», - отметил Сергей Михайлович.
Действительно, цены на хлебобулочные изделия перестали расти еще в июле. Как сообщили JustMedia на Свердловском хлебомакаронном комбинате «Смак», если в июле в среднем продукция комбината подорожала на 5,7%, то уже в августе роста цен не наблюдалось в принципе. По словам председателя президиума Ассоциации «Средуралптицепром» Свердловской области Владимира Кочнева, хоть цены на яйца постепенно растут, в нынешней ситуации участникам рынка кое-где даже пришлось снизить цены на продукцию. Так, с начала октября, Свердловская птицефабрика снизила выходную цену на яйцо 1 сорта на 50 копеек и стоимость десятка яиц составила 24 рубля.
Своими действенными методами с удорожанием продуктов борются на комбинате «Хороший вкус». По словам гендиректора предприятия Сергея Емельянова, цены на продукцию «Хорошего Вкуса» в 2007 году практически не повышались, в частности, из-за возможностей использовать свое сырье для производства – основной сырьевой базой для предприятия является свинокомплекс «Горноуральский». Для сравнения – считая с осени-2006, рыночные цены на свинину  выросли примерно на 20%.
«На нас это никак не отразилось. В середине октября отпускные цены подняли в среднем менее чем на 1%. Поэтому, если рассматривать альтернативу «покупное или своё сырьё», для меня однозначно выбор сделан в пользу своего. По мере ввода Горноуральского свинокомплекса на полную мощность мы будем работать исключительно на собственном сырье. При этом в производстве колбас и деликатесов используется охлаждённая свинина, с нужным нам соотношением мяса и жира. С экономической точки зрения это тоже интересно. Но поясняю - когда мы говорим «интересно», мы говорим о комплексном подходе – своё зерно, свои корма, своё мясо, своё производство колбас… На мой взгляд – это единственно правильно решение с точки зрения дальнейшего развития как свиноводства, так и переработки. Смотрите – мы восстанавливаем поголовье на Горноуральском, автоматизируем процессы кормления, выращивания. Потом перерабатываем сырьё в колбасу.  После этого финансовые результаты получаются, в целом, неплохие – как уже отмечалось, год отрабатываем практически без повышения отпускных цен», - отмечает г-н Емельянов.
Стоит отметить, что все участники рынка так или иначе ратуют за своих производителей. Председатель ассоциаций отраслевых союзов АПК Свердловской области Станислав Бойко подчеркивает, что зарабатывать должны не только торговые сети, но и сельхоз производители.
«Когда сети позволяют себе 30-40% торговой надбавки – необходимо начинать регулировать эти вопросы. Это неправильно, все должны жить, работать и зарабатывать. В частности, наши аграрии. Мы регулируем себестоимость у производителя, а окончательная цена реализации должна контролироваться органами власти», - отмечает г-н Бойко.
За адекватные доходы для производителей выступает и власть: по словам Сергея Чемезова,  нацпроект «Развитие АПК» позволяет помогать сельхозпроизводителям, а торговые сети со своими наценками должны быть в «общественном согласии с поставщиками». Так, на днях, крупнейшие ТС России и сельхозпроизводители заключили соглашение, обязующее их заморозить цены на социально значимые продукты питания по состоянию на 15 октября. Ограничение будет действовать как минимум до 31 января 2008 года. «Заморозка», в частности, касается крупнейших представителей молочного сектора и таких гигантов продуктового ритейла, как «Перекресток», Metro и «Мосмарт». Однако, по мнению свердловских производителей, ограничение торговой наценки – не выход из ситуации, и самым эффективным рычагом воздействия может стать именно помощь самим сельхозпроизводителям.
«Необходимо регулировать не торговую наценку , а конечную цену продукта, его себестоимость. И здесь нам не обойтись без помощи государства. Почему растёт себестоимость сельхозпродукции: растут её «соcтавляющие», к примеру, ГСМ. Значит, государство должно компенсировать часть затрат на произведенный продукт, что бы тот же хлеб крестьянину выращивать было выгодно. Это мировая практика. Вот вам реальный пример государственной аграрной политики. Пусть сегодня стоимость производства молока 10 рублей, а на рынке цена не может подняться выше 7, в этом случае возмещение остатка в виде трех рублей должно ложиться на плечи государства. Это не только вопрос занятости сельского населения, но и залог продовольственной безопасности страны. Разумеется, никто не говорит о том, что нужно помогать заведомо убыточным хозяйствам. Но реальную себестоимость производства просчитать можно – а от неё уже определять размер дотаций. Единственное, что может обезопасить нас от колебаний цен на мировом рынке, а впоследствии и от лихорадки цен в наших магазинах – это развитие собственного сельского хозяйства», - подчеркивает председатель Мясного союза Свердловской области, гендиректор комбината «Хороший вкус» Сергей Емельянов.
Побочными причинами повышения цен на продукты некоторые отраслевики называют повышение спроса на товар и начало «потребительского» сезона. Так, по словам председателя НО «Молочный союз» Владимира Гафнера, стоимость продуктов питания повысилась вслед за волной удорожания во всем мире. Кроме того,  осени спрос на молочную продукцию возрос на 10%. В странной пропорции она и подорожала – с 1 сентября по 1 октября повышение цен составило 10%.
«Цена не может не повышаться, это рынок, тем более, производители работают с торговыми сетями, что является «вторым рынком» в этой ситуации. Однако, пути выхода есть: Так, к примеру, наш союз в некоторых городах области организовал торговлю молоком прямо с грузовиков, практически без торговых наценок», - отметил Владимир Кондратьевич.

«Рост цен на мировых рынках, отмена субсидий в ЕС, неурожай этого года, падение курса доллара, рост евро, повышение цен на нефть, рост пошлин, а также существенное повышение цен во многих других областях – все эти факторы повлияли на увеличение затрат в производстве продовольственных товаров и, как следствие, отразились на ценах на продукты питания в магазинах. А вообще, у нас сейчас происходит то, о чём мы с вами говорили ещё полгода назад. У нас могли бесконечно поднимать цены на нефть, газ, электроэнергию… Как только подорожали хлеб и молоко, причём подорожали в силу совершенно объективных причин – поднялась волна возмущения», - подчеркнул Сергей Емельянов.
Стоит отметить, что сейчас в магазинах Свердловской области покупательский ажиотаж уже спал: потребители не закупают подсолнечное масло коробками, хотя в народе ходят оживленные слухи о дефолте. Правительство изо всех сил пытается сдержать народные волнения, торговые сети дают обязательства, а сельхозпроизводители стараются не просто сдерживать цены, а даже иногда снижать. Можно сказать, что у нас уже все хорошо.


ДЛЯ СПРАВКИ: в сентябре килограмм говядины в рознице стоил 138 рублей, сейчас – 151, рост около 10%, курица подорожала с 82 до 95 рублей, хотя производители повысили свои отпускные цены только на 3 рубля. Яйцо первого сорта при отпускной цене фабрик в 18 рублей за десяток продавалось по 21 рублю, а потом подскочило до 30-36, хотя производитель поднял цены на 6 рублей. Сливочное масло скакнуло со 116 до 145 рублей, а сыры сычужные твердые – со 146 до 270.

Просмотров: 2356

Автор: Елена ГОНЧАРОВА

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Ирина Зубова, руководитель отдела наружной рекламы:

«Эх, январь, мороз жестокий с большой, но ледяной душой».

вторник, 19 января

Сегодня

-13
-13
-11
-11
Днем
-20
-20
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 13:25

В новогоднюю ночь на площадь 1095 года пришли около 3 тысяч екатеринбуржцев

Это в несколько раз меньше, чем обычно.

Сегодня в 13:17

На Среднем Урале подтверждена смерть восемнадцати пациентов с CoVID-19

За время пандемии зарегистрировано 1 839 летальных исходов.

Сегодня в 13:12

Евгений Куйвашев перераспределил обязанности между своими заместителями

Олег Чемезов будет координировать вопросы финансов, бюджетной и налоговой политики.

Сегодня в 13:00

Правительство РФ выплатило медикам, работающим с ковидными больными, 188 млрд рублей

Об этом сообщил министр здравоохранения Михаил Мурашко.