Back in USSR. Ностальгия банкиров и рестораторов по Стране Советов

Обращение к советской эстетике становится трендом в современном обществе. Посещать стилизованные под СССР увеселительные заведения теперь модно, стильно и почетно. На Урале эта тенденция только набирает обороты, но и мы уже обзавелись «советскими» рестора

Термин «ностальгия» появился еще в конце 17 века. Он означает одно – тоску по Родине. Его ввел швейцарский врач Иоганн Хофер в 1688 году, исследуя проблему дезертирства среди солдат. Но лишь в 20 веке это слово приобрело глобальный характер. В эпоху научно-технической революции феномен массовой миграции стал приобретать общемировой размах. С легкой подачи эмигрантов, скучающих по Родине, термин «ностальгия», вошел в обиход всех мировых языков.

Для России это слово имеет несколько другое значение. У нас ностальгией были охвачены не только отдельные эмигранты, но вся страна, вся нация. Когда распался Советский Союз, и русским пришлось привыкать к жизни в абсолютно новом демократическом государстве.

«Первая волна ностальгии по Советам охватила нас в начале 1990-х годов, когда люди только начали адаптироваться к жизни в новом демократическом обществе. Им было сложно, поэтому они обращались к советским корням. Этот этап можно назвать «пенсионной ностальгией». Тогда по прошлому тосковали в основном пенсионеры, они не могли подстроиться под новый режим и занимали оппозиционную сторону. Они скучали по плюсам советской системы, не замечая минусов. В тот период ностальгия по Стране Советов не была модной, она была неизбежной», – так прокомментировала тогдашние настроения россиян кандидат социологических наук, автор научного труда по феномену ностальгии по СССР Елизавета Широкова.

В 1990-е о социализме кто-то вздыхал с грустью, кто-то с облегчением, но модным это направление, как сейчас, не было. Зато в 2000-е годы, когда в России все более или менее начало стабилизироваться, «мода на коммунизм» начала набирать обороты. Тогда лучшее от СССР появилось на подиумах и в модных домах. Стала популярна одежда с советскими плакатами, красными звездами, серпом и молотом. Вслед за высокой модой темой СССР заинтересовались увеселительные заведения. Ночные клубы и рестораны стали стилизовать под пафосные советские кабачки и дачи генсеков. Причем популярны такие заведения не только среди старшего поколения, но и среди молодежи, которая застала СССР только в период перестройки.

«В третьем тысячелетии ностальгией по Советам заболела молодежь. В начале 21 века начала проявляться тоска не по строю СССР, а по каким-то дорогим сердцу повседневным вещам – передачам, моде, книгам, газетам, ресторанам и многому другому. Такое желание вернуть элементы прошлого свойственно не только зрелому поколению. У молодежи появилась потребность познать жизнь, которую она не застала. Молодые люди ведь только зацепили уходящее прошлое, много про него слышали, но не прочувствовали на себе. Нас заразили позитивом СССР, и мы хотим прочувствовать на себе, что это такое, через культуру, рекламу, моду. Через 20 лет мы начнем вспоминать, как было хорошо жить в 2008 году, вспомним то, что к тому времени канет в Лету», – отмечает Елизавета.

Сейчас в Екатеринбурге есть ряд заведений, где активно продвигают советскую тему. Эти «совесткие» клубы и рестораны очень популярны среди потребителей всех возрастов.  

«В ресторане «Дача» мы стремились воссоздавать классический загородный особняк госслужащего 1930-х годов. При разработке концепции ресторана мы просмотрели эскизы московских ресторанов «Грабли» и «Чердак» с советской направленностью, которые так популярны среди богемной тусовки столицы. Сначала планировали сделать ресторан в стиле книги «Тимур и его команда», но в процессе отказались от этой идеи и оставили дачу 30-х годов прошлого века. Такой интерьер и такие блюда близки не только старшему поколению, но и молодежи, которой в нашем ресторане немало. Молодые люди как бы примеряют на себя обстановку советского периода, с удовольствием проецируют прошлое на себя, потому что это не только модно, но и интересно. Кроме того, советская обстановка привлекает иностранцев. К нам часто приходят японцы, немцы, французы. Им нравится нестандартный интерьер и возможность прикоснуться к советскому прошлому», – рассказала JustMedia управляющий партнер ресторана «Дача» Ружена Воробьева.

Еще одним ярким примером ностальгии по Стране Советов является екатеринбургский ресторан с говорящим названием «СССР». По словам представителей «СССР», другого ресторана в помпезном здании Окружного дома офицеров и быть не могло. Архитектурный стиль ОДО располагал только к созданию советского дорогого ресторана.

«Сначала мы планировали сделать классический европейский ресторан, но поняли, что фишка с СССР выстрелит гораздо эффективнее. И действительно, аудитория у нас самая разнообразная – от молодежи до людей пенсионного возраста. «Советская» концепция понравилась всем. К тому же возвращение к коммунистическим корням в нашем ресторане проявляется не только в интерьере, но и в кухне. В меню есть «странички ностальгии», где можно заказать грузди со сметаной, борщ, эскалопы. Кроме того, мы регулярно устраиваем тематические вечеринки – с песнями 1970-1980. Под советские песни в исполнении группы «Мистер Твикс» и квартета «Виниловый рай» гости танцуют, не стесняясь несовременной музыки», – рассказала JustMedia исполнительный директор ресторана «СССР» Елена Флягина.

Грамотные пиарщики и рекламщики прекрасно понимают, что, надавливая на такие струнки души, как благоговение перед прошлым и уважение к истории, а также интерес к СССР, они привлекут огромную аудиторию к своим проектам и заведениям. Эксперты установили, что феномен ретро в рекламе появился на Западе в 1960-е годы. Тогда очень популярна стала ретроспектива, «путешествие в прошлое». Сейчас эту тенденцию подхватили русские рекламщики, они активно продвигают свои продукты с помощью потребности зрелого населения и молодежи возвратиться в СССР.

Так, недавно появилась очень яркая и запоминающаяся рекламная кампания советской направленности «СКБ-банка». Банк решил продвигать свои услуги с помощью красочного советского плаката. Теперь на билбордах на улицах Екатеринбурга можно увидеть бравых советских девушек в косынках, кричащих: «Хочешь в коттедже жить, крестьянка, возьми кредит в «СКБ-банке». Московские пиарщики признали нынешнюю кампанию «СКБ» одной из самых запоминающихся в индустрии российской рекламы. Естественно, банковские рекламщики при создании концепции опирались на ту же струнку души русского человека – ностальгию по советскому прошлому. По словам представителей «СКБ-банка», такая реклама прекрасно работает и помогает через игру и ностальгию запомнить и понять те или иные банковские продукты. 

«В 2008 году мы сменили рекламную концепцию. Этап с «бабками», как нам самим ни жалко с ними расставаться, завершен. Сейчас мы переходим на новую стратегию, основанную на советском плакате. Логика ее достаточно проста: не все было при социализме плохо, были моменты, которые сами по себе являются позитивными, сейчас многие с ностальгией вспоминают о них. В нашей жизни вновь появляются некоторые, казалось бы, навсегда исчезнувшие приметытех лет: плановая экономика, пионерия, доски почета. Мы хотим в умах людей возродить эти позитивные воспоминания и сам стиль советского плаката бодрый, ведущий вперед, позитивно воспитывающий. По аналогии с теми временами, мы свой бизнес тоже ведем очень бодро и позитивно», – отмечает начальник отдела рекламы «СКБ-банка» Андрей Ермоленко.

По словам экспертов, обращение к советскому прошлому в современном обществе набирает обороты. Волна этого интереса только начинает накрывать Россию. По прогнозам, в будущем ресторанов, рекламных кампаний и ночных клубов в стиле советских времен станет больше. Это направление не только модно, но и очень доходно и составляет достойную конкуренцию всему западному, европейскому и современному. По исследованиям аналитиков, мода на СССР продлится еще лет 20, ей на смену придет уже другая ностальгия – по сегодняшним дням. 

Просмотров: 2939

Автор: Анастасия Логинова

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Артем Бажуткович, менеджер:

«Наступила осенняя пора, но не время хандрить»

суббота, 18 сентября

Сегодня

+8
+8
+10
+10
Днем
+7
+7
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 10:01

«Авангард» вновь остановил «Автомобилист»

Екатеринбуржцы уступили со счетом 1:3.

Сегодня в 08:18

Россиянка Александра Трусова выиграла короткую программу на турнире в США

На втором месте кореянка, на третьем – американка.

Сегодня в 08:01

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев получил травму ноги

Из-за этого он не смог проголосовать в первый день выборов.

Вчера в 21:57

Подвоз избирателей оказался одной из форм мобилизации электората

За перегибами будет следить уполномоченный по правам человека.