Жизнь после моратория. Цена уральского продукта – на «честном слове»

«Гражданская ответственность» производителей и ритейлеров – как благотворительность.

Жизнь после моратория. Цена уральского продукта – на «честном слове» - Фото 1
1 мая в этом году для всей страны – не только праздник весны и труда. В России с этого дня перестало действовать соглашение между производителями и продавцами о моратории цен на социально-значимые продукты. После резкого скачка цен (около 40%) на продовольствие, два десятка производителей и девять компаний-продавцов обязались сдерживать отпускные цены и торговые наценки. Как раз до 1 мая. «Дня икс» ждали как кары небесной: предполагалось, что цены мигом взлетят вверх и пресловутые талоны на социально-значимые продукты появятся незамедлительно.

Однако, как шутят чиновники, первые две недели мая были абсолютно нерабочие. Может быть, именно поэтому в магазинах ничего не изменилось. Но не изменилось для покупателя. Производители же изо всех сил стараются сдерживать стоимость продуктов. С помощью чего – в материале JustMedia.

«Да, с начала мая соглашение Правительства РФ, производителей и торговых сетей прекратило свое действие. Но на территории Свердловской области по федеральной программе работало только три предприятия: жировой комбинат, завод «Вимм Биль Данн» и сквозная федеральная сеть «Гроссмарт». В целом же по области была разработана другая схема: с нашим министерством заключили договор все торговые предприятия, которые обязались сдерживать торговые наценки на социально-значимые продукты в рамках 10-12-15% на шесть видов продукции: два сорта хлеба, нефасованный картофель, сметану и молоко в пакетах. Из 16 тысяч предприятий торговли по соглашению с нами работает около 800 (5% – прим. автора). Конечно же, в первую очередь мы проводили работу с крупными сетками. Работает это следующим образом: в небольших городах области, если «Купец» или «Кировский» сдерживают наценку, мелкие магазины просто не в состоянии продавать продукты дороже, реакция по цепочке. Потому что к ним просто не пойдут», – отмечает министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева.

Сетевые ритейлеры, по крайней мере, в Свердловской области, отказываться от ограничений действительно не собираются. По словам Веры Петровны, сделать это может каждый, никаких особых договоренностей по срокам не было. Но особой активности сетевиков не наблюдается. По словам генерального директора сети «Мегамарт» Александра Комисарова, его компания будет продолжать работать с ограниченными наценками, которые обсуждались с минторгом, и о снятии ограничений речи пока не идет. «У нас и так выгодные цены, и социально-значимые продукты, конечно, не будут выбиваться из нашей политики», – отметил г-н Комиссаров.

Однако вести разговоры о торговле и не вспоминать о производстве – дело неблагодарное. Производители от моратория страдают больше всего: поднимать цены «не рекомендуется», а на чем им зарабатывать – так и неясно.

«Нельзя замораживать рост цен на продукты, когда нет никаких ограничений, к примеру, для нефтепереработчиков. Цены на ГСМ с начала года поднялись уже четыре раза, такими темпами поднимутся еще раз шесть. Подорожало в два раза зерно с осени, а стоимость мяса на 70% состоит как раз из зерна. Сокращается поголовье скота. Мы складываем составляющие, которые дорожают, а конечную цену продукта хотим оставить прежней. У нас самая социально незащищенная группа после пенсионеров – это крестьяне. Им просто не дают зарабатывать. У нас вся страна живет в рыночной ситуации – нефтяники, ювелиры, энергетики. Кроме пищевой промышленности. Если мы хотим иметь дешевые продукты питания – нужно дотировать их производство», – отметил председатель Мясного союза Свердловской области, гендиректор комбината «Хороший вкус» Сергей Емельянов.

По его словам, с начала мая на мясокомбинате стоимость продукции не поменялась, хоть мясо и мясопродукты и не входили в список социально-значимых продуктов. Тем не менее, от правительства исходят просьбы все-таки не повышать цены, чтоб не «подогревать» инфляцию. «Мы стараемся «держать» стоимость дешевой продукции. Но цены на мясо опять поползли вверх. За 1,5 месяца цены на говядину возросли на 7-8% и будут расти дальше, свинина из-за сокращения поголовья тоже начинает дорожать. Производство невыгодно отличается от торговли, там очень большой ассортимент. В ритейле можно сделать так: сдержать наценки на социально-значимые продукты, а на водку добавить по два рубля на бутылку. Вот и возмещение», – отмечает г-н Емельянов.

Возмещением же для производителей становится чувство выполненного долга. По словам главы областного минторга, сдерживание цен – это как благотворительность: оно просто нужно и все.

«Производители тоже живут в нашем регионе, ходят по нашим улицам, они чувствуют ответственность. И те шесть товаров, на которые установлены ограничения, пока держатся на уровне. Мы сдерживаем цены на яйцо, но только на то, которое раскладывается из больших картонных поддонов по пакетам; молоко, но только в пакетах. И если выпускается 20 сортов хлеба, то мы сдерживаем цены только на два из них. Мы не можем запретить поднять цены на большую часть продукции пищевиков. Ведь то, что не приносит прибыль, просто перестанут выпускать», – отмечает Вера Соловьева.

О возможном прекращении выпуска социально-значимой продукции из-за заморозки цен говорят не только власти, но и сами производители.

Как рассказали JustMedia на ОАО «Свердловский хлебомакаронный комбинат «Смак», с момента снятия моратория стоимость продукции на комбинате не повышалась, несмотря на всеобщее повышение в городе, в стране и во всем мире. В ближайший месяц на «СМАКе» увеличивать стоимость готовой продукции не планируется, однако работать себе в убыток бизнес не может, и именно поэтому мораторий считают излишним.

Более обширная структура – компания «Вимм-Билль-Данн», с недавнего времени представленная в Свердловской области Первоуральским молочным заводом, – находит пути выхода из ситуации. На предприятии даже введен свой, внутренний, мораторий.

«Для себя мы ввели внутренний мораторий цен. В ближайшие две недели цены на социально-значимые продукты не поднимутся – это точно. Наша компания – социально и клиентоориентированная. У нас обширный пакет брендов, и мы можем позволить себе сдерживать цены на несколько видов продукции. Мы компенсируем сдерживание цен стоимостью продуктов премиум-класса», – отметил руководитель региональной дирекции «Восточный Урал» ОАО «Вимм-Билль-Данн» Бауржан Торланов.

По словам Сергея Емельянова, если у других производителей получается компенсировать убытки от дешевой продукции премиум-классом – это очень хорошо. В целом же – замораживать цены бесполезно, вместо этого стоит поднимать зарплаты и пенсии.

«По моим прогнозам, хлеб может подорожать на 15%, его больше всего сдерживали. Мясо и мясопродукты – 7-8%. По молоку мне трудно делать прогнозы. Но в пределах 15% цены поднимутся однозначно», – подытожил Сергей Григорьевич.

Просмотров: 1335

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером