Телекоммуникации – 2008. Итоги УрФО

Участники рынка избежали крупных продаж. Развивались сами.

Телекоммуникации – 2008. Итоги УрФО - Фото 1
Традиционные итоги «телекоммуникационного» года на Урале в этот раз посвящены больше развитию компаний, чем их слиянию и поглощению. Если еще в 2007 множились слухи о возможных переделах и агрессивных поглощениях, которые ждут участников телекоммуникационного рынка в 2008-ом, то сейчас можно с уверенностью говорить о том, что годовые темпы «внутреннего» роста компаний значительно превысили активность «внешних» процессов слияния и поглощения.

Уральская альтернатива
2008 год стал периодом активного развития альтернативных сетей связи: на федеральном уровне появлялись новые международные операторы, на Урале продолжалось строительство сетей местных провайдеров. В 2008 году было практически закончено строительство альтернативной региональной зоновой сети: «МОТИВ» увеличил площадь своего присутствия на зоновом телекоммуникационном поле, начав коммерческую эксплуатацию услуг зоновой связи в Курганской и Тюменской областях, а также в Пермском крае. Аналогичные работы прошли в Челябинской области, ХМАО, ЯНАО, где старт коммерческой эксплуатации назначен на первые месяцы 2009 года.
Развитие новой сети приведет к обострению конкуренции с основным конкурентом – компанией «Уралсвязьинформ». Оба игрока строят сети нового поколения (New Generation Network), следовательно, оба смогут предоставлять услуги передачи потокового видео, IP-телефонии и высокоскоростного доступа в Интернет, а также реализовать конвергенцию мобильной и фиксированной связи. Учитывая, что до сих пор эти услуги фактически были неизвестны, преимущество будет на стороне того, кто предложит наиболее интересные тарифы.
«Развивая собственные сети передачи данных и сети зоновой связи, мы ориентируемся, в первую очередь, на крупных корпоративных заказчиков и операторов связи, — объясняет руководитель Отдела по связям с общественностью ТГ «МОТИВ» Елена Виноградова. — Именно эта категория наших клиентов максимально заинтересована в наличии альтернативных и удобных вариантов получения услуг связи. Конечные пользователи, то есть самостоятельные абоненты - физические лица, также со временем ощутят на своем кошельке преимущество использования альтернативных сетей, потому как «МОТИВ», будучи альтернативным оператором, обладает определенной долей свободы при формировании тарифов на свои услуги и меньше зависит от диктуемой ценовой политики».

Новый «дальний»
Не исключено, что в перспективе региональная компания «МОТИВ» сумеет не только поспорить с местным зоновым экс-монополистом, но и выйдет на один уровень с федеральными игроками дальней связи. «Информация о том, что «МОТИВ», ранее известный как свердловский оператор сотовой связи, претендует на работу в «дальнем» секторе, была встречена с долей недоверия и недоумения. Наши партнеры и коллеги, безусловно, знали о переходе «МОТИВа» в новый статус, но многие не предполагали, что активные действия по завоеванию новых сегментов телекоммуникационного рынка мы начнем столь стремительно», — отмечает Елена Виноградова.
Напомним, что в минувшем году «МОТИВ» завершил строительство собственной сети дальней связи и планирует получить коды доступа к международной сети. В случае благоприятного исхода абоненты в будущем смогут выбирать услуги связи телекоммуникационной группы после набора «восьмерки» и разговаривать по тарифам, отличным от ранее установленных тарифов других представителей рынка.

Интернет без проводов…
В 2008 году на Урале быстро развивался рынок Интернет-доступа. Стоимость трафика значительно снизилась, значительно выросло число WiFi-сетей. В данном направлении регион начал догонять Москву. Первая крупная коммерческая сеть «Golden WiFi» функционирует в большинстве публичных мест в центре Москвы и частично – в ряде других городов, однако сейчас эта сеть развивается гораздо медленнее: после приобретения компании «Вымпелкомом» основной упор делается на предоставление услуги выхода в сеть по технологии EDGE\3G.
В Екатеринбурге многие WiFi сети пока работают в режиме открытого бесплатного тестирования: в 2008 году были организованы точки тестирования Wi-Fi на территории клубного дома «Тихвинъ», в ТРЦ «Гринго». Причем операторы утверждают, что предоставление беспроводного доступа в Интернет для них - скорее чисто имиджевый проект, нежели способ заработка. Однако в перспективе возможна «монетизация» WiFi: число обладателей ноутбуков и телефонов с доступом к сети по WiFi ежегодно растет, и в будущем возможность проверить почту или прочитать новости, не используя GPRS, оценит достаточно много пользователей.

И связь без расстояний
Главным «итогом» 2006 года на рынке мобильной связи стало введение принципа «платит звонящий». 2007 год запомнился сотовикам активизацией региональной экспансии федералов и новыми маркетинговыми предложениями по «пакетной», «оптовой» продаже услуг. Главной «фишкой» 2008 года принято считать запуск сетей 3G. Хотя на практике реализовать новый стандарт удалось пока только «Мобильным телесистемам»: услуги высокоскоростного Интернета и видеозвонков доступны лишь в центре Екатеринбурга. Остальные участники «федеральной тройки» уже подготовили тестовые зоны, однако обещанные услуги пока недоступны потребителям. В остальном год был посвящен борьбе за абонента: уровень проникновения связи достиг 120%, поэтому абонентская база операторов в этом году росла заметно спокойнее, чем в предыдущие периоды. Одной из главных тенденций сотового маркетинга в 2008 году, как и прогнозировали аналитики, стала активная популяризация нишевых и четко сегментированных предложений для разных категорий абонентов, а также увеличение числа «пакетных» предложений.
«Благодаря повсеместному внедрению технологии EDGE, увеличивающей скорость мобильного Интернета, а также популяризации Пакетных предложений, предлагающих нашим абонентам оплачивать услуги GPRS оптом, в 2008 году мы зафиксировали значительный рост популярности услуг GPRS от «МОТИВа». Объем GPRS-трафика в наших сетях увеличился практически в два раза - на 84%!» – уточняет Елена Виноградова.
Что характерно, одновременно увеличились и объемы голосового трафика. По данным пресс-службы компании «МОТИВ», в 2008 году каждый абонент в среднем выговаривал по 500 минут в месяц, что на 13% выше аналогичного показателя 2007 года. Пока сложно говорить, что конкретно повлияло на рост голосового трафика: все более доступные тарифные планы или новые предложения, стимулирующие активное общение. Но факт остается фактом: несмотря на повсеместные экономические проблемы и стремление к тотальной экономии, жители Свердловской области продолжают активно использовать возможности сотовых сетей.
Важные события года всегда приятно назвать «первыми» и «крупными», однако в ситуации с годом 2008 говорить о его «революционности» не приходится. Вся подготовительная работа проведена, но реально оценить ее мы сможем только в 2009 году, когда все проекты будут запущены в коммерческую эксплуатацию. Впрочем, бизнес будет работать даже в условиях кризиса, а значит – связь будет востребована. И нет сомнений в том, что это будет связь на высшем уровне.

Просмотров: 1669

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

вторник, 23 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером