Ирина Богданович рассекретила работы по «электронному правительству». Вопросы и ответы

Журналисты пообщались с министром по информационным технологиям и связи.

Сегодня прошла долгожданная пресс-конференция руководителя нового и одного из самых таинственных министерств Свердловской области – министерства информационных технологий и связи. Глава нового ведомства Ирина Богданович сумела в короткой часовой беседе покорить сердца журналистов. «Лед» был растоплен с первой фразы, когда г-жа Богданович назвала представителей второй древнейшей профессии – коллегами, с которыми ее связывает общее слово – «информация». По просьбам трудящихся в сфере IT читателей, JustMedia.Ru публикует ключевые моменты из беседы нового министра с журналистами, в которых Ирина Богданович сформулировала политику своего ведомства.

- Добрый день! Хочется сказать, добрый день, коллеги. Потому что нас с вами объединяет общее слово «информация». И все мы должны стремиться к тому, чтобы в нашей стране было построено информационное общество. Может быть, фронт работы, за который я отвечаю, более технологичный, чем ваш, но он тоже не лишен творчества. Я надеюсь, наше общение будет регулярным, если у вас будет интерес к этой теме. В структуре правительства Свердловской области создано новое министерство информационных технологий и связи. Тем
а связи существовала всегда явно или не явно. И были кадры, которые занимались этим. Жизнь без связи совершенно невозможна. Сейчас пришло понимание того, что на первое место выходят информационные технологии. Задачи, которые поставлены перед министерством – это, в первую очередь, развитие электронного правительства. В рамках этой задачи есть целый комплекс вопросов, которые надо решить. Это и развитие электронных услуг, и развитие межведомственной системы документооборота, и создание регионального центра обработки данных, где будут сконцентрированы современные вычислительные мощности. Этот центр будет снабжен надежной системой защиты информации и будет подключен к высокоскоростным каналам. Помимо задачи развития электронного правительства, перед министерством ставятся задачи координации государственной политики в сфере информационных технологий, задачи развития IT-компаний в регионе. То, как будет развиваться IT-отрасль – это забота нашего министерства. Со всеми нашими коллегами мы будем общаться не только на тему совершенствования механизмов государственного управления, но и на тему того, как развивать отрасль информационных технологий. Есть заразительные примеры, когда страны получают достаточно высокую прибыль от реализации интеллектуального потенциала, пытаясь этот потенциал реализовать в каких-то больших программных решениях.
- На какой стадии сейчас разработка электронного правительства?
- Электронное правительство – это комплекс задач. Самый высокий приоритет имеет задача создания механизмов оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме. И здесь мы можем оттолкнуться от типовых решений, которые были разработаны в течение 5 лет в рамках программы «Электронная Россия». Это нужно для того чтобы сформировать реестр государственных услуг в Свердловской области, интегрировать его с реестром государственных услуг РФ и опубликовать услуги, которые оказывают региональные министерства, ведомства, муниципалитеты на едином государственном портале. Этот портал был открыт 15 декабря прошлого года. Наши устремления на единый портал связаны с тем, что, как нам кажется, когда у человека возникает сложная жизненная ситуация, ему не должно быть важно, на каком уровне власти решаются его проблемы. Он должен выйти на единый портал, сформулировать свою потребность и выяснить, куда можно обратиться для того, чтобы получить результат. Поэтому мы хотим оказаться в контексте общего государственного информационного пространства.
- При формировании электронного правительства в Свердловской области будет ли отдан приоритет региональным разработчикам, компаниям?
- Я бы сказала, что приоритет будет отдан типовым решениям. Если случится так, что типовое решение, к моему большому счастью, разработано региональным поставщиком, то мы будем использовать это решение.
- Какие услуги уже доступны на едином информационном портале по Свердловской области, и что в ближайшее время планируется сделать доступным?
- Сейчас проанализирован список первоочередных услуг, которые должны быть переведены в электронный вид. В этом списке выделены услуги, которые оказывает министерство социального развития, министерство здравоохранения, министерство культуры, МУГИСО и, пожалуй, все. Чтобы не было чрезмерных ожиданий, вам нужно понимать, что пока эти услуги будут оказываться в режиме информирования. Допустим, надо оформить пособие по рождению ребенка, человек с этой ситуацией обращается на портал, читает, что в такое-то время, в такое-то место он должны прийти с определенным набором документов. Мы постараемся наиболее полно опубликовать шаблоны этих документов. Технологически это уже возможно. Дальше мы будем развивать интерактивные, диалоговые формы ввода данных, которые необходимы для того, чтобы в автоматическом режиме осуществлять документооборот, необходимый для принятия решения по тому или иному вопросу. Закончится это все должно тем, что в органы исполнительной власти человеку нужно будет прийти только для того, чтобы показать оригиналы документов, которые им были ранее отсканированы, отправлены по электронной почте, и получить в ответ необходимые документы.
- Можете сориентировать нас по времени?
- Есть сроки, которые зафиксированы в постановлении правительства РФ. До 1 февраля мы должны разместить информацию по 70 главным услугам министерств, ведомств, муниципальных учреждений и предприятий. Буквально через два месяца должен закончиться 2-й этап: появятся шаблоны документов. Через год уже граждане смогут получать информацию о том, на какой стадии находится рассмотрение их обращений. И это предполагает стыковку с межведомственным документооборотом. То есть, человек в режиме он-лайн сможет узнать, кто рассматривает его обращение, когда закончит рассмотрение, какие документы на следующем этапе потребуются. Это можно будет увидеть в 2011 году. Непосредственно к оказанию услуг в электронном виде мы должны прийти в 2012 году.
- Как вы оцениваете уровень инфраструктуры Свердловской области?
- Я считаю, что определенные достижения в этой области есть. И здесь, прежде всего, радует развитие связи. Вчера я была в Невьянске, мне было интересно, что сделано в рамках реализации закона о связи. На территории Свердловской области уже установлено свыше 600 пунктов коллективного доступа к сети интернет. Мне хотелось ощутить, как человек может воспользоваться услугами таких пунктов. Оказалась, что там достаточно хорошая скорость. Если посмотреть на географию пунктов коллективного доступа, то она обширна. Но некоторое недоумение вызывают тарифы, по которым оказываются услуги связи. Если сравнивать с тарифами, которые есть в хорошо развитой конкурентной среде, например, в Екатеринбурге, то тарифы на периферии в 2-3 раза выше. У нас намечен ряд мероприятий, чтобы разобраться, почему в областных городах высокие тарифы и нельзя ли их оптимизировать с учетом того, что мы ставим задачу развития информационного общества.
- Какими силами создается электронное правительство? Сколько денег? Достаточно ли людей?
- Идет проект по созданию министерства. Мы проходим формальные процедуры по организации юридического лица. Дальше нас ждут конкурсные процедуры по подбору персонала. Я получаю большое количество резюме и успеваю иногда их прочитать по диагонали. Но предметно мы будем работать с этими резюме, когда закончится этап оформления юридического лица. Пока что у нас ресурсы следующие… Сейчас есть группы специалистов, которые де-юре находятся в рамках министерства энергетики и ЖКХ (оно раньше решало вопросы связи). Де-факто эти специалисты уже выполняют задачи, которые возложены на наше министерство. Кроме того мы используем ресурсы IT-специалистов, которые распределены по разным министерствам. Это позволяет уже сегодня делать какие-то шаги. Организация работ в нашем министерстве спланирована по принципам проектного управления. Министерство – по сути, проектный офис, где должны быть сосредоточены люди, которые четко могут сформулировать задачи по решению тех или иных вопросов в сфере информационных технологий и связи. Дальше, естественно, будут объявляться конкурсы, привлекаться какие-то компании для выполнения поставленных задач.
- А какие финансы предстоит освоить в этом году?
- С учетом тех планов, которые сейчас сверстаны, потребуются значительные финансовые средства. Очень небольшую часть задач можно решить за счет областного бюджета, запланировано не так уж и много средств. Сейчас предпринимаются активные попытки для того, чтобы включится в федеральные программы.
- В разных ведомствах существуют различные информационные системы, что будут с ними? Кто будет осуществлять интеграцию, какие-то компании-интеграторы или само министерство?
- Сейчас в правительстве, действительно, существует очень большое разнообразие информационных систем, часть этих систем можно унифицировать. В каждом министерстве есть бухгалтер, кадровик и так далее. Они должны действовать в рамках одних и тех же программных продуктов, для того, чтобы в какой-то момент можно было сконцентрировать техсопровождение используемых систем и уменьшить затраты на специалистов. Сейчас в одном министерстве стоит «Парус», в другом «1С», в третьем что-то еще. Нужно эти системы унифицировать. Есть и другие информационные системы, которые отражают специфику деятельности того или иного министерства, например, МУГИСО. Там создана база данных, которая позволяет вести реестры систем недвижимости, земельных участков, каких-то ценных бумаг, которые находятся в собственности государства, в частности, в собственности Свердловской области. Есть эта система? Она есть. Ее, конечно, можно унифицировать, но пока такая задача не ставится. Кроме МУГИСО, есть министерство финансов. Там есть система бюджетирования. Она есть, она работает на платформе, которая давно используется в Свердловской области, а также растиражирована по России. И она будет работать. Другое дело, что к любой из этих систем могут предъявляться новые требования. Откуда эти новые требования возникнут? По большому счету, вся информация, которая есть в базах данных министерств, в конечном счете, должна быть представлена в виде сводной отчетности, системы ключевых показателей эффективности и оказаться в ситуационном центре губернатора, правительства области. Это нужно, чтобы анализировать информацию по управлению госимуществом или по исполнению бюджета. Сейчас мы пытаемся сформировать концепцию ситуационных центров. Это – вершина айсберга, и здесь важно понять, что является ценным при принятии решений на уровне области.
- Потом вы будете привлекать  какого-то интегратора?
- Специалисты нашего министерства, привлекая аналитиков, которые есть в администрации губернатора, сейчас формируют единую концепцию. Мое глубокое убеждение заключается в том, что заказчик должен знать, что он заказывает. Хуже нет, когда идет проект, а заказчик постоянно меняет свои требования. Это бесконечный проект. Хочется все-таки сформировать свое видение, свой набор требований, а дальше уже под эту концепцию писать технические задания и заказывать выполнения каких-то работ.
- Будет ли ваше министерство как-то курировать работу по развитию электронных услуг на уровне муниципальной власти?
- Ставится задача скоординировать свою работу и найти взаимопонимания с муниципальными образованиями в части предоставления услуг. Сейчас над этим работают не только представители министерства информационных технологий и связи, но и специальная рабочая группа. Ее возглавляет министр социальной защиты Владимир Власов, поскольку в первую очередь нужно автоматизировать социальный блок услуг. В работе этой группы активное участие принимают специалисты администрации Екатеринбурга. И после того, как было установлено типовое решение для формирования реестра госуслуг, и его испытали областные министерства, тот же самый продукт был установлен в администрации города. Сейчас там начат процесс сбора информации и заведения ее в реестр. В Невьянске мы договорились о том, что будет подписано подобное соглашение с администрацией этого города. И так будет со всеми муниципалитетами, начиная с тех, кто ближе, доступнее.
- Ваше министерство будет ли как-то курировать работу по внедрению новых стандартов связи, тарифному регулированию?
- Этим блоком вопросов придется заниматься. Можно очень долго развивать информационные технологии, но если не обеспечена их доступность, мы не сможем реализовать основную задачу. Основная задача формулируется, как борьба с информационным неравенством. Сейчас есть целый пул документов, которые требуют нашего участия. Я уже упомянула тарифы на интернет в пунктах коллективного доступа. Есть еще одна проблема, - это правила взаимодействия операторов связи с ЖКО и ТСЖ. Сейчас в ряде случаев затруднен вход на какие-то крыши, в какие-то подвалы и т.д. Это блокирует работу операторов связи. Здесь нужно найти законные правила взаимодействия. Мы должны оказывать на эти процессы влияние.
- Уточните, сколько денег необходимо на реализацию электронного правительства в 2010-2012 годах из областного, федерального бюджета? Что нужно сделать, чтобы попасть в федеральную программу?
- Сейчас теми ресурсами, какие есть, мы пытаемся сформировать концепцию. Уже сделана примерная смета, но говорить о цифрах я пока не могу. Есть статистика тех затрат, которые несут наши более продвинутые соседи – Тюмень, Татарстан. Их бюджеты IT в последние годы были на уровне 300-500 миллионов. У нас таких затрат не было. Но сейчас наше преимущество, которое является следствием наших недостатков, заключается в том, что уже созданы типовые решения, и мы можем сэкономить наши бюджеты за счет использования таких технологий.
- Для того, чтобы автоматизировать услуги, межведомственный документооборот, будут ли создаваться какие-то координационные советы? Будут ли туда привлекаться связисты, те, кто продает железо, интеграторы?
- Таких коллективных органов будет много. Указом губернатора создана комиссия по развитию информационных технологий. Сформирован достаточно большой состав членов этой комиссии, среди них есть и ученые, и представители бизнеса. Открыты возможности для участия представителей науки и бизнеса в других рабочих группах. При министерстве планируется создание коллегии, места, где можно будет обсудить какие-то идеи, услышать разные точки зрения.
- А как туда попасть представителям бизнеса?
- Планируется проведение ряда встреч с ассоциациями. У нас есть Ассоциация компаний сферы информационных технологий, есть другие профессиональные сообщества… Прежде всего, мы будем общаться с ними, рассказывать о тех направлениях деятельности, которые есть в министерстве, тех задачах, которые надо решать совместно с бизнесом и наукой, а дальше выйдем на конкретных поставщиков. Общение будет выстраиваться проще с теми компаниями, которые имеют компетенцию в решении тех или иных задач. Потому что времени на создание чего-то новенького у нас нет. Нам нужно взять лучшие практики и максимально быстро их адаптировать с учетом специфики региона. Включаться в проекты, где с чистого листа надо построить какую-то систему, мы не можем. Поэтому те компании, которые готовы предлагать свои решения, должны продемонстрировать их на каких-то объектах, показать, как они функционирует и как их можно легко адаптировать к тем специфическим задачам, которые перед нами стоят.

Просмотров: 1146

Автор: Подготовила Анна ДОНСКАЯ

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Елизавета Шевелина, ЦТНК СУ:

«Лучшее лекарство от осенней хандры - прогулки!»

среда, 22 сентября

Сегодня

+4
+4
+11
+11
Днем
+6
+6
Вечером
Загрузка...