Интервью с ректором Уральского государственного экономического университета.
В результате перехода на 11-летнюю систему школьного образования, в 2011 году практически не будет выпускников. Вузы вступают в серьезную борьбу за выпускников экстернатов и абитуриентов возрастом старше 18 лет. Судя по беседе с ректором УрГЭУ, которую тщательно законспектировал корреспондент JustMedia.Ru, Михаилу Федорову бояться нечего.
О глобализации
Любой родившийся сегодня человек — человек не страны, а человек мира!
Совсем неудивительно, что твои дети сегодня в США, завтра в Канаде, послезавтра в Израиле. Миграционные потоки меняют лицо мира. Мир стал прозрачным, открытым, благодаря IT-технологиям.
Многие считают, что успешным может быть то государство, где есть производство. В основе любого производства лежит техническое образование. В заботе об образовании страны соревнуются по-своему. Казахстан 20 лет назад сформировал программу, по которой молодежь едет учиться на Запад, а после творит чудеса в своей стране. В итоге наш сосед опережает нас на пять лет. Китай поступает также. Туда возвращается всего 20 процентов молодежи с новыми знаниями. Но китайцы говорят, что и этого им вполне достаточно. Это люди, которые обеспечивают инновационное развитие.
Как сказал президент Южной Кореи, техническое образование — основа экономики.
О качестве российского образования
Наши студенты имеют хорошие фундаментальные знания и быстро адаптируются. Приезжают теоретики, многое знают. А в Европе образование практикоориентировано. Поэтому первые полгода наши студенты за рубежом шокированы.
С распадом СССР во всех учебных заведениях практически рухнул такой аспект образования, как практика. В зарубежных вузах теорию и практику дают в равных долях. В 2005 году я начал ездить в заграничные командировки. Во Франции меня попросили: «Можно, наш студент приедет к вам на практику?». Я удивлялся, но с такими просьбами обращаются часто.
В 1990-е государство оставило вузы на произвол судьбы, сейчас от этого страдает экономика. УрГЭУ — государственный, но, по сути, давно частный вуз. 80 процентов наших средств — внебюджетные.
О выборе профессии
Человек может быть максимально эффективным, когда будет профессионально сориентирован. Тогда его сердце и душа гарантируют отдачу.
На одном из заседаний в ассоциации Контеева по профработе я спросил у студентов 1-3-х курсов, занимались ли с ними профориентацией. 5 процентов из них занималось. 95 процентов понятия не имеют, зачем они пришли в вуз и чем будут заниматься. Человек случайно ориентирован, случайно получил профессию и вся его жизнь — случайность. Может быть, это было бы и нормально, но не в условиях глобального, остро конкурируемого мира.
Посмотрите на меня. Я — доктор геолого-минералогических наук. Почему я сегодня не в геологии? Мне совсем неинтересна геология. Просто попал в систему и защитил докторскую. Но я не могу сказать, что отдал государству больше, чем мог бы. Я бы больше отдал, если бы сразу состоялся как экономист. Это касается любого человека.
О контроле качества знаний выпускников
В дипломе российского вуза квалификация должна отсутствовать, как в любом западном дипломе.
Неслучайно один из Кеннеди девять лет не мог устроиться адвокатом после получения юридического образования. Он получил не вполне достойную практику и знания, чтобы профсоюз его квалифицировал как адвоката. Пришлось стать президентом.
У нас в России нет профессиональных стандартов. Вузы профстандарты готовят сами, не учитывая потребностей работодателя. Мы собрали руководителей отраслевых союзов и договорились, что они подключатся к выработке профстандартов для отраслевых учебных заведений.
Сегодня центры сертификации кадров есть в Тамани, Самаре, Астрахани, Ростове-на-Дону. Мы пятые создадим региональный аккредитационный центр сертификации кадров — готовим письмо Винниченко (Виктор Миненко нас уже поддержал). Через этот механизм мы остановим вал безграмотных специалистов. Купленный диплом не обеспечит твое будущее, надо пройти через оценку профессионалов.
Торговля дипломами — проблема национальной безопасности государства. Человек, который купил диплом, — разрушительная сила для экономики.
Об инновациях в УрГЭУ
В условиях глобализации нам нужно уничтожить языковой барьер. В УрГЭУ учат английскому четыре года. Я порадовался, когда узнал, что создают автоматические переводчики языка.
Первые два года студенты УрГЭУ получают рабочие специальности. Они могут работать продавцами, а дальше получат высшее образование. Так мы добиваемся практикоориентированности.
Иностранные топ-менеджеры нужны нам в этот переходный период. Мы договорились с ведущим профессором из Европейского университета Виадрина. Будем вместе с ним оттачивать систему образования в УрГЭУ.
Любой университет в Монголии кишит преподавателями-иностранцами. Эта страна может через несколько лет нас обставить.
В 2010 году мы набрали на 22 процента больше абитуриентов. Произошло это во многом благодаря Евразийскому экономическому форуму молодежи. В первом участвовало 48 стран, во втором — 108 стран.
Наш университет — инновационный. За набор в этом году я не переживаю. А за соседние вузы — Горный университет, Лестех и другие отраслевые — боязно.
ФОТОинтервью с ректором УрГЭУ смотрите здесь
Просмотров: 2311
Автор: Беседовал Иван НЕКРАСОВ, фото — Дарья КОЗИНОВА