В столице Урала прошел форум «Будущее города. Стратегия развития Екатеринбурга 2020».
Форум «Будущее города. Стратегия развития Екатеринбурга 2020» стал, пожалуй, главным событием прошедшей деловой недели. Организатор, журнал «Деловой квартал» поставил сложную задачу — собрать в одном месте и в одно время крупнейших участников бизнес-сообщества. И, как отметили сами участники, это удалось. Такого количества представителей крупных промышленных предприятий, науки и власти вместе не собиралось давно.
Вопросы развития города свелись к нескольким основным темам. Участников интересовало, что будет меняться в инфраструктуре Екатеринбурга, кто должен платить за новые проекты, каким должно быть брендирование города и что нового стоит ждать на будущем «ИННОПРОМЕ».
Поиск путей развития
Представители бизнеса и администрации сошлись на том, что возникла необходимость создать для Екатеринбурга новый бренд — концепцию, которая и определит его место в современном мире. Каким будет город — суровым «промышленником» или «креативщиком», готовым для дружбы с соседями? Сможет ли он стать центром не только между Востоком и Западом, но и между Севером и Югом? И есть ли у Екатеринбурга собственный особый путь?
Михаил Ходоровский, генеральный директор ЗАО «Группа СИНАРА»:
Главный архитектор и глава совета по развитию городской инфраструктуры Барселоны, профессор Хосе Асебильо Марин:
Александр Высокинский, заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам:
Отличается ли Екатеринбург от других мегаполисов? Город выбрал путь, отдельный от соседних мегаполисов, в начале 1990-х годов. Пермь, Челябинск, Екатеринбург — крупные промышленники — оказались тогда в одном положении. Соседи бросили все силы на поддержание предприятий. А мы пошли по пути многофакторной экономики. И благодаря этому 15 лет спустя мы пережили кризис намного легче соседей. Когда курс только был выбран, многие обвиняли администрацию Екатеринбурга в торгашестве. Но время показало — выбор был сделан правильно. Теперь у нас одни из самых высоких показателей по вводу жилья и самая высокая средняя зарплата среди всех городов-миллионников — 26 тысяч.
Что касается присоединения небольших областных городов, то нужно к этому вопросу подходить осторожно. Центр будет выдавливать социально неблагополучные классы на окраину. И у нас, как в Париже, могут появиться свои неблагополучные районы.
Виталий Милованов, директор регионального центра «Раффайзенбанк»:
—У Екатеринбурга много слабых моментов. Какие-то города опережают его в номинации «Хорошие дороги», какие-то — в номинации «Чистота». Эти вопросы очевидно — в упадке. Кроме того, хромает креативность. Креативных городов вообще мало в России. Но позиционировать Екатеринбург как комфортный город? Может быть, действительно пропадет присущая ему жесткость, которая и создает его характер.
Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин-холдинг»:
От стратегии — к тактике
Представители бизнеса ждали от власти конкретных ответов на вопросы о том, на какие изменения готов город, и предлагали свои варианты реализации.
Валерий Ананьев, генеральный директор компании «Атомстройкомплекс»:
Нужно выносить предприятия за город. Законодательство пока не на нашей стороне в этом вопросе, но нужно добиваться, чтобы ситуация изменилась.
Неправильно расширять город застройкой на месте лесной зоны. Для таких районов нужно заново создавать инфраструктуру с нуля. Проще поднять до должного уровня малые города-сателлиты — Среднеуральск, Березовский.
Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин-центра»:
—Хочу развеять несколько мифов о городе. Кто сказал, что вынос объектов из центра города — это хорошо? Кто сказал, что точечная застройка — это плохо? Вынос важных объектов за город — это создание новых пробок на дорогах, дополнительных транспортных потоков.
Мы все время говорим, что нам не хватает денег. Это еще один из мифов. Проблема в расстановке приоритетов.
Реальные проблемы — это чистота и экология города. В Екатеринбурге плохо дышится. Это факт. У нас невозможно в межсезонье носить нормальную обувь. Это тоже факт. В пиковые часы затруднен проезд по городу. Мало объектов культуры, нет спортивных объектов, мало рекреационных зон. Вот эти проблемы являются реальными.
Последняя весна показала, что в городе начинается сегрегация в образовании. Почему появились очереди в школах? Потому что одни школы для родителей оказались привлекательнее других. Качество образования в городе — неравномерное. Нужно менять ситуацию.
Надо принимать много непопулярных и неприятных, но правильных решений. Ликвидировать бесплатные парковки в центре, объединить бюджеты города, области и федерации. И так далее, и так далее.
Валерий Савельев, председатель совета директоров AVS-group:
Инструменты успеха
Из чего будет составлена мозаика успешного мегаполиса? И в чем рецепт успешной инфраструктуры? О включении в жизнь современного города рассказали создатели зарождающихся кластеров.
Уральский Федеральный университет
Дмитрий Бугров, ректор Уральского государственного университета:
Однако новый вуз должен пойти дальше. Он должен стать еще и работодателем. Этому должна помочь интеграция в городскую среду и тесное слияние с бизнесом. Мы будем создавать собственные малые предприятия, заниматься разработками для бизнеса. Вуз должен восприниматься как нейтральная площадка для международных переговоров, как это происходит в Европе и в Америке. Если эти задачи будут выполнены и вуз вольется в инфраструктуру города, то он будет успешным.
Если бизнес-сфера не примет университет, то вряд ли ему суждено вхождение в историю. Как это произошло с Пуланским университетом в Новом Орлеане.
Уральский фармацевтический кластер
Александр Петров, генеральный директор холдинга «Юнона»:
Малый бизнес
Максим Годовых, директор департамента малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Свердловской области:
—«Инфраструктурный хаб малого и среднего предпринимательства Свердловской области в прошлом году оказал поддержку свыше 46.000 субъектам малого и среднего бизнеса. Среди приоритетов поддержки - инновационные бизнес-проекты. Еженедельно к нам на рассмотрение поступает 10-15 проектов. За год мы оказали поддержку более 500 инноваторам. Все они проходят «краш-тест», затем могут претендовать на гранты, компенсацию расходов, льготные кредиты, размещение в бизнес-инкубаторах, бесплатное патентование, прототипирование и т.д. В ближайшее время Инфраструктурный хаб намерен привлекать малый и средний бизнес в Свердловскую область из других регионов. Мы создаем пакет услуг из нескольких инструментов, которые помогут им успешно развиваться на новой территории».
Итоги форума
После бизнес-форума участники дали оценку мероприятия корреспонденту JustMedia:
Илья Васкецов, коммерческий директор «Ростелеком-Урал»:
—Форум получился познавательным, информационно насыщенным. Мне было интересно и как представителю оператора связи, и просто как человеку с активной жизненной позицией, как отцу, которого беспокоит судьба детей и то, в каком городе они будут жить.
Конкретные вещи говорил Хосе Асебильо. Я согласен с ним, Екатеринбург имеет огромный потенциал. Как человеку, недавно переехавшему в этот город, мне есть с чем сравнивать.
Немного расстроило, что на форуме было мало конкретики. Но, в любом случае, это первое подобное мероприятие, и это большой шаг к построению диалога между властью и бизнесом.
Дмитрий Калаев, советник министра экономики Свердловской области:
—Форум можно было сделать более информативным, более плотным. Первая и вторая части получились удачнее, чем третья. Дальше все как-то понемногу скатилось к общим фразам.
Андрей Кинаш, региональный директор Майкрософт в УрФО и Пермском крае:
—На этом мероприятии я был, скорее, как житель Екатеринбурга и оценивал информацию тоже как житель. Как профессионал, могу прокомментировать один из вопросов, который обсуждался сегодня: город отстает от других мегаполисов по внедрению интернет-коммуникаций и сервисов. К примеру, у нас неразвито предоставление услуг через Интернет. Докладчики говорили о проблеме записи в школы и детские сады — можно было делать это через интернет-сервисы, а не толкаться в очередях.
К вопросу о позиционировании города — можно было бы создать в Екатеринбурге электронный гид. Аналогичный проект есть в Перми, и он успешно там применяется.
ФОТОрепортаж с бизнес-форума «Будущее города. Стратегия развития Екатеринбурга 2020» смотрите здесь.
Просмотров: 2937
Автор: Мария МЕХОНОШИНА, фото — Александр МАМАЕВ