Александр Меренков: «Вернуть доверие клиентов — все равно, что выносить ребенка. Мы справляемся».

О том, как «Северная Казна» обрела определение «федеральная», и о «взрослых» планах на будущее — руководитель СК Александр Меренков.

Александр Меренков: «Вернуть доверие клиентов — все равно, что выносить ребенка. Мы справляемся». - Фото 1

—Вот все, что осталось от банка «Северная Казна» у нас в страховой компании,— Александр Меренков показывает на статую девушки в античном стиле, приглашая в свой «директорский» кабинет.— Это фигура, которая стояла в центральном офисе банка на входе. Я забрал две на память. Еще одна, гипсовая, стоит у нас в зале совещаний. 10 июня — день слияния «Северной казны» и «Альфа-Банка» — стал для меня реперной точкой.

Нынешний год для страховой компании «Северная Казна» стал вообще знаковым — она перестала ассоциироваться со своим «родителем», банком «Северная Казна», после его окончательного слияния с «Альфа-банком»; по итогам первого полугодия догоняет собственные показатели кризисного 2009 года и начала позиционировать себя в качестве «федерального страховщика». 15 августа «Северная Казна» отмечает «совершеннолетие». Возраст символически совпал с совершенно новым периодом в жизни компании, которая строит глобальные планы по модернизации, расширению и новым предложениям для клиентов.

—Александр Владимирович, клиенты довольно долго после разъединения ассоциировали страховую компанию с банком…

—Сейчас уже, слава Богу, начали понимать, что банка нет, а страховая компания продолжает работать и здравствовать.

—Для вас принципиально было оставить название «Северная Казна» в свое время?

—Вопрос был не в принципиальности, а в рациональности. Представьте, вот есть красивая молодая девушка по фамилии Долгорукова. И она выходит замуж за Козявкина. Как вы думаете, какую фамилию она в этой ситуации сохранит? Когда мы сели с акционерами и они спросили, будем ли мы менять название, решили не менять, чтобы не радовать конкурентов и не вводить в заблуждение клиентов.

Наши конкуренты в течение 2009 года говорили, что нам осталось жить месяц. Когда где-то с ноября 2009 года они стали говорить, что нам осталось два месяца, я понял, что мы в их глазах выросли — мы стали жить в два раза дольше. В середине 2010 года прогнозы про «Казну» стали расплывчатыми: мы скоро умрем… То есть факт нашего банкротства стал понятием неопределенным. В конце 2010-го появились прогнозы, что скоро умрут все региональные компании. Меня это уже не сильно волновало, потому что к тому времени у нас было около 30 филиалов практически во всех федеральных округах.

Смена названия привела бы к тому, что наши конкуренты сказали бы: банк умер и «Северная Казна» умерла. Я решил им не давать такой счастливой возможности. Сейчас мы регулярно возвращаемся к вопросу о смене названия, но пока не пришли к единому решению.

—Как Вы сами могли бы охарактеризовать нынешний период компании?

—Сейчас мы находимся на этапе после продолжительной болезни. Как будто вы выходите после болезни, радуетесь жизни, но еще слабоваты, чтобы побежать. Потеря банка была сильным ударом для компании. Сейчас «Северная Казна» восстанавливается, мы растем. Банальный пример — за прошедший период 2011 года мы собрали денег столько же, сколько за весь 2009 год.

—В прошлом году «Северная Казна» позиционировала себя как семейный страховщик. Изменилось ли позиционирование в этом году?

—Мы не мудрствовали лукаво и в нынешнем году добавили к словосочетанию «семейный страховщик» слово «федеральный». На следующий год планы еще не строили. Возможно, что-то поменяется.

—Слово «семейный» предполагает довольно консервативный подход к позиционированию. Не хотите уйти в сторону популярного сейчас эпатажа?

—Если вы имеете в виду полуголых женщин на плакатах, то такого, конечно, не будет. Коллеги мне скажут: сошел Меренков с ума на старости лет. Но что касается вообще так называемого «эффекта wow», удивить всех — мне идея нравится. Я бы хотел изменить офисное оформление. Сделать наши помещения более современными, легкими, креативными — как офис Google или Yandex. Хочется яркую мебель, игровые площадки для детей. Чтобы клиенты приходили со своими детьми, и им было комфортно. От помпезного стиля, который приветствовался в бизнесе в 1990-е годы, надо уходить. Это прошлый день.

—«Северная Казна» позиционирует сейчас себя как федеральная компания. Не планируете переносить офис в столицу, в Москву?

—Меня коллеги по бизнесу часто спрашивают об этом, но смысла я пока не вижу. В Москве у нас есть офис для переговоров, его хватает. Переносить туда все управление — процесс долгий и тяжеловесный. Вот захочет собраться Совет директоров — всем придется ехать в столицу. А здесь все рядом. И офисы здесь дешевле, чем в Москве. К тому же меня и помимо работы много что связывает с этим городом. Я здесь преподаю в Уральском федеральном университете, у меня здесь родные и близкие. По крайней мере, в этом году переноса центрального офиса в Москву не планируется.

—Кстати по поводу образования. У Вас два высших. Не собираетесь продолжать?

—Нет. Я считаю, что два образования вполне достаточно. Три — это уже клиника. Для повышения образования достаточно проходить в дальнейшем тренинги, практикумы. Что я и делаю.

—Какой последний был практикум?

—По медиации. Это урегулирование отношений между людьми. Изучение мотиваций человека. Очень помогает для руководства. У каждого человека свои эмоции относительно ситуации, в зависимости от отношения. Моя задача как руководителя — разрешить эти эмоции и вывести рабочий процесс в нормальное русло, опираясь на факты.

—На главной странице сайта «Северной Казны» заявлено, что компания большое внимание уделяет внутрикорпоративной политике. Что конкретно вы делаете для своих сотрудников?

—Когда мы заявляем, что «Северная Казна» — это семейная страховая компания, то имеем в виду не только клиентов. Это семейная страховая компания для сотрудников, в первую очередь. Человек большую часть времени проводит на рабочем месте. Так пусть ему там будет комфортно, пусть чувствует здесь себя хорошо! Чтобы, как говорится в одном фильме, он шел с радостью на работу, а потом с радостью шел домой. Для этого мы стараемся обеспечить и обстановку в офисе, и предлагаем перспективы роста с соответствующим доходом при условии хорошей работы, проводим корпоративные мероприятия, дважды в год — семинары для сотрудников всех регионов, чтобы коллеги из разных регионов могли увидеть друг друга.

—Кто сейчас является клиентами страховой компании?

—Средний класс, а также малый и средний бизнес. На эту категорию мы ориентировались всегда. Когда я был во Франции у друга в гостях, то понял там одну простую вещь: бедноте невыгодна стабильность. Мы были на экскурсии в старинном аббатстве, которое в эпоху французской революции очень пострадало. Я заметил, что здание развалено, но руин вокруг нет. На вопрос, где же они, друг сказал, что здание разнесли по кирпичам местные крестьяне. В эпоху потрясений легче что-то украсть, забрать. А слишком богатым людям стабильность тоже не слишком интересна — они могут уехать спокойно в другую страну и там тратить деньги в том же объеме. Разницы нет. А вот среднему классу стабильность нужна. Они еще не успели накопить столько, чтобы быть безразличными к ситуации, но им уже есть что терять.

Хотя, конечно, расстраивает информация в СМИ, что многие представители среднего бизнеса уезжают за границу работать — они ищут эту стабильность там.

—Менялся ли кардинально состав клиентов за время работы страховой компании? Как кризисный 2009 год отразился на их количестве? Много потеряли?

—Мы много потеряли по доходам, но нам удалось сохранить около 60% клиентов. Это много. Когда произошла ситуация с банком «Северная Казна», помню, многие клиенты приходили и просто интересовались, как наши дела, не загнулась ли компания совсем. Мы продолжали работать. Тогда клиенты брали одну небольшую страховку, затем — другую. По статистике, чтобы восстановить доверие у клиентов, требуется не меньше 9 месяцев. Это как выносить ребенка.

Можно сказать, что мы с этой задачей справились. Сейчас начался возврат клиентов.

—Какие продукты планирует предлагать «Северная Казна» в дальнейшем? Что интересно вашим клиентам?

—Сейчас мы находимся в поиске. После завершения процедуры санации банка мы пытались понять, что интересно клиентам, и с периодичностью в несколько месяцев оперативно предлагали новые актуальные продукты. В линейке предложений остались и старые — возможно, интерес к ним со временем вернется. Сейчас востребованным является ОСАГО, КАСКО, страхование малого и среднего бизнеса и семейное страхование. Пока мы хотим взять некоторый период, чтобы проанализировать ситуацию. И в следующем году выйдем на рынок с новыми предложениями.

ФОТОинтервью с Александром Меренковым смотрите здесь.

Просмотров: 2478

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером