Урал к таким новинкам еще не готов, считают эксперты.
Столичный Сбербанк намерен установить в Москве сеть автоматов телеприсутствия, при помощи которых можно будет оплатить услуги ЖКХ, кредит или положить деньги на счет. Об этом недавно сообщали федеральные СМИ.
Но главное, чем новые автоматы будут отличаться от банкоматов —это возможность оформления договоров на оказание услуг без присутствия банковских работников. Уже анонсировано, что клиенты смогут оформить через подобные аппараты кредит.
По сути, автоматы телеприсутствия станут равноценной заменой банковского офиса, только никаких сотрудников там не будет. Размещены автоматы будут в специальных бронированных кабинах на улицах города. Внешне устройство будет представлять собой планшетный компьютер высотой чуть более двух метров с сенсорным 42-дюймовым экраном. Там будет 10-мегапиксельная камера, микрофон, динамики, а также сканер отпечатков пальцев для подтверждения личности.
Появление такой техники на улицах города должно избавить клиентов от необходимости стоять в очередях. В банке рассчитывают, что в будущем такие автоматы смогут заменить офисы по всей России. Пока, правда, речь идет лишь об установке автоматов в столице, и то в банке точных дат установки пока не называют. Создатели уже назвали техническое устройство инфоматами BigPad.
В банковском сообществе отмечают, что проект Сбербанка довольно интересный. Это приближает российскую банковскую систему к зарубежной. В Европе подобный эксперимент стартовал еще в 2010 году, когда в Варшаве был установлен первый биометрический банкомат с функцией считывания личной информации о клиенте с помощью его отпечатков пальцев.
Юридические загвоздки
По словам екатеринбургского юриста Павла Брускова, специализирующегося на банковских вопросах, в плане законодательства претензий к подобным техническим новинкам нет. «Договор можно заключать даже путем обмена документами между участниками сделки. Другое дело, что доказать в случае появления каких-либо претензий к договору его неправоту в последующем будет очень сложно. Сложность — в доказательстве того, что участник сделки был не согласен с какими-либо пунктами. Думаю, те же самые проблемы возникнут и у пользователей автоматов телеприсутствия. Тем более что сотрудников банка присутствовать там не будет»,— отметил Павел Брусков.
Сотрудники кредитных организаций отмечают, что вопросы к использованию нового устройства все же есть. «Непонятно, как будет проходить оформление кредита дистанционно. У нас сейчас довольно сложная история с электронно-цифровой подписью. По сути, она также подтверждает личность человека и позволяет пользоваться услугами банка дистанционно. Однако законодательство не позволяет оформлять договор на оказание услуг оформлять дистанционно. То есть хотя бы один раз в банк человек должен прийти. Поэтому понятие дистанционных услуг у нас в стране все же несколько условно»,— отметил один из екатеринбургских банкиров в разговоре с JustMedia.
Российские клиенты не доросли до таких устройств
По мнению Павла Брускова, для Москвы идея установить подобные инфоматы — хорошая. Однако в Уральском регионе, да и в других регионах России проект вряд ли будет востребован.
«Значительная часть клиентов Сбербанка — это люди пенсионного возраста, а для них такие технические новинки — вещи довольно сложные. Они привыкли стоять в очередях, и их не переучить. Подтверждением тому онлайн-банк Сбербанка. Этой услугой пожилое население вообще не пользуется. Думаю, что наши граждане в основной массе еще не дозрели до таких устройств, как автоматы телеприсутствия»,— комментирует ситуацию Павел Брусков.
Выяснить востребованность можно только опытным путем
То, что граждане до сих пор привыкли проводить операции офф-лайн, подтверждают и банкиры. По словам начальника управления безопасности информационных систем УБРиР Александра Падерина, население до сих пор предпочитает наличный оборот денежных средств. «Хотя количество потребителей, у которых они востребованы, стремительно растет (в УБРиР только с начала года количество зарегистрированных пользователей в системе «Телебанк» увеличилось фактически на 60%), но все же не такими большими темпами, как хотелось бы»,— говорит Александр Падерин.
Сейчас возможностей осуществить банковские операции дистанционно — несколько. Это мобильный телефон, банкомат, платежный терминал, персональный компьютер. Банки сейчас стараются развивать все направления, чтобы расширить спектр возможностей клиентов.
В частности, УБРиР планирует расширить функционал банкоматов. «По сути, эти устройства уже представляют собой самостоятельный офис, через который клиент может совершать простые операции: оплачивать услуги, кредиты, пополнять счет, управлять своим вкладом и т.д. В 2012 году основным трендом в дистанционном обслуживании будет внедрение технологии идентификации клиента и предложение ему новых продуктов, услуг. Перед нами стоит задача и по увеличению он-лайн продаж как через наш виртуальный офис — интернет-портал, так и через социальные сети, геолокационные сервисы»,— рассказывает Александр Падерин.
По его словам, развитие дистанционного банковского обслуживания идет семимильными шагами, и то, что раньше считалось невозможным, сейчас — просто и обыденно. Не исключено, что автоматы телеприсутсвия когда-нибудь станут такими же привычными для нас устройствами, как и мобильный телефон, а, возможно, и нет. Например, безоператорные офисы так и не получили широкого распространения. Однако выяснить востребованность продукта можно только опытным путем — с помощью его внедрения.
Просмотров: 1714
Автор: © Мария МЕХОНОШИНА