Представители страховых компаний считают изменения логичными: тарифы не менялись почти 20 лет.
Российских автомобилистов в следующем году могут ожидать два значительных изменения в сфере страхования. До конца года Госдума планирует принять два законопроекта, сообщает «Газета.ру», и оба из них станут неприятными новостями для автовладельцев.
Летом 2012 года вышло постановление пленума Верховного суда №17. По установленным правилам, отношения между страховщиками и страхователями должны подпадать под действие закона «О защите прав потребителей». В случае признания судом недоплаты по ОСАГО страховщик должен был выплатить страховое возмещение в полном размере, уплатить штраф, неустойку и компенсировать моральный вред клиенту.
Кроме того, граждане получили право судиться со своим страховщиком по месту жительства, а не по месту регистрации компании.
Однако такие послабления для автомобилистов продолжались недолго. Согласно новому законопроекту, который может принять Госдума уже в конце этого года, поправки могут быть отменены.
Парламентарии предлагают остановить распространение «Закона о защите прав потребителей» (ОЗПП) на сферу автострахования и брать во внимание только законы о страховой деятельности.
Кроме того, Госдума намерена закрепить право страховщиков рассматривать споры с автовладельцами только по месту нахождения страховщика — по сути, в «своих» судах. Штраф за нарушение правил страховщиками будет уменьшен с действующих сейчас 50% до 1%.
Кроме того, прогнозирует «Газета.ру», стоимость полиса ОСАГО может вырасти в полтора раза. Депутаты также рассмотрят законопроект Минфина, согласно которому лимиты по страхованию жизни в рамках «автогражданки» увеличатся с 160 тысяч рублей до полумиллиона, по ущербу «железу» — с 120 до 400 тысяч рублей. Предел возможного ущерба при оформлении аварии без вызова сотрудника ГИБДД вырастет с 25 до 50 тысяч рублей.
По подсчетам Российского союза автостраховщиков, такие изменения поднимут существующие базовые тарифы ОСАГО на 50%. Стоит отметить, что действующие тарифы не менялись с 2003 года и сейчас составляют 1980 рублей для физических и 2375 рублей для юридических лиц. Средняя стоимость полиса «автогражданки» сегодня — 4-4,5 тысячи рублей.
Грядущие изменения вызвали волну споров и возмущений среди автовладельцев. Многие правозащитники в автосфере назвали преобразования обиранием автомобилистов.
«Действительно, часть инициатив урежет права автовладельцев и даст существенные послабления страховщикам. Лично мне не нравится уменьшение штрафов до 1% для страховщиков. Мало того, этот процент будет взиматься не от суммы выплат автовладельцу, а от страхового взноса. По сути, размер штрафа будет очень маленьким»,— прокомментировал возможные изменения представитель Комитета по защите прав автомобилистов Георгий Бадьин.
Тем не менее, по его словам, возвращение от закона о защите прав потребителей к законам о страховой деятельности — положительный фактор.
«Единой судебной практики не было. Возвращение к правилам должно привести к единому знаменателю»,— комментирует ситуацию Георгий Бадьин.
Директор отделения «Кокс-Полис» ТФ «Уралэнергогарант» Юлия Попова отмечает, что нововведение касательно «Закона о защите прав потребителей» было не до конца продуманным.
«Страхование никогда ранее не регулировалось «Законом о защите прав потребителей». Оно было под Гражданским Кодексом и по праву (страхование — это договорные отношения, в рамках которых у клиента тоже есть обязанности, не говоря уже о самой специфике услуги). Только в этом году была сделана попытка распространить действие закона по защите прав потребителей на страхование. Теперь, я надеюсь, все вернется обратно в нормальное состояние. Так что все, что касается прав клиентов, — не меняется»,— комментирует нововведение Юлия Попова.
По ее мнению, критика в адрес страховщиков по поводу нововведений не совсем объективна. «Возможное повышение базового тарифа — это совершенно нормальная мера. Базовый тариф по ОСАГО как был принят в 2003 году, так и не менялся в течение 10 лет. При этом цены на ремонтные работы и запчасти увеличились в разы. Только поэтому нужно поднимать тариф. Это всего лишь поправка на инфляцию. Ведь, посмотрите, как выросла стоимость бензина за эти годы, да и сахара и хлеба, в конце концов»,— комментирует ситуацию Юлия Попова. По ее словам, лимиты возмещения страховщиков — и по «железу» и по здоровью — увеличиваются более, чем в три раза. Делать это без повышения тарифов просто невозможно.
Стоит отметить, что возмущения автомобилистов пока — только на словах. Никаких обращений к федеральным законодателям уральские автовладельцы пока готовить пока не будут. Акций в Свердловской области пока тоже не планируется.
Просмотров: 4038
Автор: Мария Мехоношина