Глава компании «Домашние деньги», одного из лидеров микрофинансового рынка России рассказал о том, почему сверхдоходы в этом сегменте – миф и какие изменения ожидают сферу в 2015 году.
Рынок микрофинансирования в России претерпевает значительные изменения. Вслед за банковским сектором этот сегмент финансового рынка начал выходить из тени. Принятый закон о потребительском кредитовании, закон о саморегулируемых организациях – все эти инициативы должны кардинально изменить работу рынка.
Как чувствуют себя микрофинансовые организации в ситуации падения экономики и что будет представлять собой рынок в 2015 году – эти вопросы JustMedia обсудил с Андреем Бахваловым, главным исполнительным директором компании «Домашние деньги» - одного из лидеров микрофинансирования в стране.
- Андрей Юрьевич, где сейчас представлена компания «Домашние деньги» и на какие населенные пункты вы делаете ставку?
- В целом по России мы представлены в 420 городах и 2630 населенных пунктах. Мы стартовали из крупных городов, двигаясь к более мелким. В этом году стратегическая задача «Домашних денег» - покрыть все населенные пункты от 10 000 жителей, а к концу 2015 года – все населенные пункты с населением от 5 тысяч человек. В таких точках у людей, как правило, нет возможности брать кредиты в банках, потому что банально нет представительств большинства банков, а те, что есть, предлагают ограниченную линейку продуктов.
По нашей статистике, в маленьких населенных пунктах 8 человек из 10 берут у нас повторный займ. Этим людям зачастую приходится ездить за 150-200 километров для оформления кредита в банках, а при наличии ошибки при оформлении документов – ездить еще и не по разу. Поэтому в мелких населенных пунктах в состав нашей клиентуры попадает даже часть банковских клиентов.
- Можете ли вы «нарисовать» портрет среднестатистического заемщика «Домашних денег»? Чаще это мужчина или женщина? Какого возраста?
- Аудитория «Домашних денег» достаточно широкая. Это люди с доходом менее 30 000 рублей на семью. Часто они имеют неподтвержденный доход, испорченную кредитную историю или вообще не имеют таковой. Именно поэтому такие люди становятся нашими клиентами – сектор микрофинансирования слабо пересекается с банковским. Недавно мы провели совместное исследование с Национальным бюро кредитных историй – самым крупным бюро кредитных историй в стране. В ходе исследования выяснилось, что пересечение аудиторий у нас с банками всего 25%.
Если говорить о возрасте наших заемщиков, то диапазон здесь составляет 25-45 лет. Наиболее часто нашими клиентами становятся женщины 34 лет.
- Для ваших клиентов такие займы – возможность «перехватить денег» перед получкой или же это более серьезные проекты?
- Мы занимаемся аналогом потребительского кредитования, поэтому средний срок займа у нас составляет год, средняя сумма – 25 000 рублей. Это не деньги до зарплаты. Это деньги на ремонт, покупку бытовой техники.
Сегмент «денег до зарплаты», или pay day loans в микрофинансировании действительно существует. Там средний срок выдачи составляет от 1 до 4 недель, и средний чек – 7 тысяч рублей. Принцип начисления процентов у нашего сегмента тоже немного разный: у нас это в среднем – двойная переплата. У микрофинансовых организаций, занимающихся выдачей денег до зарплаты, ставка составляет примерно 1,5-2% в день.
В российском микрофинансировании развивается еще третий сегмент – классическое микрокредитование для малого и среднего бизнеса. В нашем холдинге такую услугу предоставляет компания «Финотдел». Там средний чек составляет около 300 тысяч рублей, средний срок – 1,5 года.
- Вы упомянули, что имеете дело с «плохими клиентами» по банковским меркам. Что для вас является гарантом того, что люди добросовестно будут выплачивать задолженность по кредиту, а не испортят свою кредитную историю еще раз?
- Деньги мы выдаем не всем подряд. Если говорить про общую конвертацию, то она составляет 35%. Это примерно 4 из 10 человек. Выдача займа происходит только после визита агента домой к клиенту. Агент производит визуальный скоринг жилища потенциального заемщика: смотрит, обжита ли квартира, не снял ли ее человек на пару дней, чтобы набрать кредитов во всех возможных организациях, сколько человек проживает здесь. После этого агент принимает решение о том, можно ли выдать кредит и на какую сумму заемщик может получить деньги.
У нас практикуется еженедельное погашение, в среднем платеж составляет 1000 рублей. Каждую неделю агент встречается с клиентом и забирает платеж. Клиент находится в постоянном контакте с сотрудником «Домашних денег». Это позволяет держать регулярную связь с заемщиком. Кстати, примерно 50% агентской сети – это наши бывшие хорошие клиенты.
- У «Домашних денег» нет офисов. Как вас находят клиенты?
- Через стандартные маркетинговые каналы – федеральную телевизионную рекламу, интернет-маркетинг, sms-маркетинг, печатные объявления. Кроме того, наш клиент может порекомендовать услуги компании другим людям, и у него уменьшается долг. И недавно мы дали возможность нашим агентам привлекать клиентов самостоятельно.
- Каков процент просрочек в сфере микрокредитования?
- Мы отслеживаем не столько просрочку, сколько дефолтность клиента. Это показатель, определяющий, сколько из тех займов, которые мы выдали сегодня, через год будет в просрочке 90+. Такой показатель считают и банки.
Наша модель работы говорит о том, что клиент, который даже два месяца не осуществляет выплаты, по-прежнему может являться хорошим клиентом, и после проблемного периода продолжит выплаты по графику. Если взять среднюю статистику выплат, то клиент гасит долг за год и два месяца. Два месяца из этого срока он находится в просрочке. Для банка такой клиент практически дефолтный, для нас он остается в категории благонадежных заемщиков.
Если говорить непосредственно про дефолт, то у «Домашних денег» он составляет порядка 30%. Для нашей бизнес-модели это нормально. В классическом микрокредитовании дефолтность в два раза ниже.
- Такие высокие показатели дефолтности расходятся с представлением о сверхдоходах микрофинансовых организаций…
- Сверхдоходы микрофинансовых организаций – это вообще миф. Помимо высокой дефолтности, а вместе с тем постоянным совершенствованием дорогостоящих скоринговых систем, стоимость привлеченных денег для микрофинансовых компаний выше, чем для банков. Для нас деньги стоят порядка 20-21%.
Добавьте к этому расходы на зарплату для большого штата сотрудников. Ведь мы, ко всему прочему, серьезный работодатель. У нас больше полутора тысяч штатных сотрудников и около 4 тысяч агентов. А это огромные вложения в организационную структуру. Зарплатный фонд нашей компании составляет порядка 115 млн рублей ежемесячно. Одних только страховых выплат мы выплачиваем почти 30 млн рублей.
Компания «Домашние деньги» существует с 2007 года и только в 2013 году она смогла выйти на уровень безубыточности.
- В этом году было принято несколько законодательных инициатив, которые должны повлиять на финансовый рынок, в том числе и на рынок микрокредитования. К чему, на ваш взгляд. должны привести эти изменения и будут ли они вообще заметны участникам рынка микрофинансирования?
- Изменения происходят, и серьезные. В 2013 году рынок был хаотичен, теперь он приобретает четкую структуру. Регулятором рынка микрофинансирования стал ЦБ РФ, где создано отдельное управление по работе с микрофинансовыми организациями.
Что касается изменений в законодательстве, то, во-первых, была отменена упрощенная система налогообложения. Теперь все финансовые компании так же, как и банки должны формировать резерв. По «упрощенке» создание резервов не предполагалось.
Кроме того, вступил в силу закон о потребительском кредитовании, под который попало и микрофинансирование. У нас так же, как и у банков, все продукты разбиты на сегменты по сроку, сумме и объему, и в рамках каждого сегмента с 1 января 2015 года будет регулироваться полная стоимость кредита. То есть государством будет выведена средняя полная стоимость кредита на основе анализа кредитных продуктов ста ведущих финансовых организаций. После этого финансовым организациям будет запрещено устанавливать кредитную ставку больше 30% от средней стоимости. Закон абсолютно транспарентный с точки зрения как банков, так и микрофинансовых организаций.
Вводится единая форма кредитной документации - и для банков, и для микрофинансовых компаний.
ЦБ РФ поработал и с «серым рынком», который составляет примерно половину рынка микрофинансирования. В законе о потребкредитовании указано, что любая компания, которая выдает больше четырех займов в год, должна считаться финансовой и быть зарегистрирована либо как микрофинансовая организация, либо как банк. Кроме того, компаниям, не находящимся в реестре, запрещено рекламировать свою деятельность.
Из грядущих инициатив – закон о саморегулируемых организациях, который должен быть принят в осеннюю сессию Госдумы. В секторе микрофинансирования, кстати, уже существует СРО: это саморегулируемая организация «Микрофинансирование и развитие», одним из учредителей которой является компания «Домашние деньги».
Также с регулятором обсуждается инициатива установления минимального уставного капитала для микрофинансовых компаний в размере не меньше полумиллиона долларов и проведение обязательного аудита по российским стандартам бухгалтерской отчетности.
- Как изменится рынок микрофинансирования в 2015 году с учетом изменений в законодательстве, а также меняющейся экономической ситуации?
- На рынке сейчас более 4 тысяч микрофинансовых организаций, но половина объема рынка приходится на 50 крупнейших игроков. Остальные компании не являются крупными игроками. Организации, которые выдавали по 3-4 займа в месяц, скорее всего, в новых условиях бизнес закроют. Думаю, что консолидации возможны на рынке pay day loans, которые выдают маленькие суммы в офисах продаж.
По нашим прогнозам, количество микрофинансовых организаций должно в два раза уменьшиться в 2015 году. Об этом говорит и международный опыт: сейчас ни в одной стране мира нет такого количества микрофинансовых организаций. Микрофинансирование – это не ноу-хау российского рынка. Эта форма финансовой организации есть и в США, и в Европе.
Притока банковских клиентов в сегменте микрофинансирования не стоит ожидать, несмотря на ужесточение подхода банков к выбору заемщиков. Банковские клиенты не хотят брать деньги с двойной переплатой, кроме того, микрофинансовый сектор, как правило, располагает куда меньшими суммами, чем те, которые требуются банковским заемщикам.
Если говорить про влияние кризисных явлений на платежеспособность наших заемщиков, то здесь мы никакого сильного влияния не ожидаем. Наши клиенты в основном – это люди, которые работают в бюджетной сфере и с проблемой выплаты зарплат сталкиваются в последнюю очередь. К слову, это 70% жителей страны. Поэтому по нашим прогнозам к концу 2014 года рынок должен показать рост от 85 миллиардов до 120 миллиардов - примерно на 40%.
Просмотров: 8756
Автор: Мария Мехоношина