Разбираемся, почему предприятия закрывают свои бухгалтерии.
Профессия бухгалтер – один из важных символов 1990-х годов. Конечно, не стоит недооценивать заслуги группы «Комбинация», которая как раз в том время выпустила свой суперхит, но, все-таки, главная причина роста рынка этой профессии – развитие частного бизнеса в новой России.
Эта профессия так быстро видоизменялась и трансформировалась, что сейчас большинство молодых людей точно и не скажут, чем занимаются бухгалтеры – скорее всего, вы услышите что-то вроде «считают зарплаты» или «выдают справки». Сами же работники этой сферы утверждают о скорой смерти профессии. Разобраться в причинах таких заявлений JustMedia.Ru помогла руководитель «Центра бизнес-услуг», бухгалтер в третьем поколении Елена Васильева.
«Эту профессию я помню с детства, – начинает Елена Васильева. – Во времена моей бабушки, например, мне запомнились толпы народу, большие стопки бумаг, амбарные книги, счеты. Бухгалтеры постоянно что-то писали и считали».
Затем в этой сложной профессии случилась настоящая революция – в широком доступе появились компьютеры. По словам Елены, первое время примитивные программы на базе DOS взяли на себя лишь часть работы бухгалтера, но большинство отчетов оставались в бумажном виде, сохранялись походы в налоговую и последующие очереди в длинных коридорах. За последние несколько лет и эти составляющие профессии практически полностью ушли.
«Бухгалтер сейчас – это скорее приложение к программе, нежели полноценный работник. С помощью программ делается уже все: сдача отчетности, учет, даже документы в базу уже загружаются автоматически, не нужно ничего вводить вручную. Это, конечно, хорошо и удобно, но приводит к тому, что молодые бухгалтеры уже не способны к самостоятельной работе и глубокому анализу. Чего уж далеко ходить, я встречала бухгалтеров, которые даже столбиком посчитать не могут!», – сокрушается Елена Васильева.
По словам эксперта, еще через несколько лет малому предприятию в принципе не нужны будут профессиональные бухгалтеры, достаточно будет лишь сотрудника, способного нажать кнопку «Обработать». Многие же настоящие специалисты рискуют остаться без работы.
«Безусловно, крутой финансовый аналитик, который будет выстраивать денежные потоки, определять налоговую политику, на крупном предприятии будет по-прежнему нужен. Но держать бухгалтерию в привычном нам варианте будет просто невыгодно, когда проще купить программу, и настроить ее под свои запросы», – продолжает Елена Васильева.
Еще один интересный момент – как малый бизнес зачастую относится к позиции бухгалтера. Елена приводит в пример одну из своих знакомых, которая владеет небольшой парикмахерской. Девушка, не имея какого-либо профильного образования, приобрела одну из программ для бухгалтеров, и самостоятельно ведет все свои бумаги. Впрочем, даже разбираться в программах теперь совсем необязательно.
«Меня сейчас очень впечатляет работа банков, которые занялись бухгалтерией. Теперь малому бизнесу в принципе не нужен бухгалтер, достаточно в банке платить за РКО (расчетно-кассовое обслуживание), и вам предоставят сервис по заполнению всех деклараций и документов», – объясняет Елена.
Также «угрозу» вакансиям бухгалтеров на предприятиях представляют аутсорсинговые компании. Многие фирмы уже сейчас предпочитают, чтобы их дела велись сторонней бухгалтерией, так как объема работы для штатного сотрудника не хватает. Крупные компании, зачастую, прибегают к другому варианту – содержат небольшой штат бухгалтеров, а какую-то часть работы, например, расчет зарплат, отдают на аутсорсинг. По мнению Елены Васильевой, аутсорсинговые компании продолжат захватывать рынок – все идет к тому, что услуги подобных фирм будут доступнее с каждым годом.
«Один из главных плюсов аутсорсинга – это ответственность компании. Компания отвечает за каждый сданный отчет, и все возможные претензии будут адресованы именно аутсорсинговой компании. К тому же в договоре прописывается множество условий, например, функции, коммерческая тайна, порядок расторжения договора. А обычный штатный бухгалтер отрабатывает две недели, встает и уходит, бросив все дела и повлиять на это нельзя», – говорит опытный бухгалтер.
Елена Васильева добавила, что рынок аутсорсинговых компаний – один из самых больших в Екатеринбурге. В данный момент, в городе есть уже около 400 компаний, предоставляющие подобные услуги.
Просмотров: 6143
Автор: Игорь Труш
Фотограф: Владислав Бурнашев