Интервью JustMedia.ru с заместителем председателя комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга.
Несмотря на нестабильное экономическое положение в стране и резкое снижение доходов населения, обещанного рядом экспертов вымирания торговых центров в Екатеринбурге не произошло. Конечно, некоторым из них приходится довольно тяжело — стало меньше арендаторов, снижается посещаемость, но уходить с рынка никто не собирается. Более того, в городе продолжают возводиться и открываться новые объекты.
О том, какие объекты появятся в столице Урала в ближайшие два года, почему крупные бренды отказываются от бутиков в пользу островных точек и чего не хватает некоторым действующим ТЦ для полного успеха, читайте в интервью JustMedia.ru с заместителем председателя комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Натальи Фирстовой.
—Наталья Витальевна, как сегодня себя чувствуют торговые центры? Улучшилась ли ситуация по сравнению с прошлым годом?
—По-разному, учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию. Но мы не говорим про кризис. На мой взгляд, для торговых центров Екатеринбурга такого слова не существует. Для наших собственников ведение бизнеса — это постоянная системная работа: поиск новых идей, операторов. В сегодняшних условиях необходимо еще раз посмотреть на концепцию объекта, арендаторов, понять, что можно и нужно предложить потребителю.
Есть, конечно, минусы. Например, сокращение программ развития и уход с рынка ряда федеральных и международных сетей. Однако на их место приходят местные производители. Открываются концептуальные брендовые магазины российских и уральских дизайнеров. Можно сказать о том, что процесс импортозамещения уже идет.
«Хороший вкус» начал открывать на островных зонах торговых центров свои точки. Раньше они были производители-поставщики, теперь пробуют себя в качестве продавцов. Конечно, с одной стороны, это дополнительные затраты на оборудование, персонал, аренду места, но с другой — это удачный маркетинговый ход, позволяющий напрямую получать обратную связь от покупателей.
—Вы сказали, у всех дела идут по-разному. Есть ли объекты, которые находятся на грани закрытия?
—Нет, таких нет. Есть, конечно, ТЦ, у которых ситуация не очень хорошая по объективным причинам, например, как у «КомсоМОЛЛа» из-за проблем с транспортной доступностью. Сейчас ситуация нормализовалась, и надеюсь, что торговый центр заработает в полную силу. Есть такие, как ТЦ «Свердловск» на Героев России, 1, где пока тяжело идет формирование пула арендаторов. Наполняемость хорошая, но пока не видно единой концепции. Сейчас там разнообразный набор арендаторов. Часть из них пришла с первых этажей жилых домов, в связи с очень выгодными условиями в данном торговом центре по арендной ставке.
—Что происходит в узкоспециализированном сегменте ТЦ? Знаем, что в здании «Кортео», например, планируется открыть торговый центр для творческих людей.
—Узкоспециализированные объекты нужны, именно за ними будущее. Просто потребители еще не до конца поняли преимущества данного формата. Простой пример — ТЦ «Сила воли»: очень хороший, интересный формат торгового центра, с продуманной концепцией и наполнением, расположен в удачном месте. Но период реконцепции совпал с объективными факторами, о которых мы говорили выше. Сегодня торговый центр больше ориентирован на профессионалов. Возможно, проведение мероприятий, воплощение планов продвижения объекта привлечет больше посетителей.
—Вы говорите про отсутствие интерактива?
—Да. Возможно, необходимо дополнить объект товарами иного ценового сегмента, проводить мероприятия для семейной аудитории, то есть сделать торговый центр общедоступным. Но я, опять же, сужу с точки зрения потребителя. Управляющие объектом видят по-своему, они руководствуются маркетинговыми исследованиями, опытом, придерживаются намеченного плана. У торгового центра очень правильное, на мой взгляд, название, — «Сила воли».
К слову, в Екатеринбурге хорошая команда управляющих компаний. Наши объекты по качеству, интерьеру, управлению, концептуальной проработке ничуть не уступают ТЦ Москвы или даже европейских городов. Но не все зависит от управления. Новых современных, в том числе узкоспециализированых, форматов в городе не добавляется. Это связано с тем, что пока нет предложений от операторов. Тема универмага очень давно рассматривается в Екатеринбурге. Под эту концепцию строился «Кристалс».
На мой взгляд, есть потенциал по развитию специализированного торгового центра «БУМ». Место это любят те, кто шьет и кто предпочитает индивидуальные вещи. Например, можно собрать на этой площадке местных модельеров, то есть организовать своего рода «дом мод». Я думаю, что это стало бы прекрасной фишкой данного объекта. Почему бы не открыть здесь школу портных? Это было бы очень актуально для женщин в декрете, неработающих людей и пенсионеров. Развитие сферы услуг повышает привлекательность любого торгового объекта.
—Сколько ТЦ откроется в этом и следующем году, что это за объекты?
—Вторая очередь «Максидома», где будет развлекательная составляющая. Рассматривается вариант открытия кинотеатра. В планах — открытие интерьерного центра «Аструм». Сроки пока переносятся из-за проблем с финансированием. Достраивается вторая очередь «Кировского» на Сиреневом бульваре. Активно ведется строительство пятой очереди «Гринвича». Сдан ТЦ «Академический» на пересечении улиц Краснолесья—де Геннина. «Атомстройкомплекс» строит ТЦ для охотников и рыболовов на проспекте Космонавтов, мне эта тема кажется очень интересной. Планируется открытие «Ленты » на дублере Сибирского тракта и в Академическом. Возможно, в городе будет и третья «Лента».
Сегодня на рынке прослеживается тренд диверсификации бизнеса: девелоперы, которые занимались строительством жилья, теперь возводят и управляют, причем успешно, торговыми объектами. Так, компания «Стройтэк» строила объекты торговой недвижимости (гипермаркеты, автосалоны), а сейчас завершила ТЦ «Академический» и будет им управлять. «Атомстройкомплекс» (дочерняя компания) управляет «Стрелкой» и ТЦ «Октябрь».
—Будут ли реализованы заявленные ТЦ «Гагарин МОЛЛ», «Олимп» и «Июнь»?
—Реализация проекта «Гагарин МОЛЛ», который уже поменял свое рабочее название, перенесена на неопределенное время. Мэрия рассматривала эскизный проект ТЦ, к которому были серьезные вопросы по транспортной доступности. О дальнейшей судьбе объекта можно судить только на основании информации из общедоступных источников, потому как разрешения на строительство теперь выдает свердловский минстрой.
«Олимп» должен был появиться на Кольцовском тракте, сейчас в этом микрорайоне возводится жилой комплекс. Объект торговли в новом микрорайоне будет, но в каком виде и с каким названием, пока сказать трудно. Проект торгового центра с парком развлечений планируется в районе «Пробизнес парка».
—На прошлом градсовете рассматривали эскизный проект гипермаркета «Окей» и парка на Ботанике. Резко против проекта высказался Григорий Мазаев, заявив, что торговых объектов в микрорайоне и так много. Как считаете, нужен ли там еще один мини-ТЦ?
—Торговли в городе хватает, а вот благоустроенных зеленых зон — нет. В Москве не забывают про это и создают хорошие парки, зеленые пространства, куда люди могут сходить отдохнуть, погулять.
Сам формат гипермаркета «Окей» мне нравится: хорошее обслуживание, оформление, наполнение. Возможно, необходимо использовать для данного участка формат, который «Окей» еще не реализовал в нашем городе — только гипермаркет, без галереи. Надеюсь, что решение будет найдено, учитывая мнение жителей и бизнеса.
Вообще, сетевики в последнее время радуют. Так, «Пятерочка» сняла все витражи и баннеры, открыла витрины, поменяла оборудование, поработала над чистотой. Однако я уже давно поняла, что очень многое зависит не от самого бренда, а от директора конкретного магазина. И с этим надо работать.
—Что происходит с наполняемостью объектов, много ли площадей пустует? И чем они заполняются? Не пора ли делать более мелкую нарезку, как это несколько лет назад начали делать в деловых центрах?
—За прошлый год, по нашим данным, было открыто 690, закрыт — 471, поэтому пока идет прирост. Больше, конечно, закрывается непродовольственных магазинов и, напротив, открываются продовольственные, в том числе специализирующиеся на торговле алкоголем.
Огромные, как раньше, помещения не берут. Магазины бытовой техники и одежды в условиях перехода продаж в онлайн сокращают площади. Все зависит от ассортимента товара и количества товарных позиций. Прежде всего, покупателю должно быть удобно и комфортно совершать выбор товара и делать покупки или получать услугу. Не стоит сокращать площади за счет ширины проходов и размещения товара на полках выше роста человека, это точно не добавит продаж.
Некоторые сетевые операторы, сокращая ассортимент, закрывают магазины в галереях торговых центров, перемещаясь на островные прилавки. Честно говоря, мне этот тренд не очень нравится. В торговых центрах должны оставаться места общего пользования, где покупатели могут отдохнуть, посидеть.
—Со временем ТЦ изменяются: сначала в них появился общепит, потом развлекательная составляющая. За чем будущее этого сегмента, куда смещается тренд?
—Сегодня торговый центр — это далеко не торговля, а место отдыха, досуга, встреч, занятий спортом. И только потом шоппинг. В ТЦ активно открываются фитнес-центры, меняется формат предприятий общественного питания. К фуд-кортам добавляются концептуальные рестораны и кафе. Помимо кинотеатра и боулинга, появляются целые детские парки. Яркий пример — «Фэнтазиград» в ТРЦ « Гринвич», батутный парк в «Алатыре», Happylon в «Радуга Парке».
В данный момент обсуждается вопрос размещения в торговых объектах выставочно-музейных проектов. Это интересная тема, но пока в адрес руководства ТЦ таких предложений не поступало. Учитывая профессионализм управляющих торговыми центрами Екатеринбурга, о котором я говорила выше, уверена, что в городе появятся хорошие концептуальные проекты, уникальные услуги, и не обязательно в новых объектах.
Просмотров: 7768
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Василий Гришин