Повышение цен может выйти боком уральским бизнесменам. Местные производители продуктов боятся падения спроса и банкротства

По прогнозам уральских производителей, по итогам года цены на некоторые товары могут вырасти на 30%.

Повышение цен может выйти боком уральским бизнесменам. Местные производители продуктов боятся падения спроса и банкротства
Повышение цен может выйти боком уральским бизнесменам. Местные производители продуктов боятся падения спроса и банкротства

Уральские производители хлеба, молочной и мясной продукции повысили стоимость своих товаров в конце прошлого года в среднем на 5-10%. Однако это не смогло перекрыть выросшие из-за резкого курса валют расходы на сырье и упаковку. В связи с этим в ближайшее время цены на местную продукцию могут вырасти еще. По прогнозам экспертов, по итогам текущего года отдельные категории товаров могут подорожать на 20-30%, а если евро и доллар не перестанут расти, то, возможно, и сильнее.

 

Сами производители цены повышать не хотят, потому как спрос на их продукцию и так начал падать, а дальнейшее повышение только усугубит ситуацию. Это, в свою очередь, может заставить местные предприятия по-другому сокращать свои издержки. Самый безобидный способ  — это снятие с производства некоторых категорий товаров. Однако могут быть и более серьезные — сокращение прибыли компании, увольнение сотрудников и даже закрытие.

 

Себестоимость сырья растет из-за валютных скачков и спекуляции посредников

 

Валютные скачки и спекуляции посредников серьезно повлияли на себестоимость сырья для местных производителей. Отдельные категории товаров выросли в цене почти в два раза.

 

По словам директора пекарни «На Вишневой» Анатолия Павлова, сегодня на рынке нет ингредиентов, которые бы не поднялись в цене. Меньше всего — на 28% — увеличилась стоимость яйца. Изюм стал дороже на 120%. Мука высшего сорта, по сравнению с апрелем прошлого года, подорожала на 73%, ее цена составляет сегодня в среднем 20,7 рубля за килограмм. Маргарин вырос в цене на 56-68%: если раньше первый сорт стоил 46 рублей, то сегодня уже 78. Цена маргарина высшего сорта подросла с 57 почти до 90 рублей.

 

«Упаковка, этикетка — импортные товары. Их стоимость повышалась за курсом доллара и евро. На 15% подорожали даже картонные коробки, в которых мы перевозим продукцию, хотя нам поставляют их пермские производители. Оказывается, это связано с тем, что при их производстве используется импортный клей», — говорит Анатолий Павлов.

 

Слова Павлова подтверждают и другие эксперты рынка. Так, по словам руководителя одного из крупных хлебозаводов Свердловской области, за последние несколько месяцев только цена муки в себестоимости одной булки хлеба выросла на 2,5 рубля.

 

«По сравнению с весной, пиковый низ муки вырос примерно на 50%, что в денежном эквиваленте составляет примерно 8 рублей. То есть, если тогда килограмм этого продукта стоил 12-14 рублей, сейчас — уже более 20», — отмечает собеседник JustMedia.

 

 

По словам Анатолия Павлова, ряд поставщиков-посредников откровенно занимается спекуляцией на рынке. Чтобы бороться с этим явлением, производители начинают объединяться и брать необходимые товары напрямую у завода-изготовителя. Так, например, недавно, скооперировавшись, несколько уральских производителей привезли фуру с упаковкой из Китая. Однако посредники не готовы так просто распрощаться со своей прибылью.

 

«Начали брать маргарин напрямую у производителя. Экономия — 20 рублей с килограмма (35%). Посредник поставил производителю ультиматум: или я, или они. Понятно, что нам отказали в отгрузке. И мы опять вынуждены брать у посредника», — говорит Анатолий Павлов.

 

Еще одна причина роста цен  плохое уральское лето

 

Помимо валютных скачков, на себестоимости местных продуктов сказалось и плохое качество урожая. Из-за чего производителям мяса и молока пришлось добавлять в рацион животных дополнительные корма, а значит, увеличить свои расходы.

 

По словам исполнительного директора НП «Союз животноводов Урала» Елены Стафеевой, корма, которые заготовили крестьяне в 2014 году, хуже, чем в 2013 году. Снижение качества связано с неблагоприятными погодными условиями. В летний период зерновым культурам не хватало тепла и света, из-за чего корма не накопили определенное количество питательных веществ.

 

«Раз качество хуже, то для сохранения существующего сегодня высокого уровня надоев приходится покупать какие-то добавки. Все корма подскочили в цене минимум на 20%. Некоторые позиции, например, протеиновые и энергетические корма, еще больше. В структуре себестоимости продукции корма занимают около 50%. Кроме этого, подорожали и другие расходные материалы: медикаменты, фермопродукты. Колоссально в цене выросли техника и комплектующие, потому что они в основном импортная», — говорит Елена Стафеева.
 

 

Эксперт также отметила, что в следующем году ситуация с кормами может быть еще хуже, потому как крестьянам не на что закупать семена для посевной, а кредиты для них становятся практически недоступны.

 

«Мы серьезно попали. Во-первых, вызывает сомнение осуществление инвестиционных проектов. С учетом сложившейся ситуации нужно пересчитывать сроки их окупаемости, но из-за плавающих цен сделать это очень трудно. Второй вопрос: заготовка кормов на 2016 год. В апреле-мае начнется посевная, которая, как для сельского хозяйства, так и для производителей, — это вопрос жизни и смерти. Не посеял, и убирать будет нечего. И тут перед нами довольно остро встал вопрос с кредитами. Наверное, получить их можно, но только под очень высокий процент», — рассказала JustMedia Елена Стафеева.

 

В связи с возросшими затратами поставщики молока и мяса с начала года увеличили отпускную стоимость своего сырья в среднем на 10%. И, по прогнозам экспертов, это не последнее повышение.

 

Цены на местные продукты по итогам года могут вырасти на тридцать процентов

 

Вслед за поставщиками свои отпускные цены для торговых сетей подняли и местные производители. Несмотря на это, по заверениям экспертов, с начала года цены на молочную и мясную продукцию в свердловских магазинах практически не изменились. Однако радоваться рано, потому как стоимость продуктов может начать расти уже в феврале и продолжит это делать в течение всего года.

 

Так, молочная продукция, по прогнозам председателя «Союза предприятий молочной промышленности Свердловской области» Игоря Пехотина, в течение 2015 года может подорожать на 30%. Но увеличение цен будет происходить постепенно — на 5-6% ежеквартально.

 

«Поставщики молока собираются поднять свои цены примерно на треть. И мы не в силах повлиять на этот процесс. 20% переработки — импортные продукты, в числе которых ингредиенты или упаковка, которые вслед за курсом евро выросли практически в два раза. В связи с этим и мы будем вынуждены поднять отпускную цену, хотя постараемся сдерживать ее до последнего. Потому что если этого не делать, то покупательский спрос может достигнуть определенного дна, после которого начнут снижаться продажи, чего бы нам не хотелось. В вопросе сдерживания цен товаропроизводители и переработчики рассчитывают на максимальную поддержку со стороны государства», — говорит Игорь Пехотин.

 

 

О намерении в ближайшее время поднять свои цены заявили и производители хлебобулочных изделий. Однако рост будет не таким высоким. Этот процесс будут сдерживать, во-первых, государство, во-вторых, высокий уровень конкуренции и в-третьих, как уже говорилось выше, покупательская способность.

 

«Рентабельность хлебных предприятий и так низкая — всего 3-4%. Если не поднимать цены, то предприятия начнут закрываться. Десять лет назад список хлебозаводов мелким шрифтом занимал целый лист. Сегодня он умещается на пол-листа и напечатан крупным шрифтом. За последние три месяца мы увеличили отпускную стоимость одной булки хлеба на 1,6 рубля и будем продолжать этот процесс. Хотя, конечно, уровень повышения цен не будет пропорционален росту себестоимости сырья. Для этого нам придется ужаться, экономить на всем чем только можно, но сокращать людей мы не намерены», — говорит руководитель одного из крупных хлебозаводов Свердловской области.

 

Дальнейшего повышения цен не исключают и производители мясной продукции. Однако так же, как и все остальные участники данного рынка, они боятся дальнейшего снижения потребительского спроса в связи с этим. По словам генерального директора ЗАО комбинат пищевой «Хороший вкус» Михаила Смолякова, в прошлом году, вслед за ростом цен на мясную продукцию, произошло снижение продаж по всем категориям. Если поднять цены еще на 30-40%, то люди могут перестать покупать данную продукцию и перейти на другие, более дешевые, виды продовольствия. Такие примеры в истории России уже были.

 

Так, в отдельные годы потребление мясных продуктов снижалось в два раза — со ста килограммов на душу населения до 42-х. В случае, если такая ситуация повторится, то производителям придется сокращать объемы производства и численность штата.

 

«У нас, как и у всех местных производителей, часть сырья поступает из-за границы, поэтому оставить цены на прежнем уровне мы не смогли. Никаких других резервов для того, чтобы компенсировать возрастающие затраты, кроме повышения отпускных цен, у нас нет. Мы и так ежедневно работаем с себестоимостью и расходами на транспортировку, электроэнергию. Мы уже подняли цены 10% и можем сделать это снова, но насколько — прогнозов давать не буду. Мы бы сами хотели снизить стоимость, потому что понимаем, что жизненный уровень людей вслед за нашими ценами не растет», — говорит Михаил Смоляков.
 

 

Падение продаж отмечают и производители хлебобулочных изделий. По словам Анатолия Павлова, с ноября продажи только его продукции просели на 12%.

 

Четыре способа остановить рост цен на продукты

 

Уральские сырьевики и производители считают, что остановить рост цен на продукты можно четырьмя способами. Первый — финансовая поддержка предприятий государством. Второй — постоянные проверки компаний сотрудниками надзорных органов. Однако такой способ может привести к негативным последствиям и закрытию ряда предприятий в сегменте малого и среднего бизнеса.   

 

Третий способ — урезать нормы прибыли, причем как со стороны поставщиков, так и производителей.

 

«Мы готовы урезать нормы прибыли с 5 до 1 процента годовых. Сырьевики сокращать прибыль не хотят. Они нас даже не ставят в известность, а просто привозят следующую партию уже по новым ценам, и что хочешь, то и делай. Приличные поставщики предупреждают о повышении недели за две. Обратная ситуация с поднятием цен с нашей стороны. Чтобы это сделать, я должен предупредить торговые сети о своих намерениях за 90 дней», — говорит Анатолий Павлов.

 

И, наконец, последний вариант выхода — это контроль торговых наценок в магазинах. По словам одного из собеседников JustMedia, сети не дают производителям повышать цены, но сами их с удовольствием накручивают. Нередко на отдельные группы товаров наценка составляет от 40 до 60%. Но, как отмечают местные производители, сделать они с этим ничего не могут, потому как у кого полки — тот и прав.

 

Другие участники рынка не замечали за местными и федеральными сетями таких высоких наценок.

 

«Я не замечаю, что сети наглеют. Мы постоянно контролируем торговые наценки на свою продукцию. Не дает повышать цены высокий уровень конкуренции среди сетей. Они буквально наступают друг другу на пятки», — говорит руководитель одного из крупных хлебозаводов Свердловской области.

 

 

С тем, что конкуренция не дает владельцам магазинов сильно повышать торговые наценки, согласен и президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин. По словам эксперта, на сегодняшний день существуют минимальные наценки — от 5 до 10%. Они применяются к товарам, которые реализуются по акции. Если продукт без желтого ценника, то уровень наценки зависит от категории товара и целевой аудитории, на которую она рассчитана. Наценка на социально значимые продукты, например, на молочную продукцию, составляет 12-15%. На бакалею и консервацию — 25-30%, на пиво — 20%, на коньяк — 30%.

 

Однако, по словам собственника одной из крупных уральских сетей, пожелавшего остаться неизвестным, на рынке существует еще и третий вид наценки — минусовая. Обычно таким маркетинговым ходом пользуются дискаунтеры.

 

«Какое-то время, а возможно и сейчас, «Пятерочка» продавала бананы и ряд других ярких или социально-значимых продуктов ниже себестоимости на 3-4 рубля. Это отличный психологический прием, потому что люди не могут знать и сравнить цены на все наименования товаров, которых в магазине 4-5 тысяч. А вы сами понимаете, что потребители не приходят в магазин за чем-то одним. В итоге при среднем чеке в 400 рублей торговые сети зарабатывают 60-70 рублей минус 4 рубля за бананы или другой продукт с минусовой наценкой», — говорит источник JustMedia.

 

Кто-то из местных игроков может покинуть рынок 

 

По словам Игоря Пехотина, в сложившейся ситуации кто-то из производителей может не отделаться «легким ранением», а вовсе уйти с рынка. Однако много ли компаний находятся в группе риска, он сказать затруднился.

 

«У меня роскошных издержек никогда не было, сокращать нечего, поэтому, к сожалению, пришлось попрощаться с нового года с 12-ю своими сотрудниками. Также мы отказались от девяти наименований товаров. Например, у нас был швейцарский хлеб. Но, когда закупочная цена сыра, который мы добавляли в хлеб, поднялась с 280 до 650 рублей, мы решили больше не выпускать этот сорт, потому что стоимость готовой продукции так серьезно мы поднять не можем», — говорит Анатолий Павлов.

 

 

Однако есть, по словам экспертов, в сегодняшней ситуации и позитивные моменты. Руководители предприятий стали «реально работать», думать над новыми способами продвижения и сокращения издержек, выстраивать новую модель работы с партнерами по бизнесу и даже конкурентами.

 

«Это может встряхнуть рынок. Сегодня мы видим некий возврат в 1990-е. Снова заработала кооперация», — отмечает Анатолий Павлов.

 

 

Просмотров: 7934

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Анна Семенова, певица:

«Сегодня мы отогреваемся после заморозков и неизвестно, что будет завтра».

четверг, 28 января

Сегодня

-4
-4
-2
-2
Днем
-7
-7
Вечером
Загрузка...