Одна из основательниц бренда «Оахака» рассказала о том, благодаря чему ее бизнес пережил этот непростой год.
В Екатеринбурге малый и средний бизнес только вздохнул с облегчением после двух лет пандемии, как очередные проблемы не заставили себя долго ждать. Западные санкции, скачки курса доллара, а вслед за ними изменение логистики и сокращение бюджетов вновь потребовали от предпринимателей приспосабливаться к новым условиям.
О том, как малый бизнес смог преодолеть эти испытания в интервью JustMedia.ru рассказала одна из основательниц фирмы шоколадных подарков «Оахака» в Екатеринбурге Юлия Мокерова.
—Начало 2022: какова была ситуация на рынке? Какие планы и надежды были на этот год?
—Начало 2021 года, по сравнению с предыдущими годами, было напряженным. Было непонятно, как будет развиваться ситуация после самых первых шоковых локдаунов. К началу 2022 года ситуация прояснилась. Я бы даже сказала, что наш рынок как-то приободрился и стал более живым. Обычно в начале года отмечается некоторое затишье после новогодних праздников, а здесь, напротив, мы увидели оживление со стороны клиентов. Ярко выражался спрос на подарки к гендерным праздникам в корпоративном сегменте. И это удивило. Поэтому начало 2022 вселило надежду, что ситуация и дальше будет так или иначе развиваться в лучшую сторону.
—Как на деятельности фирмы отразились события февраля-марта?
—Несмотря на известные мировые события и санкции, рынок шоколада и сырьевая его составляющая серьезно не пострадали. Какао-продукты производятся не в европейских странах, а в Латинской Америке, странах Юго-Восточной Азии. Небольшое затишье отмечалось в конце первого квартала 2022 года. Чувствовалось определенное напряжение, связанное с тем, что было непонятно, как будут развиваться события. Но, например, сравнивая эту ситуацию со временем пандемии и первых локдаунов, — несопоставимо легко прошел этот период.
Да, были сложности. Во-первых, из-за скачков доллара, так как сырьевая составляющая все-таки импортная. Во-вторых, изменились некоторые логистические схемы. Логистическое плечо удлинилось, особенно в самом начале. И это тоже потребовало определенных изменений. Все негативные последствия были связаны именно с этими двумя аспектами. Но уже к началу лета все улеглось. Цены на сырье выровнялись, хотя они, безусловно, выросли. И речь не только про стоимость какао, но и сопутствующую продукцию: ягоды или упаковку для мелкоштучной фасовки, которая закупалась и производилась в Европе. Вот эти тенденции напрягли рынок, но к началу лета он адаптировался. Все продолжают работать. Я не знаю на рынке серьезных игроков, которые сократили объем производства или закрылись.
—Как вы адаптировались к новым условиям?
— У нас три целевых сегмента: юрлица, физлица и дилеры, то есть те, кто перепродает нашу продукцию на своих площадках. Последних двух не так много. Основа — это корпоративный сегмент. И когда возникло это напряжение, все сразу же начали звонить нам с вопросами из разряда: «Что у вас с ценами? А можно ли купить заранее?». Но, если честно, то заранее никто так и не купил. То есть возникла небольшая такая паника. Хуже было как раз в пандемию, когда все закрылось и ничего не продавалось. Все остановили деятельность в ожидании того, что же там будет дальше?
Пандемия нас простимулировала к систематизации основной линейки. До этого она была большая и, я бы даже сказала, хаотичная. И если до пандемии это работало, и люди готовы были сидеть и выбирать, то, когда возникли сложности на рынке, потребовались быстрые и понятные решения. Линейку мы перестроили, сделали более стандартизированной в части упаковки, фасовки и внешнего вида. Например, драже у нас все одинаковые: в одной упаковке, с одной стилистикой, маркировкой и весом. Это позволило нам, прежде всего, сократить издержки, а также в этих сложных условиях сделать выбор более простым.
Начиная с пандемии также стало очевидно, что необходима автоматизация производства. Конечно, ручной труд прекрасен, он дает тот неповторимый шарм и кривизну, но более эффективной в этих условиях является хотя бы малая автоматизация производства. В этом направлении мы тоже стали активно думать и развиваться.
—Что сегодня волнует производителей, какие существуют проблемы?
—Сегодня никто не ощущает существенных проблем или сложностей с поставками сырья. Главное, что сейчас волнует производителей — это покупательская способность клиентов. Запросов от них меньше не стало, но они уже не готовы платить такую высокую цену за единицу продукции. То есть компании, которые заказывают наши изделия, готовы идти на ухудшение качества ради снижения стоимости. Все заказы, которые в этом году приходят, принципиально с ожиданием более низкого ценника.
—Государство предложило помощь: налоговые льготы, отсутствие проверок. Действительно ли это помогло изменить ситуацию в лучшую сторону?
—Мы воспользовались участием в продвиженческих программах. Они дали нам возможность поучаствовать в мероприятиях, финансируемых со стороны государства. Например, в выставке по итогам конкурса «Вкусы России». Участие в последней потребовало от нас только произвести и привезти нашу продукцию. Все остальное: размещение, склады, присутствие на площадке было для производителей бесплатным. Обычно за участие и аренду стенда требуют больших денег. Например, в ноябре в Екатеринбурге проходила выставка FoodTech Ural. На ней примерная стоимость небольшого стенда составляла от 100 тысяч рублей. Для нас это слишком много, ведь даже чтобы его просто окупить, надо будет прямо сильно попотеть. Плюс участие в выставках в рамках программы «Вкусы России» — это серьезное продвижение. Мы, например, заметили, что в этом году нам пришло много заказов именно благодаря их сайту.
Еще одна льгота, который мы воспользовались, — это отсрочка налоговых платежей. Когда в марте-апреле необходимо было платить налоги и появились проблемы с ценами и скачки курса, для нас это было выходом.
—Как вы считаете: новые условия — это испытание или шанс?
—Мне кажется, что это и то и другое одновременно. Например, учитывая наш опыт, часть клиентов пришла именно к нам, потому что мы наработали определенные компетенции. Почему в этом году у нас все заказы очень большие? Потому что найти производителя такого как у нас мелкого уровня, у которого наработана технологичность, очень непросто. А так как мы к этому интенсивно шли, технологизировали процессы фасовки, упаковки, типизации конфет, то понятно, что, когда мне приходит заказ на 17 000 конфет, я знаю, что даже без высокой автоматизации производства я могу с этим справиться. Это шанс.
Но с другой стороны, были моменты, когда было прямо очень непросто. Но из-за того, что произошло, все партнеры, поставщики, клиенты пошли друг другу навстречу. Например, в пандемию мне позвонил арендодатель и предложил льготные условия аренды, понимая, что если наша компания не выживет, то и он потеряет время и деньги. Заказчики были готовы проплатить заранее часть товара, чтобы мы купили, заплатили и держали для него сырье под Новый год. Кому- то мы пошли на встречу.
—Ваши планы на 2023 год?
—Учесть все полученные уроки и сохранять ту линию, которая есть. Речь о стандартизации и типизации продукта, но не в ущерб уникальности, а для того, чтобы сделать удобным и простым сам процесс выбора и покупки. Ну, и продолжение автоматизации. На рынок, кстати, несмотря на пандемию, выходят две новых компании. У одной из которых, очень большие амбиции и финансы. А, значит, рынок крафтового шоколада живет, и есть куда двигаться дальше.
ФОТО: предоставлено Юлией Макеровой.
Просмотров: 3414
Автор: Екатерина Заикина