Интервью с основателем проекта Школа главного архитектора.
Концептуальны, но вполне жизнеспособны. Именно так оценивает работы выпускников Школы главного архитектора основатель проекта Тимур Абдуллаев. В данный момент подводятся итоги недельной работы школы и обсуждаются основные моменты следующего набора участников.
О том, будут ли реализованы работы участников проекта, насколько они вписываются в пространство Екатеринбурга, а также о том, как ШГА может изменить «коммерческое» мировоззрение девелоперов, в интервью JustMedia.ru с Тимуром Абдуллаевым.
—Тимур Насырович, что для вас было главным в проекте, удалось ли получить нужный результат?
—Мы хотели получить не просто формализованное архитектурное решение, а новую идеологию в отношении развития городских территорий, которая базируется на анализе соцзапроса, социологических исследований, потребностях горожан. Предложенные решения должны быть ценными для развития города. При этом нам важен не только сам результат, но и процесс исследования.
В каждую группу входили архитекторы, дизайнеры, маркетологи, социологи. Это позволило проработать предложенные партнерами кейсы с разных сторон. Кроме того, в команду были включены представители застройщиков, которые все это время участвовали в рабочем процессе.
—Смысл включать в команду застройщиков? Они, конечно, могут послушать мнение ребят, но в итоге победит вариант с большей коммерческой выгодой.
—Партнеры пришли с конкретным, я бы даже сказал — приземленным запросом. Однако, участвуя в работе группы, многие поняли, что их стартовый посыл не всегда убедителен, а значит, надо пересмотреть свое отношение к предложенным территориям. Вместе с ребятами они смогли выработать новое понимание и видение проектов, пересмотреть их в пользу большей гуманизации, если хотите.
Если бы партнеры просто выдали задание и потом в конце процесса увидели итоговый вариант, то они бы не поняли необходимость трансформации первоначального посыла и не разделили общий результат работы как свой собственный.
Мы считаем это хорошим примером продвижения правильных архитектурных идей и принципов в среде девелоперов и застройщиков. Школа главного архитектора — это своего рода инструмент, позволяющий немного поменять и мировоззрение партнеров. Для других участников процесса, студентов и молодых специалистов — это хорошая образовательная программа. Есть и для города плюс. Раскрываются новые нюансы, невидимые грани в отношении возможных сценариев развития для различных городских территорий. И все это не формально, как я уже отмечал ранее, а объективно, на основе разговора с людьми, исследований, обобщения различных данных.
—С партнерами понятно, а как вы отбирали других участников рабочих групп?
—Это был серьезный отбор. Из почти 400 заявок отобрали 75. Было две формы отбора. Архитекторы, дизайнеры присылали свое портфолио, специалистам из других областей предлагалось написать эссе на тему видения города. И дальше оценивали подачу мыслей, насколько они интересны и вообще готовы ли люди делиться ими. Например, были и такие заявки, состоящие из одной строчки с примерно такой информацией: «Я такой крутой, и был бы не против принять участие в вашем проекте». И что из такого ответа можно почерпнуть?
—Будут ли получившиеся проекты реализованы, или все это останется на бумаге? Как вы считаете, можно ли их вписать в городское пространство, при условии, что некоторые из них довольно вычурно выглядят?
—Многие из идей, которые там заложены, вполне жизнеспособны. Конечно, некоторые вещи несколько футуристичны в силу того, что это, во-первых, концепция, во-вторых, это больше студенческие работы. Но мы говорим, что основная ценность этих работ не в формализации, а в принципах, которые там заложены. Получившиеся концепции ни в коем случае нельзя назвать готовым проектом, это всего лишь наброски. Но я думаю, что полученный результат может стать основой для написания правильного техзадания будущих объектов. Если кто-то из партнеров захочет привлечь ребят к разработке проектных решений, то это будет здорово.
—В одном из кейсов ребятам было предложено найти интересные сценарии для благоустройства набережной Исети. Что в итоге получилось?
—Набережная довольно протяженная, и не хочется, чтобы люди использовали ее только как транзитное пространства. Необходимо создать самоценную территорию, на которые людям захочется прийти специально, потому что там есть интересные сценарии. Прежде чем приступить к работе, участники групп посмотрели категории людей, которые в разное время пользуются набережной, кто и какие активности там реализует, какие соцгруппы живут рядом. На основе полученной информации было выявлено определенное количество функциональных зон, проблемных мест, где, например, теряется связность набережной.
В результате ребята не только нарисовали эскизы, но и придумали общее идеологическое наполнение для данной территории Екатеринбурга. А это всегда здорово, потому что когда появляется общая идея, то ответы на многие вопросы приходят сами собой. Уже никто не спрашивает, а почему это нужно было сделать именно так.
—Можно подробнее о предложенных вариантах?
У одной команды основной идеей стал Камертон-парк, где предполагается разная шумовая активность. Есть зона, где жизнь кипит, и она имеет свою амплитуду. На другом участке жизнь затихает. Там нитевидный пульс, и это сейчас действительно так.
Участники другой команды сделали упор на решение проблемы затрудненного трафика. Например, все, кто живут, в Заречном микрорайоне, тратят очень много времени на дорогу, хотя до центра рукой подать. Пешком дойти было быстрее. Возникла идея, что было бы неплохо, если бы человек мог брать велосипед (ездить на своем хотят не все), доезжать до центра за 5 минут и там его оставлять. Создание такого сервиса могло бы сделать район доступнее и привлекательнее, а для партнеров, кто предлагал данный кейс, это очевидный плюс.
Еще одни участники сделали акцент на разработке трех маршрутов: активный, романтический и исследовательский. И это тоже правильно, потому что люди по-разному пользуются набережной. Одни бегают, другие гуляют, третьи — останавливаются у разных достопримечательностей. На основе этого построена и траектория маршрутов: прямых или петляющих рассчитанных на разную скорость перемещения
Все эти решения превращают благоустройство набережной не просто в формальный процесс мощения бехатоном и расстановки лавочек, а создают интересные сценарии восприятия и интересную комфортную среду, которой нам сегодня в городе не хватает.
—Какой вариант близок вам больше всего?
—С камертоном достаточно интересный вариант: есть своя поэзия, определенный шарм. Но это не значит, что все остальные идеи плохие. Мы, конечно, ввели элемент конкурса, но больше для того, чтобы простимулировать участников проекта. А не для того, чтобы сказать, что кто то из участников поработал хуже, а кто то лучше.
—Как часто будет проходить ШГА, и по какому принципу будут готовиться новые кейсы?
—Предварительно, мы планируем, что школа будет производить набор два раза в год — зимой и летом. Но окончательного решения по этому вопросу еще не принято. Кейсы, я думаю, будут, как и в этот раз, формироваться по принципу конкретного запроса с привязкой к определенной территории Екатеринбурга. Очень важно, чтобы это не было решением абстрактных задач. Также считаю, что кейсы должны быть разноплановыми, с непохожими друг на друга задачами. Один должен быть связан больше с архитектурой, второй — с дизайном, третий — с благоустройством. Чем больше разнообразие палитры, тем больше цветов и красок мы увидим в итоговых проектах.
Просмотров: 6386
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Владислав Бурнашев