По мнению эксперта, Свердловской области есть чем привлечь туристов, но мы плохо пиаримся.
JustMedia.ru уже рассказывал о появлении в регионе можно сказать эксклюзивной должности — уполномоченного по туризму Общественной палаты Свердловской области. Во время знакомства с Русланом Щегловым нам удалось обсудить не только наболевший уход из региона RAE, но и уральский туризм в целом. Вообще наш собеседник оказался кладезью туристических познаний, а говорить с ним можно часами, поэтому мы не поскупились на еще одно интервью, в котором расскажем, зачем иностранцам Ельцин и уральские санатории, во что бы китайцы превратили заброшенные свердловские карьеры и кто скупил все земли на Чусовой.
— Уполномоченные по туризму есть далеко не в каждом регионе страны. Почему назрела необходимость появления этой должности на Среднем Урале и в чем специфика вашей работы?
— В идеале должна работать связка: общественники—бизнес—власть. То есть общественники сказали: можно сделать туристический проект, предприниматели тут же скупили участки под него, а правительство предоставило инфраструктуру — построило дороги и провело коммуникации к объектам. Понятно, что предпринимателям нужны туристические потоки, и тут появляемся мы. Уполномоченный занимается в большей степени туристической привлекательностью региона, продвижением его на федеральном и международном уровнях. Кроме того, я вхож в Общественный Совет при Ростуризме, где мы даем экспертную оценку тем проектам, которые приходят из регионов.
— А есть у нас в области успешный пример работы той самой связки, о которой вы упоминаете?
— Область поддержала общественную инициативу — туристический кластер «Река Чусовая». В 2010 году я прописал концепцию развития проекта и привлек к нему предпринимателей. Все земли на Чусовой были скуплены инвесторами. За десять лет увеличился поток туристов с 3-5 тысяч до 25 тысяч человек в год. А если есть туристы, есть налоги, то есть доходы в областную казну. А, значит, можно решать насущные вопросы. Взять ту же Серебрянку. Мало кто знает, что это дорога выводит туристов с самого лучшего маршрута Чусовой. Когда ты сходишь с водного пути на катамаранах и лодках, то отправляешься на Нижний Тагил из Верхней Ослянки через Серебрянку.
— Что вы имеете в виду, когда говорите о кластере?
— Мы, как общественники, планировали включить в туристический кластер всю Чусовую, ведь река соединяет Челябинскую и Свердловскую области, а также Пермский край. Но пока решили начать с малого — определили участок под Нижним Тагилом, куда входит природный парк «Река Чусовая» и продолжили кластер до Первоуральска. Акцент делается на сплавы, но есть и пешие туристские маршруты, а также зимний отдых. Понятно, что это не пляжный туризм, и мы не собираемся конкурировать с турпотоками в Турцию, но с турпотоком в мекку экстрима Новую Зеландию — с удовольствием. Нам нужно сделать что-то среднее между пляжным и экстремальным туризмом — легкий активный отдых.
— Мы говорим об области. А сам Екатеринбург привлекателен для туристов? Мы же понимаем, что в нашем городе развит деловой туризм, но привлечь толпы китайцев с селфи-палками, которые наводняют ту же Европу, нам не по силам.
— Да, деловой туризм — это двигатель остального туризма на Урале. Если человек приехал сюда в командировку, он с удовольствием отправится в путешествие по региону. Но сразу скажу, что Екатеринбург и Свердловская область — это две разные истории. Екатеринбургу проще — это столица УрФО, место скопления офисов крупных компаний, не зря же тут появились БРИК и ИННОПРОМ. Имидж Евроазиатской столицы уже создан и дальше его нужно только развивать.
Другим городам сложнее, у них остается природа и индустриальный туризм. В Пышме благодаря финансовым вливаниям УГМК сделали музей военной техники — один из лучших в России получился. Уважаю такие проекты. Но как они пиарятся? Никак. Как Свердловская область пиарится? Никак. Нет единой имиджевой политики в плане продвижения региона. В Екатеринбурге этим занимается «Столица Урала», а в Свердловской области этим никто не занимается. В последнее время полномочия разделили между областным Центром развития туризма и региональным министерством инвестиций и развития, возможно, министерство внешнеэкономических связей участвует, но единого подхода по продвижению бренда области нет.
В Екатеринбурге появился Ельцин-центр, который дал мощнейший толчок для создания благоприятного международного имиджа региона. Теперь Свердловская область ассоциируется с местом, где начинал свою карьеру Ельцин, и на международном уровне это играет хорошую роль. Сюда реально поехали туристы со всего мира. Хочешь — не хочешь, но если ты находишься в командировке в Перми или Челябинске, обязательно стремишься в эту точку. Борис Николаевич — личность неординарная, но Ельцин-центр, как объект, привлекающий туристов — идеальная точка.
— Но, вы ведь согласитесь с тем, что одним Ельцин-центром в область иностранных туристов не заманить? Или мы не ставим таких задач?
— Как нам конкурировать с достопримечательностями Европы? Главное, чем мы можем привлечь иностранца — это природа, история, легенды и самобытная архитектура — картинки, которые могут глаз порадовать. Но еще раз повторюсь: мы плохо пиаримся. Например, «Самоцветное кольцо Урала» — проект хороший, но раскрутки никакой. Если сейчас выйти на улицу с опросом, то вряд ли кто-то сходу скажет, что это такое. Давайте прямо сейчас проверим. Молодой человек (обращается к сидящему поблизости парню)! Вы отсюда, из Свердловской области?
— Из Челябинской.
— А что такое «Самоцветное кольцо Урала»?
— Не представляю.
— Социологический опрос прошел успешно (смеется).
Развитию туризма способствует правильное позиционирование, правильный территориальный маркетинг. У нас этого нет. В моем понимании, туризм, как отрасль экономики, для правительства Свердловской области не привлекательна. Есть более выгодные направления, в которые сегодня можно быстро вложиться и получить практически мгновенный финансовый эффект.
— Почему власти не используют потенциал Уральских гор? Они, конечно, старые и небольшие, но их можно адаптировать под учебные тренировочные площадки для горнолыжников — такая всероссийская или всемирная горнолыжная школа?
— Урал – это «горы, растущие вниз». Речь идет о карьерах. Поверьте, они привлекают к себе внимание туристов не меньше, чем горы. По всему миру карьеров не так много и посмотреть на них съезжаются люди со всего света. Вот, что нужно использовать по полной программе. Китайцы, например, строят в карьерах безумно красивые гостиницы с водопадами — шикарные проекты, от которых я в восторге. Во всем мире это сумасшедшая туристическая привлекательность.
— А можете сказать, какой туризм сегодня действительно развит на Среднем Урале?
— Санаторный. Да, сегодня горожане привыкли летать на отдых в Турцию, но если им дать такой же качественный туризм здесь, то им необязательно будет отправляться на море. Есть иностранные компании, которые скупают санатории по Свердловской области и переводят их на более качественный уровень. Первые проекты должны вот-вот появиться.
— Не получится ли так, что пребывание в этих санаториях окажется дороже, чем путевка в ту же Турцию? Мы же привыкли, что перелеты по России дороже, к примеру, перелетов из России в Европу.
— Не получится. Поверьте, тот, кто этим целенаправленно занимается, понимает, как устроен рынок и обязательно найдет своего потребителя. Ни один санаторий в области не простаивает, все забиты до отказа.
— В самом начале беседы мы говорили о кластере «Река Чусовая». Это проект регионального масштаба, а есть ли идеи, которые вы, как общественный омбудсмен, собираетесь реализовать на городском уровне?
— Близится 300-летие Екатеринбурга. В Общественной палате мы создали рабочую группу «Екатеринбург 300», в которой собираем и обсуждаем общественные инициативы, лучшие из которых предлагаем реализовать к юбилею города. Есть инициатива, которую мэрия и область уже поддержали. Это проект по открытию второй плотины Верх-Исетского завода. Опять же наша общественная инициатива. Скоро набережная в этом районе города преобразится, уже объявлен конкурс проектов. Мы предложили открыть территорию старого завода ВИЗ и сделать там большую туристскую пешеходную зону с объектами культуры, развлечения и отдыха. Для себя я назвал этот замысел «От плотины до Плотинки».
И вот снова туризм дает мультипликативный эффект в экономике, отсюда увеличиваются налоговая база и инвестиционная привлекательность региона. Не надо забывать, что положительный имидж области дает приток капитала по всем направлениям. Над этим мы и работаем.
Просмотров: 5353
Автор: Татьяна Рябова
Фотограф: Владислав Бурнашев