Производители и областная власть должны будут совместно разработать областную подпрограмму «Развитие кооперации и импортозамещения в отраслях промышленности Свердловской области».
Региональная промышленность должна включиться в систему импортозамещения. Усиление позиций на российском рынке уральских производителей обсуждается давно, однако сейчас, в связи с новыми международными реалиями, производители должны переходить от слов к реальным действиям.
Есть ли возможность у региональной промышленности стать конкурентоспособнойна отечественном рынке и насколько выгодна реализация такого варианта, обсудили на прошлой неделе участники комитета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями.
Основным документом, регламентирующим развитие региональной промышленности в новых реалиях, должна стать областная подпрограмма «Развитие кооперации и импортозамещения в отраслях промышленности Свердловской области». Этот документ будет входить в состав государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года». Подпрограмма должна способствовать развитию внутрирегиональной и межрегиональной производственной кооперации предприятий промышленного комплекса Свердловской области, созданию и развитию новых производств и обеспечить доступную информацию о производственных возможностях предприятий промышленного комплекса Свердловской области.
Согласно анализу нынешней ситуации, в промышленном секторе сейчас наблюдается целый ряд проблем. Многие свердловские предприятия не имеют стратегии развития и технологических возможностей для выхода на новый уровень. Кроме того, очевидна проблема с финансированием предприятий и нехватка собственных средств производств на их модернизацию.
Разработчики документа отметили также социальные и правовые проблемы в отечественном секторе промышленности. К первым относится, в частности, нехватка квалифицированных кадров, недостаточная интеграция образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования и промышленных предприятий, а также малая мобильность трудовых ресурсов, ко вторым - отсутствие федерального закона о промышленной политике, регулирующего вопросы развития кооперации и импортозамещения в отраслях промышленности на всех уровнях – от федерального до муниципального и «дорожной карты» развития кооперации и импортозамещения.
Сейчас документ проходит доработку, и региональные промышленники озвучивают свои предложения по этому поводу.
Председатель комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Анатолий Сысоев отметил необходимость создания единого документа – дорожной карты всех возможностей поддержки производителей в регионе и внедрения кластерной основы для предприятий.
«В программу необходимо включить такие инструменты, как налоговые льготы, субсидии на НИОКР, модернизацию и компенсацию процентных ставок по кредитам», - отметил Анатолий Сысоев.
Министр промышленности и науки Свердловской области Андрей Мисюра, в свою очередь, предложил расширить список финансовых инструментов и учесть субсидии на сертификацию, компенсацию процентных ставок кредита на оборотные средства и на НИОКР в сфере импортозамещения.
К существующим нефинансовым инструментам развития промышленности и их актуализации министр предложил добавить информационное сопровождение проектов предприятий (предоставление базовых сведений по объемам закупаемой продукции), создав при этом информационный портал и переформатировав деятельность отраслевых отделов Министерства на работу с проектами промышленных предприятий.
Для промышленников важным оказался вопрос, необходимо ли при новых экономических условиях вообще отказываться от использования иностранной техники на российских предприятий. Вопрос вызвал ожесточенную дискуссию. Так, генеральный директор ФГУП «НПО автоматики» Леонид Шалимов выступил сторонником использования российских станков. По его словам, импортозамещение остается лишь громким словом, пока отечественные предприятия работают на иностранном оборудовании.
По мнению Леонида Шалимова, многие предприятия необоснованно требуют приобретения иностранной техники: ее часто можно заменить отечественны, куда более дешевым аналогом.
«Один завод еще при губернаторе Росселе просил гарантию под 3 миллиона евро для приобретения иностранной техники. Но когда я съездил и посмотрел, какое им требуется иностранное оборудование, то обнаружил, что его можно заменить нашим оборудованием — Уралмашзавода и УОМЗ. И предприятие ужен много лет работает на этой технике», - привел пример Леонид Шалимов.
Генеральный директор ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» Давид Гайдт придерживается кардинально противоположного мнения.
«Не надо говорить про импортозамещение! КАМАЗ разрабатывает газовый двигатель в течение 15 лет. Железо сделал — надо делать мозги. И эти мозги предприятие разрабатывает еще 10 лет. Вопрос цены и качества должен стоять изначально первым и главным!», - высказался он.
Анатолий Гайдт также привел пример из практики:
«В 2002 году китайская делегация приехала к нам в регион смотреть первые экземпляры криогенной техники сосудов системы перевозки СПГ. Китайцы хотели заниматься переводом транспорта на газ. Тогда мы удивили их своими разработками. Прошло 12 лет: в Китае уже несколько заводов по созданию этой продукции, у нас же - еще только планы по созданию первого предприятия. Но самое главное, что наша продукция в 2,5 раза выше по стоимости чем китайская и в 1,5 раза — чем чешская, поэтому смысла приобретать отечественную продукцию зачастую нет».
Глава «Газпром Трансгаз Екатеринбург», отметил, что в есть в среди российских производителей и положительные примеры. Это, к примеру, новая вариация грузовиков «Урал» на основе авиационного двигателя. Но, это, скорее, исключение, а не правило.
Многие участники обсуждения сошлись на том, что оптимальным выходом будет «золотая середина», и полностью сбрасывать со счетов использование зарубежного оборудования не стоит.
Заместитель технического директора УЗТМ Сергей Червяков предложил выбирать производителя на основе тендерной системы, используя при этом таможенные пошлины для усиления позиций отечественных производителей.
Министр инвестиций и развития Алексей Орлов подчеркнул, что документ еще предстоит дорабатывать. Все предложения промышленников по данному вопросу будут рассмотрены и учтены.
Просмотров: 3590
Автор: Мария Мехоношина