Экономический дивизион правительства: будет ли у нас свой Минрегион

Депутаты и чиновники гадают, что стоит за словами Мишарина об округах и муниципалитетах.

В журнале «Эксперт», являющемся настольным журналом президента Дмитрия Медведева, недавно опубликовали материал под названием «Будущее за ответственными» (№ 46, 30 ноября—6 декабря). Содержание перекликается с некоторыми позициями наших экспертов. Сегодня мы решили подробнее изложить наше видение компетенций трех министерств областного правительства — финансов, экономики и возможного министерства муниципального развития. В этом материале мы также взвесим все «за» и «против» создания в Свердловской области новой структуры, подобной Минрегиону России.

Природа кризиса, и причем здесь министерства
В указанном выше журнале Ричард Ку, главный экономист японского исследовательского института Nomura Research Institute оценивает текущий кризис как кризис балансов. При этом эксперт указывает, что то, что переживают сейчас в Америке и в Европе, в Японии случилось еще 15 лет назад. Суть кризиса балансов заключается в том, что субъекты экономической деятельности (хоть корпорации, хоть физлица) учитывая неопределенность в ближайшей перспективе, «перестают брать деньги, чтобы их потратить, а наоборот они начинают тратить весь приток наличности на то, чтобы сократить свою задолженность». Думаем, что данная логика поведения должна напомнить нашим читателям логику нашего областного министра финансов Марии Серовой (как и ее федерального начальника Кудрина). В свете такого видения природы кризиса с нашей точки зрения, и мы считаем, что она созвучна с оценками господина Ку — мероприятия которые предпринимает наше федеральное правительство, несколько даже усугубляют положение. Напомним, что федеральные чиновники с министром финансов Кудриным во главе, пытаются наполнить ликвидностью финансовую систему, уповая на то, что именно кредитные учреждения смогут квалифицированно распределить деньги, исходя из своего многолетнего опыта взвешивания рисков. Однако в том и загвоздка, что в условиях кризиса который мы переживаем, а мы переживаем, прежде всего, кризис доверия, у кредитных учреждений значительно (иногда диспропорционально) усиливается политика взвешивания рисков, ужесточаются требования по процентным ставкам, условиям возврата и требованиям по залогам, которые самые распространенные и нуждающиеся в кредитных средствах докризисные заемщики выполнить просто не могут.
Господин Ку, как и мы в материалах годичной давности, видит выход из данной ситуации через наращивание прямых госрасходов. Так японский опыт показывает, что один доллар госрасходов спасает 15 долларов ВВП. Единственная страна, которая поняла это с точки зрения господина Ку, — это Китай. Кстати необходимо отметить, что названный эксперт делился своими подходами с Кудриным и тот был в шоке, что собственно не удивительно.

Какие задачи необходимо ставить перед нашими министерствами
Напомним, что губернатор Мишарин уже озвучил свой приоритет — переход на проектный принцип управления экономикой области. Учитывая данное обстоятельство, наши эксперты предположили, что министерствам экономики и финансов будет трудно выполнять новые задачи, сохраняя старые свои компетенции. Ведь одной из самых главных задач данных ведомств было решение задач управления не только собственно областного бюджета, но и муниципальных. Следует отметить, что в тот период это было актуально и важно. Однако концентрация на решении данных задач привела, например, к тому, что в области не была выработана грамотная современная финансовая политика, подразумевающая наличие у финансового управленца множества различных ресурсов в виде привлечения средств из различных источников и системы их хранения (депозиты). Так, надо отметить, что в той же Югре, не смотря на ее доходную базу, еще с 2002 года прибегают к такому источнику пополнения доходов, как выпуск облигаций. Последний выпуск намечен на декабрь этого года в размере 6 млрд. рублей.

Контуры Минфина
Задачами «нового» Минфина нам видятся:
—построение эффективной долговой политики;
—наработка квалифицированной компетенции в инвестиционном финансировании проектов;
—наработка квалифицированной компетенции в проектном планировании собственно областного бюджета.
Ряд наших экспертов имеют принципиальную позицию по наращиванию долгов в кризисный период. Во-первых, долгов не следует бояться, что, например, подтверждает статистика, отражающая прогноз роста госдолга развитых стран в 2010 году. Так, по информации, опубликованной в «Эксперте», госдолг Германии по отношению к ее ВВП составит 80%, Франции — 87%, Италии — 127%, Великобритании — 89%, США — 97%, Японии — 200%. Во-вторых, госдолг значительно отличается от долга корпораций, физлиц и т.д., так как изъять и востребовать его значительно сложнее, исходя из его социальной природы. Его радикальное сокращение отражается на экономическом и социальном развитии. Поэтому вероятность его реструктуризации, рефинансирования и отсрочки гашения значительно выше, чем у других долгов.
В свете данных рассуждений наши эксперты рекомендуют депутатам облдумы отменить пункт своего постановления, утвержденного в связи с принятием бюджета-2010 и требующего направлять все дополнительные (неучтенные при планировании) доходы на гашение госдолга. Другое наше предложение — вернуться к обсуждению вопроса о создании регионального резервного фонда.
В плане кадрового вопроса в данном ведомстве, мы остаемся на позициях, что это должен быть человек из сферы инвестбанкинга (оптимальное решение), либо человек знакомый с одной стороны с бюджетной системой области, с другой стороны, имеющий опыт в ведении бизнеса (а точнее привлечении инвестиционных ресурсов).

Контуры Минэкономики
Исходя из изложенных позиций, задачами Минэкономики мы видим:
—профессиональное планирование баланса доходов бюджета, в том числе привлеченных ресурсов, и расходов;
—переговорный процесс по привлечению кредитных ресурсов;
—координация и разработка целевых программ, в том числе привязка генпланов муниципалитетов к планированию проектов областного масштаба;
—разработка грамотной и взвешенной налоговой политики, в основе которой будут лежать расчеты возврата областному бюджету предоставленных льгот в определенном периоде (а не как, к примеру, это делается в рассматриваемом сейчас областной думой законопроекте, подразумевающем предоставление льготы по налогу на имущество аэропорту «Кольцово»).
Было бы глупо, наверное, писать критерии, которых следует придерживаться при решении кадрового вопроса в данном ведомстве, так как по нашим сведениям господин Максимов все же сохранит свой пост. Однако мы все-таки их изложим, потому, как они могут быть созвучны с требованиями нового премьер-министра при обсуждении условий партнерских отношений со своим подчиненным. С нашей точки зрения человек, занимающий данный пост, должен стараться сохранять сложившийся баланс интересов ФПГ, действующих в регионе. Это должно выразиться в нейтральности при разработке целевых программ. Также важно соблюдать нейтральность и при разработке налоговых льгот. Кроме того у данного человека должен быть огромный опыт ведения переговорных процессов, нацеленных на привлечение различных ресурсов с федерального уровня (как в виде субсидий, так и виде кредитов), что должно выражаться в умении обосновать интерес федерального центра реализовать тот или иной проект именно в Свердловской области.

Контуры министерства муниципального развития
Как мы уже писали одной из задач данного ведомства, должна стать ревизия расходных полномочий муниципалитетов, которых они напринимали в последние годы великое множество. Важность данного полномочия заключается в том, что, учитывая в основном дотационный характер наших муниципальных образований, органам государственной власти области приходится также финансировать эти часто необоснованные расходные полномочия.
Второй важной задачей министерства мы видим помощь муниципалам грамотно построить политику разработки муниципальных целевых программ. Кроме того, органы государственной власти, с целью привлечения финансирования собственных инфраструктурных объектов, могли бы, наконец, наработать такую компетенцию, предусмотренную Бюджетным кодексом, как организация межмуниципальных целевых программ, когда в одной программе участвуют от двух и более муниципальных бюджетов.
Отвечая на вопрос, откуда взять ресурсы для создания нового министерства, предложим направить для его комплектования структурные подразделения минфина, отвечающие за взаимодействие с местными бюджетами (в том числе территориальные органы минфина) и частично аппараты управленческих округов.
Успешность создания и работы министерства муниципального развития обусловлено, как нам кажется, и необходимостью дублирования структуры с аналогичными задачами в Законодательном Собрании. Представляется, что для этого необходимо создать специальный комитет (например, Комитет развития местного самоуправления), который бы вобрал себя отдельные функции современного бюджетного комитета (в части регулирования отношений связанных с местными бюджетами) и отдельные функции комитета по законодательству (в части регулирования местного самоуправления).
Руководитель министерства муниципального развития должен отвечать следующим критериям. Во-первых, он должен уметь выстраивать отношения с муниципальными образованиями (учитывая их иногда неумеренные аппетиты). Во-вторых, менеджер должен понимать принципы бюджетного процесса, бюджетного финансирования и составления местных бюджетов, т.е. человек имеющий опыт работы с муниципальными бюджетами. Лучшей кандидатурой, конечно, является нынешний министр финансов Мария Серова. Она отвечает всем обозначенным критериям. Однако существенным минусом данного чиновника является возраст и то, что по информации наших источников, Мария Александровна останется работать главой Минфина.
Еще одним кандидатом может быть Галина Артемьева, в ее копилку можно отнести хорошие отношения, выстроенные практически со всеми муниципальными образованиями. Кроме того, в процессе становления системы контрольных органов, которую она успешно выстроила совместно с председателем Счетной палаты Андреем Измоденовым, ей пришлось близко столкнуться с проблемами формирования местных бюджетов, к слову проблема ей знакома со времен председательства в Верхнепышминской думе. Минус у нее, как и у предыдущего кандидата, связан с возрастом.
Мог бы структуру возглавить и председатель бюджетного комитета Владимир Терешков. Он отвечает представленным критериям, но опять все упирается возраст. В связи с этим мы видим, что губернатор с целью преодоления вопроса о возрастном цензе, мог бы придерживаться принципа, что указанные люди могли бы войти в команду хотя бы в течение первого срока Александра Мишарина, так как к его концу им будет 65-67 лет.
Хотя, конечно, есть и другие кандидатуры. Например, руководитель одного из действующих округов. Явно очень хочет оказаться на этом месте бывший вице-премьер по подготовке к ШОС Олег Гусев, имевший опыт руководства одним из управленческих округов. Но в целом, какой-то яркой и харизматичной фигуры на место министра пока не предвидится. Возможно, какие-то варианты будут предложены одной из ФПГ, из тех, что имеет разветвленное присутствие в городах Свердловской области. Речь идет о Группе Синара, УГМК или о «РУСАЛе». У всех их есть свой кадровый резерв из бывших депутатов, бывших и действующих мэров городов, но пока не ясно, какие будут отношения у нового губернатора и новой команды с крупными предприятиями региона. Поэтому, наши эксперты говорят, что идея нового министерства все больше перестает нравиться новому губернатору.
Свердловские парламентарии не знают радоваться им или грустить, слушая разговоры о возможной организации Министерства муниципального развития. Те, кто вслушивался в речи Мишарина, прозвучавшие в день утверждения Гредина, утверждают, что у губернатора неоднозначная позиция по поводу нового министерства и судьбы округов. Поэтому, кстати, те, кто пытался лоббировать новый орган, решили придержать коней.
«Мы получаем информацию полунамеками. Звучат какие-то противоречивые вещи, сначала Мишарин говорит, что да, надо с округами что-то делать. Потом мы узнаем, что он думает уже о количестве округов и количестве муниципалитетов»,— говорит один из депутатов облдумы. Подтверждает информацию один из чиновников областного правительства.
«Надо заниматься развитием территорий, но, возможно, специального министерства и не будет. Новый премьер Анатолий Гредин сказал, что есть подразделение в администрации губернатора по работе с муниципалитетами и, якобы, его достаточно. Округа сейчас не нужны никому, они играли роль социального равновесия. Например, разморозил глава какого-то муниципалитета территорию — приезжает глава округа, начинает «замазывать» вопрос. При этом идет постоянно дублирование функций, двойные расчеты, двойная бухгалтерия. Реальные полномочия округа давно потеряли. Возможно, сейчас не будет организовываться новое министерство, занимающееся муниципальным развитием, но округа могут исчезнуть, а количество муниципалитетов — сокращено. Например, есть Каменск-Уральский и Каменский район, или Нижний Тагил и Пригородный район или Ирбит, Богданович и окрестности. Эти территории нужно укрупнять. Все равно, районы вокруг Нижнего Тагила и Каменск-Уральского живут бедно и подпитываются за счет городов, пусть это будет единым муниципальным образованием, когда город и район поддерживают и развиваются параллельно. При этом будет сокращен чиновничий аппарат»,— считает наш источник информации.

Условия успешной реализации наших предложений
В заключении мы хотели бы указать на три существенных условия, от которых зависит успешность реализации новой экономической политики.
Первое условие — создание грамотной, квалифицированной правовой базы. До настоящего времени с этой задачей справлялся только Уральский институт регионального законодательства. Отметим только, что ряд экспертов поделились с нами, что руководство данным учреждением необходимо вернуть Алексею Лобашеву. Под его началом гарантирована успешная реализация «заточки» правовой базы региона под новые  задачи.
Второе условие — развитие системы контрольных органов с постановкой им новой приоритетной задачи – аудита становящейся системы управления. Дело в том, что задачи действующего контрольного органа, как и всех управленческих органов региона были «деформированы» (в большей степени) под контроль муниципальных бюджетов. В новых условиях контрольный орган должен ориентироваться на проверки эффективности расходования бюджетных средств.
Третьим условием является развитие Департамента госзаказа, созданного губернатором Росселем в самом конце правления, но который мог бы взять на себя роль центра материального обеспечения проектов, что выражалось бы в единых подходах при заказе материалов и обслуживающей техники.


 

Просмотров: 1085

Автор: Максим СУХОВ

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Захар Архангельский, исполнительный директор:

«Самое время собраться с друзьями где-нибудь в новой локации».

понедельник, 18 января

Сегодня

-13
-13
-11
-11
Днем
-20
-20
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 11:17

СвЖД выплатила свыше 20 млрд рублей налогов в бюджеты и внебюджетные социальные фонды в 2020 году

В региональные и местные бюджеты магистраль перечислила 10,1 млрд рублей.

Сегодня в 11:16

За минувшие сутки с улиц Екатеринбурга вывезли более 13 тысяч тонн снега

Сегодня днем районные службы благоустройства задействуют для уборки 172 единицы спецтехники.

Сегодня в 11:01

В Свердловской области организуют школу осознанного родительства

Туда будут привлекать не только будущих мам, но и отцов с близкими родственниками.

Сегодня в 10:32

В США предсказывают полмиллиона смертей от коронавируса к середине февраля

Ситуация с вирусом продолжит ухудшаться.