«Кадровая скамейка» Мишарина: кто хочет и кто может

Свердловские чиновники и политики питают надежду попасть в аппарат к новому губернатору.

За прошедший период губернатор Мишарин плотно работал не только над составом правительства, но и взял под контроль формирование списков ведущей партии «Единой России». В связи с этим рискнем предположить, что у него и в данной сфере возникли вопросы по кадровому составу парламента. Ведь депутаты также играют ключевую роль (а иногда даже самую ключевую) в реализации любой политики в регионе, будь то хоть экономическая, хоть социальная. Поэтому в данном материале мы изложим наши соображения, в том числе и по некоторым подходам в формировании пула кандидатов в депутаты от партии власти.

Кто такие депутаты?
Как известно, русский язык велик и могуч и фразу «Кто такие депутаты» можно сказать в разной тональности. За короткий период с момента назначения Александра Мишарина губернатором в СМИ мы уже приписывали ему такой речевой оборот: «Кто такие депутаты? Что они вообще решают? Им что скажут, за то и проголосуют». Признаем, что некоторые действия народных избранников в том же временном отрезке могли привести к неправильному мнению о роли депутатов. Но учитывая, что, даже исходя из требований федерального законодательства, с депутатами необходимо считаться, в этом материале мы обращаем внимание новой администрации на ключевые моменты в работе парламента, способствующие снижению многих рисков. Ведь эти риски могут возникнуть как при решении кадровых вопросов в правительстве, так и в течение правотворческого процесса, направленного на реализацию политики нового губернатора.
Первый момент связан с процедурами рассмотрения различных документов в свердловском парламенте. Здесь надо отдать должное тем составам свердловского парламента, которые отрегулировали данные процедуры в различных нормативных правовых актах, а именно в законе «О правовых актах в Свердловской области» и в регламентах палат Законодательного собрания. Так, одним из ключевых принципов в процессе рассмотрения законопроектов является рассмотрение их в трех чтениях. При этом все три чтения должны быть разнесены во времени таким образом, чтобы можно было хорошо проработать документ в части учета всех поправок и всех возможных ошибок, вплоть до орфографических.
Следует отметить, что в последние годы, в связи с принципиальной позицией руководства парламента, данный принцип нередко нарушался и документы рассматривались часто на одном заседании сразу в трех чтениях. Известно также, что были и серьезные последствия такой спешки, выраженные в совершенно конкретных суммах. Думаем, депутаты-аксакалы прекрасно помнят тот случай, который впоследствии был подан как «техническая ошибка», когда область чуть не «подарила» Екатеринбургу полмиллиарда рублей. А все из-за того, что кто-то надеялся на порядочность органов местного самоуправления столицы Урала и не закрепил в законе в виде нормы обязательства горожан. Хотя некоторыми специалистами и обращалось внимание лиц, принимающих в то время законотворческие решения, на природу руководства Екатеринбурга (в том смысле на возможность «обойти» устные договоренности, прикрывшись местными депутатами).
К слову, «стрелочниками» тогда назначили консультантов комитета по бюджету областной думы Татьяну Богомолову и Марину Лапинскую. В то же время опрос экспертов на предмет, насколько велика была их вина, показал неожиданные результаты. Так, большинство оценивали чиновниц как «ценные кадры» не только бюджетного комитета, но и всего аппарата Законодательного собрания. В отношении Лапинской указывали также на тот факт, что председатель бюджетного комитета Владимир Терешков еще в момент своего «комитетского воцарения» бился, как лев, чтобы удержать данного специалиста в своем окружении. В недавнем своем материале мы обращали внимание на возможность введения института стат-секретарей в министерствах и ведомствах (в каком ранге будут эти люди, не так уж и важно). Консультанты бюджетного комитета, уже давно переросшие свои должности, стали бы отличным связующим «бюджетным» звеном между министерствами и региональной легислатурой.
Возвращаясь же к примерам, к чему может привести нарушение принципа рассмотрения законов в трех чтениях, мы еще раз обращаем внимание на возможную судьбу недавно принятых поправок в Избирательный кодекс. Конечно, в настоящее время трудно сказать все возможные сценарии развития событий, но то, что они могут пойти по негативному пути, подтверждают многие специалисты. Доказательством тому являются уже поданные иски ЛДПР.
Следующим важным моментом является заблаговременное внесение в парламент документов, в том числе по кадровым решениям. Не знаем, какими соображениями руководствуется команда нового губернатора, нарушая данный принцип, но выскажем свое мнение, что делает она это в том числе и во вред своим интересам, незначительно снижая те риски, которые окружение Мишарина хочет исключить. Для начала попробуем перечислить эти риски. По мнению ряда экспертов, новая администрация, применяя такую технологию, пытается обеспечить стопроцентное прохождение своих кандидатур и исключить возможные препоны со стороны депутатов, которые могут воспротивиться кадровым решениям. Поделимся своими соображениями, что последние страхи уж точно несвоевременны. Все последние голосования по принципиальных вопросам, начиная с назначения Александра Мишарина, показали, что свердловский парламент, включая оппозицию, готов чуть ли не единогласно поддерживать все предложения лидера области. Однако мы хотели бы отметить, что заблаговременное внесение документов позволяет все же более детально проработать вопросы, а в случае с кадровыми решениями позволяет депутатам сформулировать назначаемому чиновнику те принципы и видение его полномочий, которые с их точки зрения важны на его должности. Полезна такая ситуация и для назначенца. Он получает опыт общения с народными избранниками уже с позиций той должности, на которую его назначают, а во-вторых, как мы уже отметили выше, он может скорректировать некоторые свои приоритеты, услышав ценные замечания со стороны людей, непосредственно общающихся с народом.

Возможно ли возрождение УИРЗа?
Третий ключевой момент в работе парламента заключается в хорошо поставленной процедуре экспертной оценки всех правовых актов, поступающих в парламент. Можем показаться нудными, но скажем, что ключевую роль при прежней администрации в данной сфере играл Уральский институт регионального законодательства (УИРЗ) и особенно действующий в его рамках экспертный совет. Опрошенные нами депутаты областной думы в неформальных беседах подчеркивают, что расцвета своей компетентности данное учреждение достигло при Алексее Лобашове. Косвенным доказательством того, что необходимо этого специалиста вернуть к руководству учреждением, можно назвать ситуацию нынешнего года с принятием бюджета, когда г-н Лобашов отошел (возможно, в результате обиды) от активной работы над основным финансовым документом области. Каковы будут последствия этого, мы можем «почувствовать» позже, хотя лучше бы ничего не было. Не исключаем, что и с изменениями избирательного законодательства могла быть совсем иная картина, будь этот человек в процессе подготовки нормативного правового акта.
В данном материале хотелось бы обратить внимание и на еще одну особенность этого учреждения в свете кадрового вопроса. Выходцами данного института являются Марат Гарипов (руководитель юридического управления минэкономики и очень известный специалистам минфина эксперт по вопросам этого ведомства) и Сергей Богданов (возглавлявший некогда юридического управление в администрации губернатора, ведущий правовед бюджетного законодательства федерального уровня).
По нашим сведениям, в администрации губернатора стоит вопрос по судьбе Марины Обрубовой, заместителя руководителя администрации, специализировавшейся на правовых вопросах. Не знаем, чем руководствуются специалисты в окружении Александра Мишарина, если такое кадровое решение рассматривается, но поделимся информацией ряда экспертов, что в УИРЗ есть специалист, способный заменить чиновницу. Речь идет о научном секретаре экспертного совета Надежде Абакумовой. Думаем, что доказательством оценок экспертов может послужить деятельность, которой занимается эта дама в настоящее время. В сухом остатке ее обязанности можно вывести в следующую формулу: уловить суть вопросов при их обсуждении ведущими специалистами во время заседаний экспертного совета, а затем все это сформулировать в заключениях авторитетного института, без которых, кстати, народные избранники некоторые вопросы даже не берутся рассматривать.
Учитывая, что после отстранения от руководства институтом Алексея Лобашева в структуре и кадровом составе данного учреждения произошли значительные изменения, рискнем предположить, что с точки зрения карьеры некомфортно себя чувствуют и такие специалисты, как Игорь Ромшин, Мария Власова.
Что касается Марины Обрубовой, то, по мнению наших респондентов, «выводить за орбиту» данную чиновницу также не стоит. Ее оценивают как высококлассного специалиста в правовых вопросах.
Новые люди в списке «Единой России»?
Сегодня у губернатора есть все шансы сформировать «свой» список «Единой России». В думе ему понадобятся соратники, говорящие с ним на одном языке и понимающие стратегические задачи органов госвласти в условиях проектного управления регионом. Так, анализ последних событий на политической арене показал, что Александру Мишарину предъявляются минимальные возражения, в том числе в части формирования списка кандидатов партии власти. Возможно, это обстоятельство обусловлено тем, что элиты в силу неожиданного назначения «не Росселя» впали в ступор и пока не успели найти «свое место» при новой администрации. Необходимо отметить, что данная ситуация будет длиться недолго, и команде лидера региона необходимо поспешить с формированием своего пула соратников в различных управленческих сферах Свердловской области.
Одним из источников формирования депутатского корпуса являются прежние квалифицированные управленцы, должность которых была обусловлена близостью к губернатору, и их пришлось заменить. Другим эффективным источником формирования парламента, который дал прежней администрации немало ярких кадров, являются органы местного самоуправления и люди, знающие специфику муниципальных образований (местные обычаи, если угодно).
Понимаем, что у команды губернатора сейчас большие сложности с временным ресурсом, поэтому потенциальных кандидатов можно поискать среди представителей муниципалитетов на областном уровне, например это мог бы быть председатель союза местных властей, в недавнем прошлом глава Режа Александр Штейнмиллер. Предпосылки возможного назначения «муниципалов» в правительство особенно активно начали обсуждаться после внесения в качестве главы минсоцзащиты экс-мэра Асбеста Владимира Власова.
Необходимо отметить, что муниципальная специфика знакома специалистам и некоторых структурных подразделений государственных органов власти, таких как Счетная палата, контрольное ведомство минфина или структурное подразделение минсельхоза, организующее работу своих территориальных органов. Так, например, председатель Счетной палаты Андрей Измоденов имеет опыт парламентской работы как на федеральном, так и на региональном уровне. Правда, данному руководителю необходимо закончить работу по формированию системы контрольных органов.
Сегодня мы видим, что у губернатора есть своя «кадровая скамейка» из людей, близких ему по железной дороги. Но политические элиты региона и обитатели двух домов, которые находятся на другой от резиденции губернатора стороне Исети, все же мечтают о том, что их карьера не закончена и после Росселя наступит «второе дыхание». И мечтать им, конечно же, никто не запретит…

Просмотров: 1381

Автор: Максим СУХОВ

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Анна Семенова, певица:

«Сегодня мы отогреваемся после заморозков и неизвестно, что будет завтра».

четверг, 28 января

Сегодня

-4
-4
-2
-2
Днем
-7
-7
Вечером
Загрузка...