КОНФЛИКТ ЕРЦ и РИЦ: о совхозах, слонах и СИСТЕМЕ. Статья депутата Дмитрия Сергина

Политик проанализировал ситуацию с возникновением новой структуры, которая будет принимать платежи от населения.

КОНФЛИКТ ЕРЦ и РИЦ: о совхозах, слонах и СИСТЕМЕ. Статья депутата Дмитрия Сергина - Фото 1
Проблемы ЖКХ: дырявые и рвущиеся трубы, пьяный слесарь, проворовавшийся председатель ТСЖ, за год работы в должности купивший себе престижную иномарку, высокие тарифы и миллионы, миллионы, миллионы… денежных средств граждан крутящихся в этой сфере – вот главные темы для обсуждения и критики бабушек на лавочках, средств массовой информации и властных мужей (или чиновников) всех уровней.

Каждый день в самых прогрессивных умах возникают идеи, как спасти ситуацию, как снизить тарифы и при этом навести порядок и отремонтировать дома, как предоставить чистую воду, которую можно будет пить прямо из крана.

Очередной рецепт на лекарство от всех болезней в сфере ЖКХ активно обсуждается сегодня в Екатеринбурге и Свердловской области. Оказывается если в Екатеринбурге заменить организацию, которая называется ЕРЦ на организацию, которая будет называться РИЦ, то все проблемы рассосутся сами собой.

Давайте попробуем отделить зерна от плевел, попытаемся увидеть реальные проблемы и ответить на вопрос: действительно ли предлагаемый рецепт является панацеей?

Корни зла…

Сегодня много говориться о реформе ЖКХ, с одной стороны, и существующих проблемах этой отрасли, - с другой. В преддверии дня ЖКХ, который отмечается в России в конце марта, хотелось бы порассуждать на эту острую и животрепещущую тему. Классика советского кинематографа, констатирующая глубину вопроса, ярко демонстрирует систему работы отрасли в фильме «Афоня». Действие фильма разворачивается в спокойное время развитого социализма. Однако и там, и сегодня мы видим подвалы, затопленные водой – «хоть нормы ГТО сдавай». Как и 40 лет назад слесарь-сантехник балагур и весельчак, но в то же время любитель выпить и хапуга, не заинтересованный в конечных результатах своего труда.

Как не согласиться с тем, что жулья в этой сфере, хамства и непрофессионализма хватало всегда. Но ведь были и есть такие люди, как начальница слесаря Афони, человек душой болеющий за свое дело и стремящийся передать свой опыт молодому поколению.

Если говорить о глубине проблемы, как не вспомнить, что отрасль находилась в государственных руках, и в 80-е и 90-е годы собирала с граждан деньги, которые направлялись на латание дыр, где угодно, и в первую очередь в бюджетах, но не в самой сфере ЖКХ. Как быть с тем, что не ремонтированные добрых пару-тройку десятков лет трубы имеют износ 70-90%. Что делать с тем, что существующие инженерные решения не позволяют отключить от тепла квартиру злостного неплательщика, а само тепло производится за десятки километров от места его потребления и приходит не в самых лучших потребительских качествах.

Когда половине жителей дома во дворе нужна парковка для автомобилей, а другой половине скамейки, детские и спортивные площадки, и эти две половины одного дома готовы пойти друг на друга стенкой. Как быть?

А если этот клубок отношений и нерешенных проблем, как сегодня для создания конкурентной среды, поместить в коммерческие условия, то получиться не рынок, а базар. А в этих условиях, главный принцип, который провозгласил еще Гиппократ в другой отрасли, но как нельзя к стати применимый здесь – не навреди. И все реформы в сфере ЖКХ сегодня нужно проводить очень осторожно, что бы не навредить.

Как слон в посудной лавке…

Действия по принуждению Управляющих компаний города Екатеринбурга к переходу от взаимодействия с успешно работающим ЕРЦ, к только что созданному РИЦ, напоминают действия слона в посудной лавке. В последние дни информационное облако вокруг перехода полномочий по администрированию начислений для граждан от привычного, понятного к разрекламированному и навязываемому, от ЕРЦ к РИЦ затмило суть проблем ЖКХ.

Декларирование необходимости создания общеобластной структуры, которая будет заниматься начислениями для граждан ставит целью совершенствование прозрачности платежей, уход от произвола УК, недопущение выставления двойных квитанций и многое другое. Цели как говориться благие, но благими намерениями выстлана дорога в ад. Необходимо в первую очередь разобраться в сути проблем, разделить, для кого это действительно является проблемой – для области в целом, или для Екатеринбурга, в частности. Решать проблему нужно там, где она существует. Решая проблему необходимо решать причину ее возникновения, а не следствие.

Давайте попробуем понять, как работает система в Екатеринбурге сегодня, как происходит начисление для граждан, как выставленные счета граждане оплачивают и какова судьба перечисленных гражданами денежных средств.

В г. Екатеринбурге 75 % начислений жителям (лицевых счетов) осуществляет Единый Расчетный Центр (ЕРЦ) или 480 000 лицевых счетов. 25 % начислений по лицевым счетам производят небольшие управляющие компании (УК), товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), те кто имеют в своем управлении один-два дома и самостоятельно производящих начисления для жителей своих домов.

Учитывая колоссальный объем работы, проходящий через ЕРЦ, можно говорить, что в городе за десятилетие создана мощная и работающая СИСТЕМА. Ее можно расценивать как монополию. Но эта монополия естественная, а не навязанная, и работает она потому, что никто лучше не предложил.

Обсуждаемое в дискуссиях предложение по переходу от ЕРЦ в РИЦ это насаждение услуги, которая с рыночными отношениями и конкуренцией не имеет ничего общего. Чтобы эта система работала, и работала отлажено, без системных сбоев, проведена огромная работа и созданы соответствующие условия для удобства жителей.

Что делает ЕРЦ в Екатеринбурге сегодня:
- Подготовка счета. На первый взгляд несложная операция, но только в случае, если это начисления по нормативам, тогда выставляется счет с одними и теми же параметрами.
Количество таких счетов с каждым месяцем сокращается.

Во-первых, идет движение по зарегистрированным людям - кто-то прописывается, кто-то переезжает, кто-то рождается, кто-то, увы, умирает. И это не единичные случаи, данное движение должно своевременно учитывается в выставляемых счетах.

Во-вторых, сегодня практически все управляющие организации, включая ТСЖ и ЖСК, производят доначисления гражданам за общее домовое потребление коммунальных услуг, это то же должно быть учтено в выставляемых счетах. Уверяю Вас, эта операция не нравиться не только гражданам, но и самим управляющим организациям. Но существует Постановление Правительства РФ № 307, которое предписывает производить такие перерасчеты. Формул, которые содержаться в этом документе, достаточно много, они не всегда понятны жителям не только по расчетам, но и по своей логике. Принято считать, что за общее домовое потребление электроэнергии мы платим за лампочку в подъезде. Однако это далеко не так. Мы (добросовестные жители) оплачивая общее домовое потребление электроэнергии, в том числе, платим за вора, который живет в нашем подъезде или доме. Внешне такой человек может не выглядеть как вор, а иметь очень благопорядочный вид. Но все же, квартирного прибора учета электроэнергии у такого человека нет. Зарегистрирован он в квартире один, и соответственно, платит по нормативу за одного человека. Но живет это человек с семьей, зарабатывает хорошо, поэтому имеет кондиционер, посудомоечную и стиральную машину, электрокамин и обогреватель. Он не мучает себя экономией электроэнергии, зачем, ведь он платит по нормативу за одного человека, а все что он потребил реально ложиться на плечи экономных пенсионеров. Считается, что тот, кто платит по нормативу, оплатил уже все издержки, в том числе по общему домовому потреблению, поэтому, что им потреблено свыше норматива, ложиться на общий домовой прибор учета (счетчик) и оплачивается теми, кто имеет индивидуальный прибор учета, пропорционально своему потреблению в доме. Так написано в ПП № 307, если его перевести с чиновничьего языка на язык понятный простому гражданину. Вот это проблема в системе ЖКХ, которую необходимо решать, а простая замена ЕРЦ ни РИЦ, как бы нам ни хотелось, ее не решит.

Так вот, для правильного формирования квитанции (счета), необходимо во время собрать данные с УК об общем домовом потреблении, учесть количество электроэнергии начисленной гражданам по нормативу (в квартирах, где нет прибора учета), учесть кол-во э/э потребленной по индивидуальным (квартирным) приборам, произвести необходимые расчеты и доначисления.

Необходимо учесть льготников и предоставить информацию социальным службам о суммах компенсаций гражданам, имеющим субсидии или иные льготы. Вся эта информация должна формироваться и предоставляется достаточно оперативно.

Вспомните начало процесса по монетизации льгот. Где произошли сбои и жители во время не получили положенные льготы? Вспомните, кто не смог своевременно предоставить информацию о льготниках? Это как раз небольшие УК, ТСЖ и ЖСК, то есть те, чьи счета не формирует ЕРЦ. Вспомните, как льготники домов-ТСЖ получили полные квитанции на оплату ЖКУ, а компенсацию на свои счета не могли получить еще очень долго, обивая пороги, унижаясь и пытаясь найти правду. Зачем изобретать колесо, когда оно уже изобретено. Мы снова хотим наступить на те же грабли и расшибить лоб? Пусть ЕРЦ занимается тем, что хорошо умеет. Вспомните, для льготников, чьи счета формируются в ЕРЦ, таких проблем не было.

- Печать и доставка счетов адресату. То же несложно. На первый взгляд. Но напечатать нужно таким образом, что бы показатели потребленных услуг были адресованы именно тому абоненту, который их реально потребил. То есть, счет должен попасть в конверт (в рамках закона о защите персональных данных) и счет Иванова Ивана Ивановича должен прийти именно к нему, а не другому. Необходима своевременная и точная доставка счетов адресату, Мне кажется, что сегодня даже Почта России не сможет сравниться с системой доставки созданной ЕРЦ ни по объемам, ни по качеству.

- Предоставление комфортных условий для оплаты жителем полученных счетов. Житель, получив свой счет, идет его оплачивать, для этого у ЕРЦ заключены необходимые договоры с банками, которые принимают платежи без комиссий. У ЕРЦ создана своя сеть приема платежей. У ЕРЦ создана своя сеть приема граждан специалистами, работает колл-центр. Все это позволяет жителям оперативно снимать появляющиеся вопросы и осуществлять платежи в удобном месте и в удобное время. Оплатить счет можно либо ближе к дому, либо ближе к работе, либо при осуществлении покупок в магазинах, с уверенностью, что данный платеж не заблудиться, а придет именно в ту управляющую компанию, которая управляет домом конкретного плательщика. Кто сможет предложить подобный комплекс услуг? Для удобства жителей такую сеть сначала необходимо создать, отладить внутренние взаимоотношения этой сети. Только после этого можно на равных конкурировать с ЕРЦ.

- Распределение денежных поступлений по направлениям. Собираемые денежные средства без промедления распределяются и уходят на счета предприятий и организаций, в соответствии с распоряжениями управляющих компаний.

Конечно, существуют управляющие организации, сотрудничающие с ЕРЦ, которые не всегда добросовестно походят к последующему распределению полученных денежных средств. Полученные денежные средства не всегда во время уходят поставщикам коммунальных услуг (ТГК, водоканал), подрядным эксплуатирующим организациям, перевозчикам мусора, организациям, проводящим ремонтные работы.
Существование таких неблагонадежных компаний для Екатеринбурга не является системой. Это лишь исключение из правил. Большая часть нарушений существуют как раз там, где работают небольшие управляющие компании, ТСЖ или ЖСК, которые производят начисления гражданам самостоятельно, а не через ЕРЦ.

Но самое интересное, что никакой другой орган, созданный для администрирования платежей жителей этот вопрос не решит. ЕРЦ или иная организация, занимающаяся биллингом, осуществляет предъявление счетов и транзит собираемых денежных средств. Такой транзит осуществляется только по распоряжению организации предоставляющей услуги, и от имени которой счета выставляются. Биллинговая компания не может самостоятельно распоряжаться деньгами граждан и определять приоритеты их расходования. Как бы им этого не хотелось, даже в благих целях.

На уровне взаимоотношений - житель – УК – поставщик коммунальной услуги – ЕРЦ - проблема совсем в другом. Проблема в том, что, например, поставщик предъявляет УК 100 единиц ресурса, УК может предъявить жителям по нормативу только 90 единиц ресурса, а жители (в целом платящие во время, но при наличии 5% должников) оплачивают 85 единиц ресурса. Пока суть да дело, идет сверка и прочее УК числятся в должниках, пока жители-должники не закроют свой долг, УК числится в должниках. Эти рабочие моменты, которые в системе ЖКХ называются «СВЕРХНОРМАТИВ» и «НЕПЛАТЕЖИ», к сожалению, созданием новой структуры не решить.

Где собака порылась…

Наверное, проблема отсутствия единой системы и существование разрозненных структур по формированию и выставлению счетов гражданам за ЖКУ имеет место для городов и поселков области, как встречается она в небольших УК, ТСЖ и ЖСК Екатеринбурга. Скорее всего, создание общеобластного биллингового центра для городов и поселков Свердловской области – правильный шаг. Но Екатеринбург в эту схему не вписывается. Какой смысл городить огород в системе начислений г. Екатеринбурга, которая работает и работает хорошо (для тех домов, где начисления идут через ЕРЦ). Создавать что-то новое нужно там, где не работает существующая система. Подход «весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем…» мы проходили почти 100 лет назад. Как показала история ничего хорошего из этого не выходит.
Задекларированная цель создания РИЦ - совершенствование прозрачности платежей, уход от произвола УК, недопущение выставления двойных квитанций – абсолютно правильная. Двойные квитанции действительно серьезная проблема, которую надо решать, но к несчастью РИЦ ее не решит, как и не мог решить ЕРЦ. Это просто за рамками компетенции подобных организаций.

Приведу пример: сегодня для регистрации ТСЖ необходимо представить в налоговую службу протокол общего собрания собственников о выборе такого способа управления. Протокол подписывается двумя жителями. Теоретически собрание должно было быть, но практически оно не всегда проходит, и большинство жителей о таком собрании даже не слышали. Часто находятся любители легкой наживы, которые приносят протоколы с двумя подписями в налоговую службу, регистрируют ТСЖ. В последствии такие вот «предприниматели» начинают самостоятельно выставлять квитанции от имени ТСЖ (заведомо незаконные), а параллельно приходят законные квитанции подготовленные ЕРЦ (или РИЦ – что уже не важно). Аналогично подобные незаконные квитанции могут приходить от кого угодно – от ИП, или от никому неизвестной УК. В данной ситуации речь идет о незаконных действиях третьих лиц, и пресекать такую деятельность должны соответствующие органы. Биллинговая компания такую незаконную деятельность пресечь не сможет, как бы она не называлась ЕРЦ или РИЦ.

На этом проблемы двойных квитанций не заканчиваются, они только начинаются. Жители по разному реагируют на происходящие события – кто-то продолжает платить действующей УК, по квитанциям ЕРЦ; - кто-то начинает платить по квитанциям выставляемым ТСЖ; кто-то перестает платить вообще. Пока действующая УК судиться с ТСЖ, проходит год или два, на доме образуются долги жителей перед поставщиками, но эти долги числятся за действующей УК. В свою очередь псевдо ТСЖ заключать договоры с поставщиками ресурсов и не торопиться, они только изображают борьбу за защиту прав граждан. И самое интересное, что таких «дельцов» устраивает любое развитие событий. Проиграет горе-ТСЖ суд – «ну извините, мы хотели как лучше, а нам везде палки в колеса ставили…, но мы судились, оплачивали услуги юриста, защищали Ваши права, платили уборщице и др, у нас денег нет, мы уходим…», а жители остаются с долгами. В случае если им повезло, и такие проходимцы выиграли суд - «извините, два года шел суд, деньги получала действующая на тот момент компания, пусть она и платит долги поставщикам». Ни в той и ни в другой ситуации создание РИЦ не предполагает решения таких конфликтов между хозяйствующими субъектами. Заложниками конфликта все равно остаются жители, один на один со своими проблемами. Пути решения таких проблем иные. Это вопрос большой, сложный, но он не является темой данного материала.

Навязанная смена ЕРЦ на РИЦ не решит не только эти вопросы и проблемы, но многие другие. И вообще.., силовыми методами и нажимом ничего решить нельзя. В свое время Михаил Афанасьевич Булгаков устами профессора Преображенского говорил: «Террором ничего поделать нельзя… Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему».

Ложка дегтя…

Слишком уж идеальным у меня получился образ ЕРЦ, хотя в реальной жизни это, разумеется, не так. Конечно, ЕРЦ не ангел и проблем и у них достаточно. Бывают и у них компьютерные сбои, следовательно ошибки в начислениях. На прием к специалиста бывают очереди из возмущенных жителей, а по горячему телефону не всегда можно дозвониться. Но я понимаю, жизнь не стоит на месте, меняется законодательство, тарифы, условия. Наконец растет правовая грамотность и активность граждан. Главное, созданная система позволяет адекватно реагировать на меняющиеся условия, есть механизмы способные решать возникающие вопросы и решать их оперативно. Лучше уж в бочке меда - ложка дегтя, чем совсем без меда.

Колхоз «Заветы Ильича»…

Ситуация по созданию РИЦ который должен производить начисления за ЖКУ для всех жителей области, в том числе по лицевым счетам жителей Екатеринбурга очень напоминает создание колхозов и совхозов на заре социализма. Из уроков истории вспоминается, когда под пламенные речи крепкие хозяйства объединялись с хозяйствами нищими, в части которых и работать то не все хотели. Вот такая уравниловка просматривается и в создании общеобластного РИЦ. Механизмы распределения средств, которые работали в таких колхозах - всем сестрам по серьгам, от каждого по способностям каждому по потребности. Зачастую отношение к жизни некоторых работников убыточных хозяйств можно определить следующим образом: «не так страшно, что моя корова сдохла, страшно, что у соседа корова жива осталась».

Так же, образно, этот общеобластной жилищно-коммунальный кошелек в виде РИЦ можно представить как среднюю температуру по больнице. Но беда в том, что средняя температура по больнице получается тогда, когда один пациент остывает в морге, а другой находится в жаре в реанимации. Ну а в целом средняя температура по больнице нормальная. При сосредоточении платежей за ЖКУ всей области в руках РИЦ коммунальный рай конечно не наступит, но взаиморасчеты предприятий ЖКХ в городах и поселках области оживятся. Правда, деньги жителей Екатеринбурга ручейком будут утекать во все веси Свердловской области. От такого колхоза, безусловно, выиграют жители глубинки. А вот нужно ли это жителям Екатеринбурга, этот большой вопрос.

Просмотров: 1388

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

суббота, 27 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

В Екатеринбурге проходит Чемпионат России по синхронному плаванию

Вчера в 21:19

В Екатеринбурге проходит Чемпионат России по синхронному плаванию

Во Дворце водных видов спорта выступают более 250 участников.

Спрос на автоматизированные камеры хранения на вокзалах СвЖД вырос на 22%

Вчера в 18:55

Спрос на автоматизированные камеры хранения на вокзалах СвЖД вырос на 22%

По статистике самая востребованная продолжительность аренды ячеек – 3 часа.

Свердловские аграрии начали посевную кампанию

Вчера в 17:39

Свердловские аграрии начали посевную кампанию

Работы начались на 20 тысячах гектаров полей.

Власти обновили стенд Свердловской области на выставке «Россия» на ВДНХ

Вчера в 17:26

Власти обновили стенд Свердловской области на выставке «Россия» на ВДНХ

Глубокой модернизации подверглась мультимедийная начинка стенда.